Пояснительная записка
Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Рекламные блоки радио- и телепередачи, газетные полосы заполнены предложениями медицинских услуг и чудодейственных препаратов. Фармацевтический бизнес оказался одним из самых прибыльных. Очереди в поликлиники выстраиваются с самого утра. Всё это свидетельствует о неблагополучном состоянии здоровья населения России.
Закономерно возросло и внимание к здоровью школьников. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро.
В советской школе о здоровье учащихся заботились планомерно, да и факторов, усугубляющих эту проблему, было несравненно меньше. Что же изменилось? Недостаток витаминов и микроэлементов в рационе питания многих детей, неблагополучная экология, неправильный режим дня, пьющие родители, деформирующие детскую психику авторитарное воздействие учителей – всё это осталось. Но в современных условиях государство и школа уже не имеют достаточно возможностей обеспечить охрану здоровья учащихся. Утратила свои позиции школьная гигиена, значительно меньше выделяется средств на образование вообще и охрану здоровья учащихся в частности. У подростков стало меньше возможностей с пользой для здоровья занять своё свободное время.
В последнее десятилетие возросло число фактов, которые раньше не составляли проблем для школьных врачей, педагогов, родителей учащихся. Год от года возрастают учебные нагрузки, досуг всё чаще отдаётся просмотру видеофильмов и компьютерным играм, что приводит к гиподинамии, нарушению осанки и зрения. О росте числа юных курильщиков, массовом потреблении подростками пива, проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится: раньше всё это не носило такого массового характера. На другой уровень вышла проблема сексуального поведения подростков. В попытках разрешить проблемы современной школе чаще всего не приходится рассчитывать ни на помощь родителей, озабоченных трудностями материального плана, ни на систему государственного здравоохранения, находящуюся в полуживом состоянии.
Педагогическая общественность всё больше осознаёт, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии предполагает объединение всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья сегодняшних учащихся, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей.
Задача педагогов школы – не дотянуть ребёнка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это не достижимо. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них самих культуру здоровья, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений.
В этом плане курс биологии 8 класса как никакой другой может сыграть основную роль, так как при изучении собственного организма нельзя не рассматривать вопросы сохранения своего здоровья.
В данной разработке урока показан один из вариантов формирования гигиенических знаний учащихся.
Цель: дальнейшее расширение содержания биологического закона «Функция формирует орган» на основе представлений о развитии опорно-двигательной системы человека; развитие ответственного, авторского, творческого отношения к своему организму; отработка интеллектуальных процедур сворачивания информации.
Оборудование: рельефная таблица «Мышцы», таблицы «Скелет человека», «Дуга рефлекса»; карточки-задания, отпечатки стоп, мультимедийный комплекс.
Ход урока
I. Актуализация.
Демонстрация 1 слайд презентации (Приложение 1) с темой урока «Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц» Детям сообщается тема урока.
Демонстрация 2 слайд презентации (Приложение 1) с высказываниями:
- «Движения стали чувством мышечной радости, одной из форм бытия» (И.П.Павлов);
- «Упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно» (Новый Завет, 1 Тим. 4:7-8).
- К какому положению вы бы присоединитесь? А, может быть, вы хотите определить свою позицию?Как правило, дети высказываются за движение.
- Тогда давайте проведем небольшой опрос. Пожалуйста, поднимите руку, кто делает утром зарядку? Кто занимается спортом? Кто предпочитает в автобусе стоять? Кто с удовольствием дежурит по классу? Кто считает, что не нуждается в регулярных занятиях спортом, потому что и так много двигается?
Подводим итоги. За бесполезность движения больше всего получается на самом деле аргументов.
- Как видите, получается парадокс: думаете, вы одно, а делаете другое.
Попробуем сегодня поразмышлять над стереотипами нашего поведения и сознания. Давайте представим себе, что я - не обычный учитель из обычной школы, а чиновник из министерства, который решил по результатам этого опроса пойти навстречу пожеланиям учеников. Не хотите двигаться, пожалуйста - приказываю: отныне запретить в школе движение. Прошу, выскажите свои аргументы в опровержение или в поддержку этого приказа.
Далее идет дискуссия, в которой «чиновник» отбивает все аргументы.
Тогда учителю приходится выйти из роли:
- Как видим, аргументов у нас недостаточно. Попытаемся сегодня найти дополнительные доказательства вашей позиции в защиту движения, физических упражнений. Причем, уже из приведенных вами аргументов видно, что физические упражнения влияют не только на одну из систем нашего организма - опорно-двигательную, как записано в вашем, но и на весь организм в целом.
Поэтому давайте уточним тему урока.
- Все дополнительные доказательства этого тезиса, собранные в течение урока, мы изложим в конспекте. Работа над умением сворачивать информацию - еще одна наша задача на этот урок. Последние ваши работы показали, что далеко не все научились отбирать необходимую и достаточную информацию и грамотно «выжимать» ее, «сворачивая» в конспект, схему, опорный конспект или таблицу. Итак, приступим к сбору информации.
II. Изучение нового материала
Организуется работа по микрогруппам (3человека).
3 человека работают у доски.
Карточки-задания:
- Нарисуй на доске строение мышцы и подпиши названия ее частей.
- Изобрази на доске схему строения коленного рефлекса.
- Демонстрация слайд 3 презентации.(Приложение 1)
Типичные силуэты мужчины и женщины:
А с возрастом у многих становятся: Почему?
Задания для микрогрупп
- Прочитайте заметку «Лев сказал «р-р-р». О какой роли физических упражнений идет речь? (упражнение, помогающее избавиться от ангины)
- Познакомьтесь с упражнениями, позволяющими увеличить рост человека. О какой роли физических упражнений идет речь?
- Рассмотрите фотографии в журнале по бодибилдингу. О какой роли физических упражнений идет речь?
- Прочитайте заметку «Гвоздь программы». О какой роли физических упражнений идет речь? (упражнения, позволяющие увеличить физическую силу)
- Прочитайте заметку «Сам себе пропеллер». О какой роли физических упражнений идет речь? (Упражнении «Бодрость», позволяющее вызвать прилив сил, подготовиться к контрольной и т.п)
Общая инструкция всем, работающим по карточкам в микрогруппах:
необходимо выполнить задание, указанное в карточке, а затем ответить на общий вопрос: о какой роли физических упражнений идет речь?
Через семь минут представители микрогрупп готовы отчитаться в выполнении задания.
- Друзья, прежде чем мы начнем выслушивать отчеты, давайте подумаем, в какой форме мы будем фиксировать полученную информацию, как ее сворачивать. Наша задача: составить информацию по теме "Значение физических упражнений для формирования организма человека". Напоминаю, что мы владеем несколькими способами сворачивания и фиксации информации: текстовый конспект с использованием специальной системы сокращении и символов; опорный конспект, схему, таблицу.
Проанализировав характер информации, ребята предлагают сделать краткий конспект в сочетании со схемой.
Конспект (в тетради):
Человек осуществляет движения благодаря... способности мышц к сокращению. (Фраза заканчивается после обсуждения выполнения задания №l).
Движения - это сложные и простые рефлекторные реакции (по результатам выполнения задания №2).
Временное снижение работоспособности, наступающее по мере выполнения работы - утомление. Скорость его наступления зависит от величины нагрузки и от ритма работы.
Демонстрация слайда 4-5 презентации (Приложение 1).
Значение физических упражнений
Для опорно-двигательной системы |
Для всего организма человека |
1. Развитие мышечной силы |
1. Профилактика заболеваний |
2. Улучшение координации |
2. Ощущение бодрости, хорошее настроение |
3. Формирование скелета |
3. Тренировка сердца и сосудов, дыхательной системы |
4.Коррекция фигуры |
4. Лечение некоторых заболеваний |
5.Лечение деформации стопы |
|
Физкультминутка по снижению утомления глаз и улучшению притока крови к шее: Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, что кончик носа – это ручка, которой можно писать. Теперь пишите (или рисуйте) в воздухе своей ручкой. Что именно, не важно.
На важность тренировки мышц обращал внимание русский ученый П. Ф. Лесгафт. Он создал теорию физического воспитания, в основе которой заложена мысль о единстве физического и умственного развития, о том, что физическое развитие способствует умственному совершенствованию.
Представления П. Ф. Лесгафта о важности физических упражнений в наши дни приобретают особое значение.
Демонстрация слайда 6 (Приложение 1).
Что такое гиподинамия? (Включается песня в исполнении В.Леонтьева «Гиподинамия»).
Каковы последствия гиподинамии?
Демонстрация слайда 7 (Приложение 1).
Как бороться с последствиями гиподинамии?
Демонстрация слайда 8 (Приложение 1).
Снижение физических нагрузок неблагоприятно отражается на здоровье. У людей развивается слабость скелетных мышц, затем возникают слабость сердечной мышцы и нарушения в работе сердечно-сосудистой системы. Одновременно происходит перестройка костей, накопление в организме жира, развитие атеросклероза (хронического заболевания, проявляющегося в повреждении внутренней стенки артерий и нарушении кровообращения), падение работоспособности, снижается устойчивость к инфекциям, ускоряется процесс старения организма.
Основными способами борьбы с последствиями гиподинамии являются все виды физической тренировки, физкультура, спорт, туризм, физический труд.
Для здоровья человека большое значение имеет состояние скелета и мышечной системы. Их формирование происходит в детские годы в процессе роста и развития организма.
Хорошая осанка, т. е. правильное положение тела при ходьбе, стоянии, сидении, выполнении различных видов работы, не только имеет эстетическое значение, но и является необходимым условием для нормального развития и полноценного функционирования внутренних органов. Слово предоставляется вашим одноклассницам, которые подготовили минипроект «Нарушение осанки».
Другим дефектом развития опорно-двигательной системы, часто проявляющимся в детском возрасте, является плоскостопие. Оно заключается в понижении свода стопы, что в результате перенапряжения мускулов приводит к сильным болям в ступнях, лодыжках и голенях, и в изменении походки.
Проводится тест на наличие плоскостопия.
Плоскостопие усиливается у детей и подростков при ношении тесной, неудобной обуви, туфель на каблуке, а у взрослых еще и при перегрузках костно-суставного и связочного аппаратов стопы, вызванных длительным стоянием на ногах. Чтобы предотвратить развитие плоскостопия, следует носить обувь с задником и со шнуровкой, с эластично гнущейся подошвой и на небольшом каблуке. Необходимо следить за правильностью походки.
Дополните схему, исходя из прослушанного материала.
Постоянно занимаясь физкультурой, участвуя в турпоходах и спортивных играх, надо помнить, что все эти мероприятия могут быть полезны для организма только в том случае, если физическая нагрузка соответствует физическому развитию.
Длительные, чрезмерные физические нагрузки могут принести неокрепшему организму не меньший вред, чем малоподвижный образ жизни.
Поэтому участию в спортивных состязаниях, забегах на длинные дистанции, в футбольных, хоккейных, баскетбольных матчах обязательно должны предшествовать соответствующая физическая подготовка и совет специалиста.
III. Обобщение
- Итак, что же мы должны были ответить чиновнику, какие аргументы привести в пользу движения, физической активности? Если бы нам пришлось проголосовать за или против движения не на словах, а на деле, как вы думаете, изменится ли результат голосования? Да? Значит, нам действительно удалось убедиться в огромном значении физических упражнений для нашего организма. Хочешь жить - двигайся!
Предлагается ребятам перечислить, от каких привычек они могут отказаться, чтобы стать здоровым, чтобы приобрести привычку к физической активности.
IV. Рефлексия
- Давайте теперь проанализируем, как вам работалось сегодня в микрогруппах. Все ли были услышаны, все ли выдвигали идеи, как определялся спикер группы, кто организовывал в группах обсуждение? Оцените свою работу на уроке.
V. Домашнее задание
Те, кто справился на «3» повторить текст учебника с 97-107; уточнить конспект.
Те, кто оценил себя на «4» и «5» - придумайте собственный девиз, который бы мог вас вдохновлять на ежедневные физические упражнения, для того, чтобы стать здоровым, приобрести привычку к физической активности, двигательной активности.
Дополнительная информация.
- Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить здоровье... Гиппократ.
- Движение - кладовая жизни. Плутарх.
- Человек может жить до 100 лет. Мы сами своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры. И.Л. Павлов.
- Спорт становится средством воспитания тогда, когда он любимое занятие каждого. В.А. Сухомлинский.
- Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физического упражнения. Анджело Масса.