Цели: развитие творческого мышления, внимания, памяти, воображения; способствовать сплочению коллектива используя тактильный контакт детей, поддерживать положительное отношение к обучению в школе.
Используемые материалы.
Воздушные шары, природный материал: горох, рис, крупа; шаблоны для выполнения рисунка, оформление, массажные дорожки, мяч.
Организация пространства в классе:
на доске размещается плакат с изображением космического корабля. Определяется зона для работы в круге, стулья детей расставляются в круг, оформляются воздушными шарами (имитация воздушного корабля). Внутри круга на полу расстилаются массажные дорожки из пуговиц.
I часть
1. Ритуальное действие.
Дети встают в круг, берутся за руки и произносят громко слово “гоп”.
2. “Ласковое имя”.
Дети встают в круг.
– Ребята вам нравится играть? Но для начала поделитесь, пожалуйста, своими волшебными именами, какими вас мамы дома называют. Я буду бросать вам волшебный мяч, а вы будете называть свое ласковое имя.
Дети с приподнятым настроением приглашаются за парты.
II часть
Сообщение цели урока.
– Сегодня на занятии мы будем развивать творческое мышление. Оно поможет нам интереснее смотреть на обычные вещи. Творческое мышление помогает человеку подчеркнуть свою индивидуальность, неповторимость.
Итак, идем в гости в страну “Фантазии”. Это очень удивительная страна, интересная и неповторимая. Там могут произойти самые разные приключения. А сейчас закройте глазки, сядьте удобнее, руки положите на колени. Слушаем музыку и мои слова, попытайтесь представить образ наших гостей.
Звучи космическая музыка, где слышен шум приближающихся летающих кораблей.
Летят, гудят, торопятся, шумят.
Все в гости к вам попасть хотят.
Они так долго ждали вас,
Что залетают прямо в класс!
Закончена посадка эта
И гости ждут вас, шлют приветы.
Дети открывают глаза и обнаруживают летающий корабль.
– Кто это? Что вы знаете о них?
– Ребята, смотрите, гости прислали нам послание. Но оно зашифровано. Давайте его попробуем расшифровать!
1. “Расшифруй послание”.
Детям предлагается зашифрованная информация в виде цифр и алфавита. Они должны сориентироваться в механизме расстановки букв и прочитать зашифрованное послание.
Шифровка: на листке бумаги печатными буквами располагают алфавит, под каждой буквой внизу расставляют цифры. На отдельном листе выписываются только те цифры, из которых состоит само послание. Дети соотносят цифры и буквы и получают слова .
2. “Подарки гостей”
– Посмотрите, какие интересные игры нам приготовили гости!
На доске при помощи мультимедийного проектора детям показывают рисунки, которые надо рассмотреть и ответить на вопросы.
– Что здесь лишнее? Назови одним словом.
– Рассмотри внимательно, подумай, чем отличается? Чем похож?
– Запомни все нарисованные предметы. Вспомните, какие предметы были изображены?
3. Разминка.
– Ребята, гости приглашают нас прогуляться по галактике. Всем космическим кораблям расправить свои крылья! Вперед!
Дети встают друг за другом, руки превращают в крылья и легким бегом змейкой за учителем бегут по классу.
В одной части класса организована “летающая тарелка” (детские стулья поставлены в круг. Внутри круга лежат массажные дорожки)
4. Тренинговые игры.
Дети снимают обувь, заходят в космический корабль, присаживаются на стулья, ноги ставят на массажные дорожки.
А) Игра “Коленочки”.
Дети кладут ладони на колени к соседям. Затем, по сигналу учителя начинают легкие хлопки в определенном направлении. Если кто – то ошибается, то упражнение начинается сначала.
Б) Игра “Плечики”
Дети кладут руки на плечи соседям и пробуют прохлопать по указанному направлению ( по часовой стрелке).
– Здорово в гостях, спасибо, но пора возвращаться, летим обратно.
Дети обувают обувь, и друг за другом возвращаются на свои места.
5. Разминка для глаз.
На доске распределены планеты разного цвета. По указанию учителя дети смотрят на разные по цвету планеты.
6. Элементы арт-терапевтической деятельности “Эскиз космического корабля будущего”.
– Ребята, в скором будущем каждый из вас сможет сам полететь в космос. Давайте сегодня придумаем на каком корабле вы полетите.
Педагог раздает детям картон размером 15*15, на который нанесен слой мягкого пластилина. Дети на свое усмотрение планируют космический корабль. Раскрашивают его природным материалом: рисом, гречкой, горохом, пшеном.
После выполнения задания детские работы выставляются в “магазине современной техники”, где поощряется каждый ученик.
III часть
- Рефлексия.
- Ритуальное действие.
- Прощание с гостями.