Игровой компонент на уроках информатики

Разделы: Информатика


Цель:

  1. Повторение и закрепление материала связанного с терминами информация системы счисления. Проверка усвоения учащимися пройденных тем.
  2. Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся. Развитие у учащихся умения излагать мысли.
  3. Воспитание уважения к сопернику, находчивости, воли к победе, умения работать в команде.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята!

Тема сегодняшнего урока «Информация. Системы счисления». На уроке мы должны повторить основные определения и понятия, перевод чисел из одной системы счисления в другую и проверить ваши знания по данной теме.

Урок сегодня пройдёт по следующему плану:

  • Первая часть урока турнир между двух команд команда нулей и команда единиц.
  • Вторая часть индивидуальная самостоятельная работа.

Оценка за урок будет выставлена следующим образом оценка за турнир + оценка за личные достижения + самостоятельная работа. Будет выставлена одна общая оценка.

II. Закрепление и систематизация знаний умений и навыков.

Прежде чем начать турнир внимательно выслушайте правила его проведения.

В турнире несколько конкурсов на выполнение каждого отводится определённое время. За каждый правильный ответ команда получает 1балл та команда, которая выполняет задание раньше и правильно получает 0,5 балла если команда не даёт ответа или ответ не полный вторая команда получает возможность заработать 1балл в свою копилку дав правильный ответ и 0,5 балла дополнив ответ соперников. Класс делится на две команды, выбирается жюри.

Первый конкурс РАЗМИНКА в качестве разминки командам по очереди предлагается ответить на ряд вопросов, на обсуждение отводится 20 секунд. Начнём с команды нулей.

НУЛИ

ЕДИНИЦЫ

1. Какими свойствами обладает информация?
2. Чем характеризуется позиционная система счисления?
3. Чем неудобна двоичная система счисления?
4. Сколько бит требуется чтобы закодировать любой символ клавиатуры?

1. Какая из сред не является средой для передачи звуковой информации:
воздух, вакуум, вода, земля, рельс.
2. Что такое основание системы счисления?
3. Что называется системой счисления?
4. Скольки байтам равен 1 килобайт?

Второй конкурс КРОССВОРД командам предлагается разгадать кроссворд в котором нужно числа перевести в двоичную систему счисления. Команда нулей отгадывает по горизонтали команда единиц по вертикали. На выполнение отводится 5 минут. Но прежде чем раздать задание я хочу забрать из каждой команды по одному игроку для них будет отдельное задание (дополни схему и расположи в порядке возрастания). Команды распределите между игроками кто какое число переводит иначе вам не хватит времени.

По горизонтали:

1. 3310
4. 618
5. В16
6. 5110
9. 778
11. F16

По вертикали:

1. 2А16
2. 2016
3. 768
4. 5710
7. 3110
8. 78
10. 516

Третий конкурс ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ перед вами таблица в которой указаны единицы измерения информации вам нужно заполнить пустые места. Задание дано в двух вариантах 1 вариант легче 2 за выполнение 1-ог команда получает 1 балл за выполнение второго 2 балла вам нужно выбрать один из вариантов и выполнить его. На выполнение задания отводится 3 минуты.

1 вариант

БИТЫ

БАЙТЫ

КИЛОБАЙТЫ

1

12288

3584

2 вариант

БИТЫ

БАЙТЫ

КИЛОБАЙТЫ

20

204800

102400

Четвёртый конкурс ЛИТЕРАТУРНЫЙ командам предлагается расшифровать стихотворение, все числа в нём даны в двоичной системе счисления вам надо перевести их в десятичную систему счисления. На выполнение конкурса отводится 3 минуты.

Портрет необыкновенной девочки.

Ей было тысяча сто десять лет,
Она в тысяча первый класс ходила,
В портфеле по сто десять книг носила –
Всё это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий,
Она ловила каждый звук,
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять тёмно-синих глаз
Рассматривали мир привычно…
Но станет всё совсем обычным,
Когда поймёте наш рассказ.

Пока команды будут выполнять этот конкурс капитаны потрудятся отдельно от команд и постараются заработать по одному баллу им предлагается конкурс ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ перед вами представлены средства работы с информацией вам нужно распределить их в порядке их изобретения. Если задание будет выполнено правильно то из букв под которыми они записаны, сложится слово обозначающее материальный носитель информации.

е) книга
к) грампластинка
л) магнитная лента
с) манускрипт
т) берестяная грамота
о) лазерный диск

а) граммофон
к) фонограф
о) магнитофон
н) CD - плейер
р) патефон
т) проигрыватель

а) береста
ж) глиняные плитки
л) бумага
н) пергамент
р) папирус
у) свиная кожа

а) буквенное письмо
д) узловое письмо
к) иероглифы
о) петроглифы
с) клинопись

На этом мы завершаем первый этап работы и пока жюри подсчитывает результаты проведём физ. минутку (2 мин)

Жюри зачитывает результаты.

А теперь второй этап урока перед вами лежат листочки с заданием вам нужно определить номер компьютера и номер варианта открыть с рабочего стола файл названный вашим вариантом и выполнить работу на листочке.

III. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание: составить кроссворд по пройденным темам.