Вид урока: обобщающий урок по теме.
Тип урока: интегрированный.
Цель: закрепить знания учащихся о составе лесов разных видов.
Задачи:
- Познакомить учащихся с творчеством художников;
- Научиться находить на картинах интересующие биологические объекты, давать им характеристику;
- Прививать любовь к природе, воспитывать экологическую культуру.
Материалы к уроку:
Интерактивная доска, гербарные образцы веток различных деревьев (ель, сосна, дуб, берёза, липа, клён, осина и др.), репродукции картин: И.С. Остроухов “Первая зелень”, “Золотая осень”, Куинджи “Берёзовая роща”, И.И.Шишкин “Корабельная роща”, “Дубовая роща”, “Лесная поляна” и др.
Предварительная подготовка: учащимся (индивидуально или в малых группах) дается задание подобрать к уроку репродукции картин, на которых изображен лес, а также краткую информацию о художниках, авторах этих картин.
Ход урока
Ученик
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.Нагнусь к нему напиться –
И видно всё до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенёк.Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
С. Никулина
Слово учителя:
Друзья! В курсе лесохозяйственной экологии мы начали изучать лес, как экосистему. Мы говорили о значении леса для планеты, для нас с вами, говорили об экологической обстановке (площадь лесов на планете уменьшается), говорили, к чему это может привести.
Мы прислушивались к прогнозам учёных, к языку цифр, примеряли на себя практическое значение.
Это, безусловно, нужно знать каждому человеку.
Но есть на земле люди, которые среди логики и прогнозов способны разглядеть прекрасное и поделиться этим с нами. Давайте прислушаемся и к ним.
К этому уроку вам было дано задание подобрать репродукции картин, на которых изображен лес, и сделать сообщение об этой картине и её авторе.
Выступления учащихся.
(Сообщения по 2 – 3 минуты; репродукции проецируются на интерактивную доску). (См. Приложение 1)
Практическая часть.
1. К доске вызываются по одному учащемуся. Задание: из предложенных картин выбрать те, на которых изображен:
- сосновый лес, дать ему характеристику по плану:
а) название леса,
б) лесообразующая порода,
в) характерные особенности леса,
г) видовое разнообразие.
- Еловый лес, дать ему характеристику.
- Широколиственный лес, дать ему характеристику.
- Мелколиственный лес, дать ему характеристику.
2. Определить, на каких картинах изображены деревья (леса) первого класса бонитета. Пояснить свой выбор.
3. Рассмотреть гербарные образцы. Ответить, к какому типу леса относятся данные растения?
4. Какие леса есть в нашем районе?
5. Послушайте два стихотворения, подумайте о каких экологических проблемах идёт в них речь.
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал.
Н.Некрасов
Лесной пожар
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
В. Шефнер
Ответы учащихся
Рефлексия
Закончите фразу: “ Сегодня на уроке я…”
Подведение к выводу урока: На Земле много лесов разных видов. Лес является не только источником пищи, сырья для промышленности, древесины, но и источником вдохновения для художников и поэтов. И чем меньше проблем будет у леса, тем больше замечательных стихов и картин мы увидим.
Подведение итогов урока, выставление оценок.