Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Разделы: Биология


Пояснительная записка

Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Рекламные блоки радио- и телепередачи, газетные полосы заполнены предложениями медицинских услуг и чудодейственных препаратов. Фармацевтический бизнес оказался одним из самых прибыльных. Очереди в поликлиники выстраиваются с самого утра. Всё это свидетельствует о неблагополучном состоянии здоровья населения России.

Закономерно возросло и внимание к здоровью школьников. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро.

В советской школе о здоровье учащихся заботились планомерно, да и факторов, усугубляющих эту проблему, было несравненно меньше. Что же изменилось? Недостаток витаминов и микроэлементов в рационе питания многих детей, неблагополучная экология, неправильный режим дня, пьющие родители, деформирующие детскую психику авторитарное воздействие учителей – всё это осталось. Но в современных условиях государство и школа уже не имеют достаточно возможностей обеспечить охрану здоровья учащихся. Утратила свои позиции школьная гигиена, значительно меньше выделяется средств на образование вообще и охрану здоровья учащихся в частности. У подростков стало меньше возможностей с пользой для здоровья занять своё свободное время.

В последнее десятилетие возросло число фактов, которые раньше не составляли проблем для школьных врачей, педагогов, родителей учащихся. Год от года возрастают учебные нагрузки, досуг всё чаще отдаётся просмотру видеофильмов и компьютерным играм, что приводит к гиподинамии, нарушению осанки и зрения. О росте числа юных курильщиков, массовом потреблении подростками пива, проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится: раньше всё это не носило такого массового характера. На другой уровень вышла проблема сексуального поведения подростков. В попытках разрешить проблемы современной школе чаще всего не приходится рассчитывать ни на помощь родителей, озабоченных трудностями материального плана, ни на систему государственного здравоохранения, находящуюся в полуживом состоянии.

Педагогическая общественность всё больше осознаёт, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии предполагает объединение всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья сегодняшних учащихся, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей.

Задача педагогов школы – не дотянуть ребёнка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это не достижимо. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них самих культуру здоровья, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений.

В этом плане курс биологии 8 класса как никакой другой может сыграть основную роль, так как при изучении собственного организма нельзя не рассматривать вопросы сохранения своего здоровья.

В данной разработке урока показан один из вариантов формирования гигиенических знаний учащихся.

Цель: дальнейшее расширение содержания биологического закона «Функция формирует орган» на основе представлений о развитии опорно-двигательной системы человека; развитие ответственного, авторского, творческого отношения к своему организму; отработка интеллектуальных процедур сворачивания информации.

Оборудование: рельефная таблица «Мышцы», таблицы «Скелет человека», «Дуга рефлекса»; карточки-задания, отпечатки стоп, мультимедийный комплекс.

Ход урока

I. Актуализация.

Демонстрация 1 слайд презентации (Приложение 1) с темой урока «Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц» Детям сообщается тема урока.

Демонстрация 2 слайд презентации (Приложение 1) с высказываниями:

  • «Движения стали чувством мышечной радости, одной из форм бытия» (И.П.Павлов);
  • «Упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно» (Новый Завет, 1 Тим. 4:7-8).

- К какому положению вы бы присоединитесь? А, может быть, вы хотите определить свою позицию?Как правило, дети высказываются за движение.

- Тогда давайте проведем небольшой опрос. Пожалуйста, поднимите руку, кто делает утром зарядку? Кто занимается спортом? Кто предпочитает в автобусе стоять? Кто с удовольствием дежурит по классу? Кто считает, что не нуждается в регулярных занятиях спортом, потому что и так много двигается?

Подводим итоги. За бесполезность движения больше всего получается на самом деле аргументов.

- Как видите, получается парадокс: думаете, вы одно, а делаете другое.

Попробуем сегодня поразмышлять над стереотипами нашего поведения и сознания. Давайте представим себе, что я - не обычный учитель из обычной школы, а чиновник из министерства, который решил по результатам этого опроса пойти навстречу пожеланиям учеников. Не хотите двигаться, пожалуйста - приказываю: отныне запретить в школе движение. Прошу, выскажите свои аргументы в опровержение или в поддержку этого приказа.

Далее идет дискуссия, в которой «чиновник» отбивает все аргументы.

Тогда учителю приходится выйти из роли:

- Как видим, аргументов у нас недостаточно. Попытаемся сегодня найти дополнительные доказательства вашей позиции в защиту движения, физических упражнений. Причем, уже из приведенных вами аргументов видно, что физические упражнения влияют не только на одну из систем нашего организма - опорно-двигательную, как записано в вашем, но и на весь организм в целом.

Поэтому давайте уточним тему урока.

- Все дополнительные доказательства этого тезиса, собранные в течение урока, мы изложим в конспекте. Работа над умением сворачивать информацию - еще одна наша задача на этот урок. Последние ваши работы показали, что далеко не все научились отбирать необходимую и достаточную информацию и грамотно «выжимать» ее, «сворачивая» в конспект, схему, опорный конспект или таблицу. Итак, приступим к сбору информации.

II. Изучение нового материала

Организуется работа по микрогруппам (3человека).

3 человека работают у доски.

Карточки-задания:

  1. Нарисуй на доске строение мышцы и подпиши названия ее частей.
  2. Изобрази на доске схему строения коленного рефлекса.
  3. Демонстрация слайд 3 презентации.(Приложение 1)

Типичные силуэты мужчины и женщины:

А с возрастом у многих становятся: Почему?

Задания для микрогрупп

  1. Прочитайте заметку «Лев сказал «р-р-р». О какой роли физических упражнений идет речь? (упражнение, помогающее избавиться от ангины)
  2. Познакомьтесь с упражнениями, позволяющими увеличить рост человека. О какой роли физических упражнений идет речь?
  3. Рассмотрите фотографии в журнале по бодибилдингу. О какой роли физических упражнений идет речь?
  4. Прочитайте заметку «Гвоздь программы». О какой роли физических упражнений идет речь? (упражнения, позволяющие увеличить физическую силу)
  5. Прочитайте заметку «Сам себе пропеллер». О какой роли физических упражнений идет речь? (Упражнении «Бодрость», позволяющее вызвать прилив сил, подготовиться к контрольной и т.п)

Общая инструкция всем, работающим по карточкам в микрогруппах:
необходимо выполнить задание, указанное в карточке, а затем ответить на общий вопрос: о какой роли физических упражнений идет речь?

Через семь минут представители микрогрупп готовы отчитаться в выполнении задания.

- Друзья, прежде чем мы начнем выслушивать отчеты, давайте подумаем, в какой форме мы будем фиксировать полученную информацию, как ее сворачивать. Наша задача: составить информацию по теме "Значение физических упражнений для формирования организма человека". Напоминаю, что мы владеем несколькими способами сворачивания и фиксации информации: текстовый конспект с использованием специальной системы сокращении и символов; опорный конспект, схему, таблицу.

Проанализировав характер информации, ребята предлагают сделать краткий конспект в сочетании со схемой.

Конспект (в тетради):

Человек осуществляет движения благодаря... способности мышц к сокращению. (Фраза заканчивается после обсуждения выполнения задания №l).

Движения - это сложные и простые рефлекторные реакции (по результатам выполнения задания №2).

Временное снижение работоспособности, наступающее по мере выполнения работы - утомление. Скорость его наступления зависит от величины нагрузки и от ритма работы.

Демонстрация слайда 4-5 презентации (Приложение 1).

Значение физических упражнений

Для опорно-двигательной системы

Для всего организма человека

1. Развитие мышечной силы

1. Профилактика заболеваний

2. Улучшение координации

2. Ощущение бодрости, хорошее настроение

3. Формирование скелета

3. Тренировка сердца и сосудов, дыхательной системы

4.Коррекция фигуры

4. Лечение некоторых заболеваний

5.Лечение деформации стопы

 

Физкультминутка по снижению утомления глаз и улучшению притока крови к шее: Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, что кончик носа – это ручка, которой можно писать. Теперь пишите (или рисуйте) в воздухе своей ручкой. Что именно, не важно.

На важность тренировки мышц обращал внимание русский ученый П. Ф. Лесгафт. Он создал теорию физического воспитания, в основе которой заложена мысль о единстве физического и умственного развития, о том, что физическое развитие способствует умственному совершенствованию.

Представления П. Ф. Лесгафта о важности физических упражнений в наши дни приобретают особое значение.

Демонстрация слайда 6 (Приложение 1).

Что такое гиподинамия? (Включается песня в исполнении В.Леонтьева «Гиподинамия»).

Каковы последствия гиподинамии?

Демонстрация слайда 7 (Приложение 1).

Как бороться с последствиями гиподинамии?

Демонстрация слайда 8 (Приложение 1).

Снижение физических нагрузок неблагоприятно отражается на здоровье. У людей развивается слабость скелетных мышц, затем возникают слабость сердечной мышцы и нарушения в работе сердечно-сосудистой системы. Одновременно происходит перестройка костей, накопление в организме жира, развитие атеросклероза (хронического заболевания, проявляющегося в повреждении внутренней стенки артерий и нарушении кровообращения), падение работоспособности, снижается устойчивость к инфекциям, ускоряется процесс старения организма.

Основными способами борьбы с последствиями гиподинамии являются все виды физической тренировки, физкультура, спорт, туризм, физический труд.

Для здоровья человека большое значение имеет состояние скелета и мышечной системы. Их формирование происходит в детские годы в процессе роста и развития организма.

Хорошая осанка, т. е. правильное положение тела при ходьбе, стоянии, сидении, выполнении различных видов работы, не только имеет эстетическое значение, но и является необходимым условием для нормального развития и полноценного функционирования внутренних органов. Слово предоставляется вашим одноклассницам, которые подготовили минипроект «Нарушение осанки».

Другим дефектом развития опорно-двигательной системы, часто проявляющимся в детском возрасте, является плоскостопие. Оно заключается в понижении свода стопы, что в результате перенапряжения мускулов приводит к сильным болям в ступнях, лодыжках и голенях, и в изменении походки.

Проводится тест на наличие плоскостопия.

Плоскостопие усиливается у детей и подростков при ношении тесной, неудобной обуви, туфель на каблуке, а у взрослых еще и при перегрузках костно-суставного и связочного аппаратов стопы, вызванных длительным стоянием на ногах. Чтобы предотвратить развитие плоскостопия, следует носить обувь с задником и со шнуровкой, с эластично гнущейся подошвой и на небольшом каблуке. Необходимо следить за правильностью походки.

Дополните схему, исходя из прослушанного материала.

Постоянно занимаясь физкультурой, участвуя в турпоходах и спортивных играх, надо помнить, что все эти мероприятия могут быть полезны для организма только в том случае, если физическая нагрузка соответствует физическому развитию.

Длительные, чрезмерные физические нагрузки могут принести неокрепшему организму не меньший вред, чем малоподвижный образ жизни.

Поэтому участию в спортивных состязаниях, забегах на длинные дистанции, в футбольных, хоккейных, баскетбольных матчах обязательно должны предшествовать соответствующая физическая подготовка и совет специалиста.

III. Обобщение

- Итак, что же мы должны были ответить чиновнику, какие аргументы привести в пользу движения, физической активности? Если бы нам пришлось проголосовать за или против движения не на словах, а на деле, как вы думаете, изменится ли результат голосования? Да? Значит, нам действительно удалось убедиться в огромном значении физических упражнений для нашего организма. Хочешь жить - двигайся!

Предлагается ребятам перечислить, от каких привычек они могут отказаться, чтобы стать здоровым, чтобы приобрести привычку к физической активности.

IV. Рефлексия

- Давайте теперь проанализируем, как вам работалось сегодня в микрогруппах. Все ли были услышаны, все ли выдвигали идеи, как определялся спикер группы, кто организовывал в группах обсуждение? Оцените свою работу на уроке.

V. Домашнее задание

Те, кто справился на «3» повторить текст учебника с 97-107; уточнить конспект.

Те, кто оценил себя на «4» и «5» - придумайте собственный девиз, который бы мог вас вдохновлять на ежедневные физические упражнения, для того, чтобы стать здоровым, приобрести привычку к физической активности, двигательной активности.

Дополнительная информация.

  1. Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить здоровье... Гиппократ.
  2. Движение - кладовая жизни. Плутарх.
  3. Человек может жить до 100 лет. Мы сами своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры. И.Л. Павлов.
  4. Спорт становится средством воспитания тогда, когда он любимое занятие каждого. В.А. Сухомлинский.
  5. Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физического упражнения. Анджело Масса.