Гомеостаз. Регуляция гомеостатических параметров

Разделы: Биология


Цели урока: расширить и углубить знания учащихся о внутренней среде организма, показать ее роль в организме и значение ее постоянства. Раскрыть понятия саморегуляция, регулятор, функциональная система

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • сформировать общие понятия (целостность организма, внутренняя среда, саморегуляция, регулятор);
  • разъяснить учащимся физиологические механизмы саморегуляции;
  • научить учащихся понимать принципы саморегуляции, происходящие в организме в ответ на внешние и внутренние воздействия;
  • в ходе решения биологических задач научить учащихся мыслить строго последовательно, в частности, уметь выбирать отправную точку рассуждения и двигаться от нее у цели, не отклоняясь в сторону;
  • научить учащихся сопоставлять фактические сведения таким образом, чтобы прийти к правильному выводу.

2. Развивающие:

  • развить знания учащихся о внутренней среде организма, охарактеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме, значение ее постоянства.
  • продолжить формировать мышление учащихся на умении анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать;
  • используя правила, направляющие ход мыслительных операций, научить учащихся наиболее эффективно решать биологические задачи;
  • развитие навыков устной и письменной речи, развитие памяти, развитие логического мышления.

3. Воспитательная: воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах, бережное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей; развитие коммуникативных способностей.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение

Формы организации познавательной деятельности: коллективная

Оборудование: динамическое пособие “Внутренняя среда организма”, мерные цилиндры с растительным маслом и водой

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Проверка усвоения материала по теме “Внутренняя среда организма”

1. Собрать рисунок “Внутренние жидкие среды организма” на магнитной доске из заранее, подготовленных фрагментов. Раскройте содержание рисунка.

2. Изобразите в виде схемы отношения между кровью, межклеточной (тканевой) жидкостью и лимфой.

Ответьте на вопросы:

  • Почему для жизни клеток необходима жидкая среда?
  • Какая жидкость выступает на коже при ссадинах в виде светлых капелек?

III. Изучение новой темы

Мы с Вами сейчас изучаем внутреннюю среду организма. Одной из составляющих внутренней среды является кровь. Какое же значение имеет кровь?

Сопоставьте два факта:

  1. Человек, раненный в ногу или руку, погибает только от большой потери крови, даже если все внутренние органы целы и здоровы.
  2. Переливание крови другого человека раненому спасает его от смерти.

Подумайте над этими фактами и объясните:

  • почему человек без крови погибает;
  • какое значение имеет кровь в жизни организма человека?

В ходе беседы учащиеся делают вывод, что кровь является одной из важнейших жидкостей в организме, так как она выполняет разнообразные функции: разносит кислород и питательные вещества, уносит продукты распада, участвует в осуществлении гуморальной регуляции деятельности внутренних органов и т. д.

- Почему кровь красного цвета? Из чего она состоит?

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Общее количество крови в организме человека равно 7 % его веса, по объему это около 5-6 л у взрослого человека и около З л у подростков. Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя.

В плазму крови входит множество простых и сложных веществ. 90 % плазмы составляет вода, и только 10 % ее приходится на сухой остаток. Но как разнообразен его состав! Здесь и сложнейшие белки (альбумины, глобулины и фибриноген), жиры, углеводы, металлы — все элементы таблицы Менделеева, соли, щелочи, кислоты, различные газы, витамины, ферменты, гормоны и пр.

Каждое из этих веществ имеет определенное и важное значение.

Белки плазмы участвуют в процессах свертывания крови, поддерживают постоянство реакции крови (слабощелочная), образуют иммуноглобулины, антитела, участвующие в защитных реакциях организма.

Высокомолекулярные белки, не проникающие через стенки кровеносных капилляров, удерживают в плазме определенное количество воды, что важно для уравновешенного распределения жидкости между кровью и тканями. Белки плазмы обеспечивают вязкость, а следовательно, и текучесть крови, постоянство ее давления в сосудах, препятствует оседанию эритроцитов.

Опыт масло – вода (демонстрация опыта)

Жиры и углеводы — источники энергии.

Соли, глюкоза, щелочи и кислоты поддерживают постоянство внутренней среды, изменение которой опасно для жизни.

Ферменты, витамины и гормоны обеспечивают правильный обмен веществ в организме, его развитие и взаимное влияние органов и систем.

Важной особенностью внутренней среды является то, что содержание веществ в ней изменяется в определенных пределах. Например, содержание ионов калия в крови здорового человека - 16-20 мг в 100 мл (16-20 мг %).

Диапазон показателей для разных веществ различен. Некоторые показатели поддерживаются особенно точно и изменяются в узких границах. Например:

  • реакция крови (т. е. концентрация в ней водородных ионов –рН - для артериальной крови рН- 7.4; для венозной -7.36);
  • число эритроцитов (для женщин 4.0 – 4.5 млн/мм3, для мужчин 4.5-5.0 млн/ мм3).

Почему же сохранение гомеостаза столь важно, почему организм так активно оберегает его всеми доступными ему средствами?

Сообщение учащихся о результатах опыта с картофелем, проведенного дома. Объяснение полученных результатов.

Отдельные клетки человеческого организма чрезвычайно чувствительны к изменению окружающей среды. В клетках поддерживается постоянное количество воды и минеральных солей. Многие клетки почти мгновенно гибнут при перемещении их в дистиллированную воду. Что же касается целого организма, то он может переносить и водное голодание, и избыточное поступление воды и солей.

Гомеостаз не является жестким и стабильным. Все его показатели чрезвычайно подвижны, и все время регулируются по принципу обратной связи. Каждое изменение любого показателя вызывает ответный регулирующий сигнал, направленный на ликвидацию сдвига.

Механизм поддержания гомеостаза напоминает маятник или весы.

Стабильность (устойчивость) биологических систем поддерживается путем саморегуляции.

Принцип регуляции функций

Саморегуляция осуществляется посредством сигналов обратной связи от регулируемой системы к регулирующей. Сигнальные устройства (рецепторы) контролируют показатели гомеостаза и при отклонении от заданного уровня (константы) посылают сигналы в систему управления. Там вырабатывается управляющее воздействие к управляемой системе, и показатель возвращается на прежний уровень. Процесс регулирует сам себя по схеме замкнутого кольца.

Иногда условия окружающей среды меняются так сильно, что поддержание функций на прежнем уровне становится невозможным.

Например, после подъема в горы у нетренированного человека может развиться высотная болезнь. Её симптомы: головокружение, головная боль, одышка, утомляемость, ухудшение зрения и слуха. Жизнь на равнине или высоко в горах, в жаркой пустыне или в Заполярье предъявляет организму разные требования. В этом случае те или иные физиологические показатели могут целенаправленно изменяться, чтобы обеспечить наилучшее приспособление человека к новой среде.

Физиологические показатели могут измениться не только при изменении условий внешней среды, но и при различных стрессовых ситуациях. Демонстрация учебного фильма.

При стрессе может измениться ЧСС, температура тела, содержание в крови сахара.

Повышение содержания сахара в крови запускает систему поддержания этого гомеостатического показателя на необходимом уровне.

Регуляция содержания сахара в крови

Кровь с повышенной концентрацией сахара омывает гипоталамус — этот главный регулятор организма. И в нем тут же формируется сигнал, поступающий в соответствующую эндокринную железу — мишень, поджелудочную железу. Последняя вырабатывает инсулин — гормон, снижающий уровень сахара.

Как только этот уровень становится ниже нормального, срабатывает обратная связь: формируется новый сигнал, по которому происходит выработка гормонов, повышающих уровень сахара.

Вывод (учащиеся самостоятельно делают вывод)

  1. Внутренняя среда организма состоит из текучих субстанций: лимфы, крови и тканевой жидкости.
  2. Постоянный состав внутренней среды обеспечивает нормальный обмен веществ в клетках и выполнение свойственных им функций.
  3. постоянство внутренней среды – гомеостаз - поддерживается непрерывной работой органов и тканей.
  4. Поддержание гомеостаза – единственно возможный способ существования любой открытой системы, находящейся в постоянном контакте с внешней средой.
  5. Динамичность гомеостатических параметров в значительной мере снижает зависимость организма от внешних воздействий.

Закрепление изученного материала:

  1. Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма? Какова ее роль в жизни клеток?
  2. Откуда клетки тела получают кислород и питательные вещества?
  3. Какая жидкость выделяется при ушибах (кровь). Куда выделяется эта жидкость (эта кровь отводится в тканевую жидкость)?
  4. Почему должно поддерживаться относительное постоянство внутренней среды?
  5. Как в организме поддерживается гомеостаз внутренней среды?
  6. Как внешняя среда влияет на организм (через изменение внутренней среды)?
  7. Как взаимосвязаны друг с другом компоненты внутренней среды организма?

Список литературы:

  1. Биология. Человек и его здоровье: учеб. Для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ З.В. Любимова, К.В. Маринова.- М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  2. Биология. Человек и его здоровье: учеб. Для 8 кл.: общеобразовательных учреждений/ В.С.Рохлов, С.Б.Трофимов/ Под ред. Д.И. Трайтака. - М.: Мнемозина, 2005.
  3. Поурочные разработки по биологии (человек) 8 (9) класс/ Пепеляева О.А., Сунцова И.В. – М.: Издательство “ВАКО”, 2005.

Приложение.

Презентация.