Цель:
- Повторение и закрепление материала связанного с терминами информация системы счисления. Проверка усвоения учащимися пройденных тем.
- Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся. Развитие у учащихся умения излагать мысли.
- Воспитание уважения к сопернику, находчивости, воли к победе, умения работать в команде.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята!
Тема сегодняшнего урока «Информация. Системы счисления». На уроке мы должны повторить основные определения и понятия, перевод чисел из одной системы счисления в другую и проверить ваши знания по данной теме.
Урок сегодня пройдёт по следующему плану:
- Первая часть урока турнир между двух команд команда нулей и команда единиц.
- Вторая часть индивидуальная самостоятельная работа.
Оценка за урок будет выставлена следующим образом оценка за турнир + оценка за личные достижения + самостоятельная работа. Будет выставлена одна общая оценка.
II. Закрепление и систематизация знаний умений и навыков.
Прежде чем начать турнир внимательно выслушайте правила его проведения.
В турнире несколько конкурсов на выполнение каждого отводится определённое время. За каждый правильный ответ команда получает 1балл та команда, которая выполняет задание раньше и правильно получает 0,5 балла если команда не даёт ответа или ответ не полный вторая команда получает возможность заработать 1балл в свою копилку дав правильный ответ и 0,5 балла дополнив ответ соперников. Класс делится на две команды, выбирается жюри.
Первый конкурс РАЗМИНКА в качестве разминки командам по очереди предлагается ответить на ряд вопросов, на обсуждение отводится 20 секунд. Начнём с команды нулей.
НУЛИ |
ЕДИНИЦЫ |
1. Какими свойствами обладает информация? |
1. Какая из сред не является средой для передачи звуковой информации: |
Второй конкурс КРОССВОРД командам предлагается разгадать кроссворд в котором нужно числа перевести в двоичную систему счисления. Команда нулей отгадывает по горизонтали команда единиц по вертикали. На выполнение отводится 5 минут. Но прежде чем раздать задание я хочу забрать из каждой команды по одному игроку для них будет отдельное задание (дополни схему и расположи в порядке возрастания). Команды распределите между игроками кто какое число переводит иначе вам не хватит времени.
По горизонтали: 1. 3310 |
По вертикали: 1. 2А16 |
Третий конкурс ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ перед вами таблица в которой указаны единицы измерения информации вам нужно заполнить пустые места. Задание дано в двух вариантах 1 вариант легче 2 за выполнение 1-ог команда получает 1 балл за выполнение второго 2 балла вам нужно выбрать один из вариантов и выполнить его. На выполнение задания отводится 3 минуты.
1 вариант
БИТЫ |
БАЙТЫ |
КИЛОБАЙТЫ |
… |
… |
1 |
12288 |
… |
… |
… |
3584 |
… |
2 вариант
БИТЫ |
БАЙТЫ |
КИЛОБАЙТЫ |
… |
… |
20 |
204800 |
… |
… |
… |
102400 |
… |
Четвёртый конкурс ЛИТЕРАТУРНЫЙ командам предлагается расшифровать стихотворение, все числа в нём даны в двоичной системе счисления вам надо перевести их в десятичную систему счисления. На выполнение конкурса отводится 3 минуты.
Портрет необыкновенной девочки.
Ей было тысяча сто десять лет,
Она в тысяча первый класс ходила,
В портфеле по сто десять книг носила –
Всё это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий,
Она ловила каждый звук,
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять тёмно-синих глаз
Рассматривали мир привычно…
Но станет всё совсем обычным,
Когда поймёте наш рассказ.
Пока команды будут выполнять этот конкурс капитаны потрудятся отдельно от команд и постараются заработать по одному баллу им предлагается конкурс ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ перед вами представлены средства работы с информацией вам нужно распределить их в порядке их изобретения. Если задание будет выполнено правильно то из букв под которыми они записаны, сложится слово обозначающее материальный носитель информации.
е) книга |
а) граммофон |
а) береста |
а) буквенное письмо |
На этом мы завершаем первый этап работы и пока жюри подсчитывает результаты проведём физ. минутку (2 мин)
Жюри зачитывает результаты.
А теперь второй этап урока перед вами лежат листочки с заданием вам нужно определить номер компьютера и номер варианта открыть с рабочего стола файл названный вашим вариантом и выполнить работу на листочке.
III. Подведение итогов.
IV. Домашнее задание: составить кроссворд по пройденным темам.