Объяснение нового материала – неотъемлемая часть урока математики. От качества объяснения зависит уровень усвояемости материала, успеваемость учащихся, результат обучения. И, конечно же, необходимым условием для успешного усвоения нового материала является заинтересованность учеников. Обычная методика объяснения нового теоретического материала имеет существенные недостатки, связанные, прежде всего с пассивностью обучаемых. Я использую на своих уроках метод обучения через задачи.
Главная задача метода – не передача готовых знаний и истин, а развитие ребенка, с тем, чтобы научить его самого добывать эти знания и истины, то есть жить не чужим, а собственным умом. Учитель в данном случае – не просто передатчик знаний. Он организует в классе поисковый процесс, активизирующий учащихся, развивающий у них не только память, но и восприятие, воображение, разные формы мышления. Здесь важно не только то, что говорит учитель, но и не менее важно и то, что говорят, как думают дети. Не остаются без внимания их точки зрения, их версии, их предложения. На таких уроках дети активны, им хочется получить возможность выступить, высказать свои соображения, догадки. И все это без принуждения. Дети становятся контактными. Они учатся добывать знания, исчезает боязнь ошибиться – ведь теперь нет правильных или неправильных ответов, а есть разные версии.
Ниже приведена разработка урока математики в 5 классе по теме «Числовые выражения»/
Цель урока: научить:
- составлять числовые выражения,
- читать числовые выражения,
- находить значение числового выражения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Анализ контрольной работы.
III. Изучение нового материала:
- Мы с вами идем дальше, и при изучении новой темы нам поможет всем хорошо известный герой-путешественник многих русских народных сказок – Иван-царевич. (Прикрепляю на доску иллюстрацию с Иван-царевичем из любой сказки)
- В одной из сказок, а именно, в сказке «Иван-царевич и серый волк», отправился наш герой за молодильными яблоками для своего батюшки. Помните, что с ним приключилось дальше? (Выслушиваю ответы ребят)
- Верно, выехав из дома, через два дня пути, оказался Иван-царевич на распутье, где стоял камень (прикалываю рисунок камня), на котором написано: «Налево пойдешь, числовые выражения изучишь; направо пойдешь, с буквенными познакомишься».
•Да, кстати, в первые сутки пути Иван-царевич проскакал 82 км, а во вторые – на 27 км меньше. Сколько километров проехал Иван-царевич до камня? (открываю доску, где записано условие задачи) Запишите выражение по условию задачи.
- Постоял Иван-царевич, подумал и решил идти налево, следовательно, тема нашего урока «Числовые выражения».
- Немного проскакал наш герой и оказался в царстве царя Агафона (приклепляю на доску рисунок с портретом царя), где он должен взять Жар-птицу, которая была заперта в золотой клетке, шифр к замку которой скрыт в выражениях:
- (18+15)-(34-22)=
- 36:12+13•2=
- 56•3-1122:11=
Открыв клетку, поскакал заботливый сын дальше и оказался в царстве царя Далмата (приклепляю на доску рисунок с портретом царя), где из стойла нужно вывести Златогривого коня.
• Стойло Златогривого коня на четыре номера правее стойла Конька-горбунка, который стоит в стойле на 12 номеров правее стойла Сивки-бурки, номер стойла которой – 9.
- Назовите номер стойла Златогривого коня.
Коня в дороге надо было кормить, поэтому Иван-царевич из кормушки в стойле насыпал 2 мешка зерна.
• На сколько дней хватит зерна, если в одном мешке 46 кг зерна, а в другом – на 18 кг больше? (В день лошадь съедает 11 кг зерна.)
- Доехал Иван-царевич до царства царя Берендея (приклепляю на доску рисунок с портретом царя), где росла яблоня с молодильными яблочками (приклепляю на доску рисунок яблони с яблоками, каждое из которых пронумеровано). А как узнать какое из яблок молодильное? На помощь Ивану-царевичу пришла Жар-птица: «Молодильное яблоко под номером 50.Ищи!»
- А вы найдете молодильное яблоко?
- (2884+1508):122-22=
- (596-453)•2=
- (198+327):7=
- (36+27)-(34-15)=
- (11437+128•31):237-37=
- (32+18)-(13-13)=
- 11421:243+17-35=
- Сорвал Иван-царевич яблоко и отправился обратно к отцу. По дороге, чтобы скоротать время, он решил сосчитать расстояние, которое ему пришлось преодолеть:
Давайте сравним ваши результаты и результат Ивана-царевича.
- Молодцы! Хорошие помощники у Ивана-царевича!
- Скажите, как по-вашему, почему дорогу, по которой путешествовал наш герой назвали «Числовые выражения»? (выслушиваю ответы учеников)
Выражение называют числовым, если оно записано с помощью чисел и знаков действий «+», «-», «:», «•»
Итак, какие выражения записаны к каждой задаче у нас на доске?
Решить числовое выражение – значит найти его значение.
Значением выражения называют число, получаемое в результате выполнения всех указанных действий в числовом выражении.
Задание на дом.