Урок экологии в 8-м классе по теме "Состав леса"

Разделы: Экология


Вид урока: обобщающий урок по теме.

Тип урока: интегрированный.

Цель: закрепить знания учащихся о составе лесов разных видов.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с творчеством художников;
  • Научиться находить на картинах интересующие биологические объекты, давать им характеристику;
  • Прививать любовь к природе, воспитывать экологическую культуру.

Материалы к уроку:

Интерактивная доска, гербарные образцы веток различных деревьев (ель, сосна, дуб, берёза, липа, клён, осина и др.), репродукции картин: И.С. Остроухов “Первая зелень”, “Золотая осень”, Куинджи “Берёзовая роща”, И.И.Шишкин “Корабельная роща”, “Дубовая роща”, “Лесная поляна” и др.

Предварительная подготовка: учащимся (индивидуально или в малых группах) дается задание подобрать к уроку репродукции картин, на которых изображен лес, а также краткую информацию о художниках, авторах этих картин.

Ход урока

Ученик

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –
И видно всё до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.

Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенёк.

Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

С. Никулина

Слово учителя:

Друзья! В курсе лесохозяйственной экологии мы начали изучать лес, как экосистему. Мы говорили о значении леса для планеты, для нас с вами, говорили об экологической обстановке (площадь лесов на планете уменьшается), говорили, к чему это может привести.

Мы прислушивались к прогнозам учёных, к языку цифр, примеряли на себя практическое значение.

Это, безусловно, нужно знать каждому человеку.

Но есть на земле люди, которые среди логики и прогнозов способны разглядеть прекрасное и поделиться этим с нами. Давайте прислушаемся и к ним.

К этому уроку вам было дано задание подобрать репродукции картин, на которых изображен лес, и сделать сообщение об этой картине и её авторе.

Выступления учащихся.

(Сообщения по 2 – 3 минуты; репродукции проецируются на интерактивную доску). (См. Приложение 1)

Практическая часть.

1. К доске вызываются по одному учащемуся. Задание: из предложенных картин выбрать те, на которых изображен:

  • сосновый лес, дать ему характеристику по плану:

а) название леса,

б) лесообразующая порода,

в) характерные особенности леса,

г) видовое разнообразие.

  • Еловый лес, дать ему характеристику.
  • Широколиственный лес, дать ему характеристику.
  • Мелколиственный лес, дать ему характеристику.

2. Определить, на каких картинах изображены деревья (леса) первого класса бонитета. Пояснить свой выбор.

3. Рассмотреть гербарные образцы. Ответить, к какому типу леса относятся данные растения?

4. Какие леса есть в нашем районе?

5. Послушайте два стихотворения, подумайте о каких экологических проблемах идёт в них речь.

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал.

Н.Некрасов

Лесной пожар

Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

В. Шефнер

Ответы учащихся

Рефлексия

Закончите фразу: “ Сегодня на уроке я…”

Подведение к выводу урока: На Земле много лесов разных видов. Лес является не только источником пищи, сырья для промышленности, древесины, но и источником вдохновения для художников и поэтов. И чем меньше проблем будет у леса, тем больше замечательных стихов и картин мы увидим.

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Презентация