Цель: привитие любви к малой Родине и сопричастности к истории Кубани.
Задачи:
- Развивающие: расширение кругозора учащихся, развитие умения работать в микрогруппах.
- Воспитательные: воспитание чувства гражданственности, патриотизма, уважения к традициям предков, желание принести пользу Родине.
- Образовательные: повторение исторических событий в крае, дополнение материала школьной программы новыми фактами и именами.
Форма урока: познавательно-интеллектуальная игра с социальной направленностью.
Оборудование урока: компьютер, экран, предметы старины, “кирпичи” импровизированного макета дома “Кубань”, пословицы, листы бумаги, ручки, портреты выдающихся личностей Кубани, картины по теме урока.
Литература:
- В. Бардадым. Ратная доблесть кубанцев. – Краснодар, Северный Кавказ, 1993.
- Кубановедение. Поурочное планирование и методические рекомендации. Под ред. А.Г. Еременко. – Краснодар. 2005.
- Край кубанский (краеведческие викторины) (составили Антищев О.Ю., Лакербай З. К.). – Краснодар, 2000.
- Маслов А. В. Кубанская старина. – Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 2006.
- Маслов А. В. Три века истории Кубани (XVIII – XX) Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 2005.
- Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры (составил О. В. Матвеев), Краснодар, 2002.
- По страницам истории Кубани (под ред. В. Н. Ратушняка). – Краснодар, Советская Кубань, 1993.
- Попко И. Д. Черноморские казаки. – Краснодар, 2002.
- Ратушняк В. Н. История Кубани. – Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 2002.
- Твой Олимпийский учебник. – М., Физкультура и спорт, 2003.
Ход урока
Звучит песня “Под крышей дома твоего”.
Учитель:
У каждого человека должен быть дом – не просто жилище с крышей над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно. Но у всех нас есть общий дома – станица Роговская, Тимашевский район, наша Кубань. Это большой дом, который мы любим и храним. Это дом, который вы будете беречь и обустраивать, когда станете взрослыми.
Сегодня на уроке мы будем говорить о нашем доме, нашей Кубани. Урок так и называется “Кубань – наш общий дом”. Урок этот необычный, потому что мы вместе будем строить общий дом, поочередно укладывая кирпичики в его стены.
НО кирпичики у нас необычные:
- Кирпич Мудрости
- Кирпич Дружбы
- Кирпич Хозяйственности
- Кирпич Понимания
- Кирпич Родства
- Кирпич Здоровья
- Кирпич Памяти
А завершит строительство дома “крыша добрых дел”.
Сегодня вас ждут необычные вопросы по истории Кубани, интересные задания и сюрпризы , вы узнаете много нового и интересного из жизни казаков, переселившихся на Кубань, из прошлого нашей малой Родины.
Все вы сегодня не просто ученики, а строители. Что нужно помнить строителю?
Правило первое – не торопись. Сначала подумай, а потом ответь.
Правило второе – сила человека в дружбе. С друзьями вместе можно выполнить самые сложные задания.
Правило третье – трудиться нужно весело, чтоб хорошо трудиться.
Ну, что же, приступим к строительству.
Первые конкурс дает право команде-победительнице заложить фундамент нашего дома. Это Кирпич Хозяйственности.
В 1792 году запорожские казаки по велению государыни императрицы Екатерины 11 начали переселяться на благодатные земли Кубани. Сорок куреней было основано на Кубани. Начал строится главный войсковой город – Екатеринодар. Казаки большую часть своей жизни проводившие в сражениях старались обустроить свой дом. А хозяйка, ожидавшая мужа с полей сражений, делала этот дом уютным, теплым, добрым.
Дом без хозяина – сирота. А хороший хозяин знает свой дом очень хорошо.
(Приглашаются по 2 ученика от каждой команды. Они получают текст с недописанными словами. Их нужно вписать).А в это время остальные отгадывают загадки.
Сама в избе –
Руки во дворе.
(матица)Иван да Стефан
Видят друг друга,
А никогда не сойдутся.
(пол и потолок)Всем руку подает,
А себя не называет.
(дверь с ручкой)Зимой жует,
Летом уснет.
(печь)
Проверим, как справились с текстом ребята.
Казачья усадьба на Кубани называлась( подворье). Хаты были турлучные или (саманные). Крыша хаты покрывалась соломой или (камышом). Со стороны улицы оградой служила камышовая изгородь – (лиска). Во дворе находился колодец, амбар и летняя печь – (кабица). Центральным местом в кубанской хате был угол с иконами – (святой угол). Традиционным украшением хаты были вышитые полотенца – (рушники).
Демонстрируется картина Задание: все перепутано в жилище казака. Помогите хозяевам разобраться, какие предметы здесь лишние.
Молодцы, с первым заданием справились. При закладке фундамента дома на Кубани бросали клочки шерсти домашних животных, перья домашней птицы и монеты. Кто догадался для чего? (чтобы в доме было тепло, водилась живность и был достаток).
Заложим и мы в фундамент нашего дома шерсть, перья, монетку.
Будь же наш дом уютным и хлебосольным!
Следующие кирпичики выбирают сами дети, поэтому учитель лишь следует за логикой их рассуждений, добавляя что-то, поясняя. Поэтому далее приводятся лишь конкурсные задания.
Кирпич Родства
Учитель:
Дом – это место, где живут родные и близкие люди, где сохраняется семейный уклад, семейные реликвии, традиции и легенды.
Казаки бережно относились к своей семье и своей фамилии. Хотя фамилии кубанские порой причудливые. Откроем телефонный справочник Тимашевского района. Читаем: Баран, Белоконь, Белоус, Борщ, Бублик, Буряк, Вовк, Воробей, Горобец (Скворец), Губа, Дубина, Жук, Журавель, Заяц, Корж, Коробка, Кот, Крот, Кулик, Лисица. Откуда такие фамилии?
Это фамилии-клички. А причудливость их объясняется просто: в Запорожской Сечи часто появлялись беглые люди, скрывавшие свою подлинную фамилию. Поэтому, когда они изъявляли желание остаться в казаках, им давали фамилию-прозвище.
А знаете ли вы происхождение своей фамилии? Расскажите.
Ученики рассказывают о происхождении своих фамилий. Приведем несколько примеров.
Буряк – так на Кубани называли свеклу. Скорее всего, у предка были красные щеки или же он краснел, за что и получил такое прозвище.
Кравец – так на Кубани называли портных.
Дзюба – прозвище человека со следами оспы на лице.
Дробот – от слова “дроботить”, то есть говорить скороговоркой.
Гарькуша – от слова “гаркун” – громко говорящий человек.
Мирошник – так на Кубани называли мельника, или работающего на мельнице.
Супрун – недовольный, ворчливый человек.
Чепурной – опрятный, аккуратный, щеголевато одетый человек.
Коломиец – так называли рабочего на старой Украине, добывающего каменную соль.
Щербак – человек, не имеющий передних зубов.
Трегуб – человек, имеющий раздвоенную губу (как бы 3 губы).
А теперь задание.
Фамилия Бекетовых на Кубани одна из самых распространенных. Почему? (Бекетовы – это производное от слова “пикет” – так называли полевое укрепление казаков. Когда они его сооружали, то рядом с ними, чтобы находиться под охраной обычно селились пришлые люди. Дети в их семьях, да и они сами так и записывались – Бекетов, то есть живущие у пикета (бикета).
Кирпич Мудрости
Учитель:
На Кубани всегда ценили умных, мудрых людей. Посмотрим, насколько вы мудры, чтобы распознать суть кубанских пословиц и поговорок.
- Почему казаки говорили: “Мальчик – зернышко, а девочка – полова, ветер дунет, от дома улетит” (на мальчиков выделялся земельный пай по исполнению им 17 лет, на девочку не полагалось ничего, она уходила жить в семью мужа. Но казачьи семьи всегда радовались первенцу девочке – “сначала нянька – говорили они, – а потом лялька”).
- “Як казак народывся, сатана зажурывся”. (Казаки всегда были глубоковерующим православным народом. В каждой хате был святой угол, где висели иконы, передававшиеся из поколения в поколение. Практически в каждой семье хранилась Библия. Казаки соблюдали основные церковные праздники, регулярно посещали церковь. В первые же годы после переселения в куренях стали строить церкви).
- “Як хошь меня узнавай, абы не крамарем, за те полаю” (Как хочешь меня называй, но только не торгашом, за что обругаю). Казаки считали позором для себя заниматься торговлей и ремеслом. Это было делом иногородних. Задачей казака была защита Царя и Отечества.
А теперь попробуем пояснить слова известного историка И.Д, Попко “Зима двигалась сухим путем, а лето водой по Черному морю” , о чем здесь говорится? Здесь говорится о переселении запорожцев на Кубань. Кош тогдашних казаков делился на Зиму (конница) и Лето (гребная флотилия), первые двинулись пешим путем через Украину и Дон под руководством З.А. Чепиги , вторые – морем, с высадкой на Тамани. (А.А. Головатый).
Ну, молодцы! Смогли объяснить заковыристые кубанские пословицы. А какие еще пословицы вы знаете? Объясните их смысл.
Кирпич Понимания
Учитель:
Многие кубанские слова и выражения, которые использовали наши предки, можно найти лишь в специальных словарях, а их значение многие уже и не знают. Но наши бабушки и прабабушки еще употребляют их, как говорят на Кубани, “балакают”. А сможете ли вы объяснить значение этих слов?
Приглашаются по 2 представителя от каждой команды. Доставайте, ребята, слова из этой традиционной соломенной кубанской шляпы – “брыля”. Робыть – работать.
- Пидворье – подворье, хозяйство.
- Худоба – домашнее животное.
- Щирый – добрый.
- Дэбелый – здоровый.
- Гарный – красивый.
- Брехунец – болтун.
- Пивень – петух.
- Зозуля – кукушка.
- Баз – место для содержания домашних животных.
А теперь другое задание.
Расставьте таблички с названием предметов старины в соответствии с вещами, лежащими на этом столе. Объясните, для чего применялись эти вещи?
Глэчик – глиняный горшок для хранения молочных продуктов.
Рушник – вышитое полотенце.
Рогач – ухват, им доставали из печи чугунки и хлеба.
Чугунок – горшок из чугуна для приготовления пищи.
Ну что же. Еще один кирпич заложен в стену нашего дома.
Кирпич Дружбы
Учитель:
Издавна на Кубань прибывало множество народов. Сюда на южные окраины России от гнета бежали крепостные крестьяне. В поисках лучшей доли приходили и приезжали умелые ремесленники, купцы.
Знаете ли вы, что сегодня на Кубани живут люди 120 национальностей? Большинство из них – русские, много украинцев, адыгов, армян, греков, белорусов, поляков. Для многих из них Кубань – это Родина, где они родились, выросли. Все национальности проживают на Кубани дружно, помогая и понимая друг друга. Заложим и мы кирпич Дружбы в стену нашего общего дома.
Живя рядом, разные народы Кубани перенимали друг у друга обычаи, элементы одежды, блюда. Посмотрим, знаете ли вы это.
Итак, задание.
- Какие элементы одежды горских народов переняли казаки, переселившиеся на Кубань?
- Какие блюда и продукты появились в кубанской кухне благодаря воздействию живших рядом с казаками народов?
Башлык – суконный головной убор в
виде капюшона.
Бешмет – полукафтан типа рубахи.
Черкесска – узкий, длинный кафтан без ворота с
вырезом на груди.
Бурка – накидка из войлока без рукавов.
Папаха – головной убор из овчины.
Чувяки – мягкая кожаная обувь, подогнанная под
ногу.
Газыри – нагрудные карманы для патронов.
Мамалыга – каша из кукурузы.
Малай – лепешка из кукурузной муки.
Мед – обменивали у адыгов.
Шашлык – жареное на открытом огне мясо.
Болгарский перец – (в помещичьих хозяйствах
появились болгары-садовники, которые выращивали
перец, баклажаны, помидоры).
Адыги научили делать сухофрукты из яблок и груш,
которые долго хранятся, не теряя вкусовых
качеств. Также научили казаков строить
усовершенствованные ульи.
А еще с Украины казаки привезли песни, танцы,
обряды, многие из которых сохранились до наших
дней. Послушаем стринную казачью песню.
Кирпич Здоровья
Учитель:
Счастье в доме, когда в нем все здоровы. Здоровье не купишь, его нужно сохранять и укреплять – вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой и спортом.
Сегодня Кубань не только житница и здравница России, но и олимпийский регион.
В городе Сочи пройдет Зимняя Олимпиада 2014 года. И это не случайно – Кубань прославила Россию своими достижениями в спорте.
Знаете ли вы кубанских спортсменов?
Игра-лото.
Приглашаются по 1 участнику от каждой команды. В мешочке лежат номерки. Вы вытаскиваете номер, я читаю характеристику спортсмена. Ваша задача – узнать и назвать кубанцев, прославивших Кубань.
Демонстируются портреты кубанских спортсменов ( приложение № 4)
- Воспитанник сочинской школы тенниса, вышел в элиту мирового тенниса. Олимпийский чемпион на олимпиаде в Сиднее (Евгений Кафельников).
- Музей его имени находится в г. Ейске. В начале ХХ века этого тяжелоатлета называли самым сильным человеком планеты (Иван Поддубный).
- Одна из самых титулованных батутисток мира: двукратная чемпионка Европы, четырехкратная обладательница кубка мира, чемпионка Олимпийских игр в Сиднее (2000 г) в прыжках на батуте (Ирина Караваева).
- Заслуженный мастер спорта по прыжкам на батуте. Шестикратный чемпион Европы, пятикратный чемпион мира, олимпийский чемпион в г. Сиднее. Занесен в книгу рекордов Гиннеса как самый титулованный батутист планеты (Москаленко Александр).
- Гандболист, участник пяти Олимпиад, трехкратный олимпийский чемпион. Капитан и знаменосец команды России на Олимпиаде 2000 в г. Сиднее. Почетный гражданин г. Краснодара (Андрей Лавров).
И у вас, ребята, есть возможность стать участниками Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. А для этого нужно много потрудиться. Встаньте те, кто занимается в спортивных секциях.
А теперь те, кто делает дома хотя бы иногда зарядку, играет в мяч, катается на велосипеде, плавает в речке.
А теперь встаньте те, кому нравится заниматься на уроке физкультуры в школе.
Сделаем физкультминутку.
Кирпич Памяти
Учитель:
Свою Родину нужно не просто любить, нужно знать ее историю и культуру. И чем дальше уходит время, тем ближе сердцу подвиги и дела тех, кто вписал незабываемые строки в книгу истории Кубани.
Сейчас мы проведем видеокроссворд. Перед вами текст кроссворда по истории Кубани, нужно просмотреть сюжет, снятый на улицах Краснодара, Тимашевска и станицы Роговской и вписать нужное слово.
Сюжет № 1.
В 1970 году в Тимашевске был открыт мемориальный музей, посвященный семье, потерявшей в годы Великой Отечественной войны 9 сыновей. Это единственный в России музей, рассказывающий о жизни простой крестьянской семьи. Назовите фамилию этой семьи (Степановы).
Сюжет № 2.
Эта императрица 30 июня 1792 года подписала грамоту о пожаловании Черноморскому казачьему войску в вечное пользование кубанских земель. А казаки в благодарность назвали главный войсковой город в честь великой Государыни Императрицы. Назовите ее (Екатерина II).
Сюжет № 3.
Разными были названия этой улицы, она меняла название 4 раза, но продолжала оставаться центральной улицей станицы Кубани. На ней расположены административные здания, театры, крупные магазины, гостиницы, памятники. Назовите эту улицу (Красная).
Сюжет № 4.
Напишите имя станицы, названной в честь первого кашевого атамана кубанских казаков. Название сохраняется до наших дней как добрая народная дань атаману, заселившему 200 лет назад Кубанский край и основавшему краевой центр – г. Краснодар (Чепегинская).
Сюжет № 5.
В 1949 году археолог Салов А. И. начал вести раскопки в этом черноморском городе. Были сделаны уникальные открытия. Сейчас на месте раскопок создан музей-заповедник под открытым небом “Горгиппия”. Напишите название города (Анапа).
Сюжет № 6.
Какой знаменитый русский полководец построил на Кубани кордонную (пограничную) линию вдоль р. Кубань (А. В. Суворов).
Сюжет № 7.
Фигура какого знаменитого войскового писаря расположена на постаменте памятника Екатерине II в городе Краснодаре? Он сыграл особую роль в переселении запорожских казаков на Кубань. (Антон Головатый).
Сюжет № 8.
Кто из кубанцев не знает слов гимна Краснодарского края “Ты, Кубань, ты наша Родина, вековый наш богатырь…” А кто же автор этих строк? (Константин Образцов).
Сюжет № 9.
Как называлась оборонительная линия фашистов, построенная от Азовского до Черного морей, протяженностью 110 км. Фашисты считали ее неприступной, но советские войска доказали обратное (Голубая Линия).
Сюжет № 10.
Скоро в Тимашевске появится еще один памятник нашему знаменитому земляку, кубанскому историку, написавшему знаменитую книгу “Черноморские казаки”. Напишите фамилию этого человека (Д. И. Попко).
Учитель:
Вот и готовы стены нашего дома. Осталось поставить крышу. Но это будет не простая крыша, а “Крыша добрых дел”.
Каждый из вас может сделать маленькое доброе дело на пользу своей школы, станицы, района (детям раздаются листочки). На этих листочках напишите свое доброе дело и прикрепите на крышу нашего дома (по желанию некоторые учащиеся рассказывают о своем “добром деле”).
Сегодня мы дружно строили наш общий дом. Через десятки лет вы уже не игрой, а делом будете принимать участие в жизни Кубани. Так бы хотелось, чтобы вы принесли пользу своей малой Родине. А сейчас нужно хорошо учиться, заниматься спортом, музыкой. Кубань ждет вас! Помните и любите историю и культуру своей малой Родины , дела тех кто своим трудом приумножил ее богатство, храните и берегите нашу любимую Кубань.
А сегодня начинается новый учебный год, новый класс, новые учителя. Счастливого вам пути!
Давайте вместе споем песню “На Кубани мы живем”.