Способность критически мыслить должна быть развита в каждом современном человеке.
Миссия воспитывать таких людей возложена на современную школу. В последнее время многие учителя обращаются к технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
Один из идеологов этой программы Дэвид Клустер определил 5 особенностей критического мышления [Приложение к газете "Первое сентября" "Русский язык" №9 2009]:
- Мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер.
- Информация становится отправным пунктом критического мышления и не является его конечной целью.
- Критическое мышление начинается с постановки вопросов или определения проблем.
- Критическое мышление стремится к убедительной и веской аргументации.
- Всякая мысль оттачивается, если ей поделиться с другими.
Моя разработка является примером применения технологии РКМЧП на уроке русского языка.
Это урок изучения нового, где я на соответствующих этапах использую приемы
"Верные и неверные утверждения", "Инсерт", "Составление кластеров"
Цели урока:
- сформировать понятие об односоставных предложениях;
- развивать умение грамотно работать с информацией (анализировать, структурировать)
- воспитывать дружеские отношения в коллективе, основанные на партнерстве
Ход урока
I. Актуализация знаний и выход к теме.
1. Запись под диктовку: Труд человека кормит, а лень портит. Терпенье и труд все перетрут. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
2. Проверка написанного по записям на доске
- Что объединяет эти предложения?
- Чем отличается 3 предложение от 1 и 2?
- А как называются такие предложения?
3. Формулировка темы урока. Эмоциональный настрой на работу(связан с пословицами о труде)
II. Изучение нового с применением технологии РКМЧП.
1.Стадия вызова. Целеполагание.
Использование приема "Верные и неверные утверждения" (Приложение 1)
Ознакомьтесь с этими утверждениями и отметьте верные
Обсудите их в паре и оставьте те, с которыми согласны оба, а рядом с сомнительными поставьте "?"
Несколько пар заслушиваем, остальные дополняют. Каждый ставит свои задачи на урок, исходя из собственного дефицита знаний.
2.Стадия осмысления. Прием "Инсерт" (Маркировка текста)
Прочитайте текст (Приложение 1) и сделайте пометки карандашом:
Ъ - это я знал
+ - новая информация
- - я думал иначе
? - непонятная информация
Содержание текста полностью соответствует той структуре, которая была задана на стадии вызова.
Сверьте информацию из текста с "Верными и неверными утверждениями"
3. Стадия рефлексии. Прием "Кластер"
Обменяемся мнениями:
- Какая информация подтвердилась?
- Что нового вы узнали?
- Какая информация не подтвердилась?
- Что вызвало вопросы?
Уверена, недопонятая информация разъяснится на следующих уроках.
Составим кластер (Приложение 3)
Один из учащихся работает у доски, а остальные в тетрадях.
Кластер озвучивается
III. Закрепление.
1. Упр. 114 (по учебнику)
- Что нужно сделать?
- Чему учимся в ходе выполнения упражнения? (Учимся различать двусоставные и односоставные предложения. Пробуем определить вид односоставного. Пользуемся кластером)
2. Третье лишнее: Умом торговать, а без ума горевать. Учись доброму, так худое на ум не пойдет. Когда станешь пахать, будешь и богат.
Найдите третье лишнее
Сделайте вывод (Делается вывод о том, что обобщенно-личные предложения нужно отличать от безличных)
3. Творческое: Используя одну из пословиц в качестве темы, составить небольшой текст с односоставными предложениями
4. Домашнее задание: Из художественной литературы выписать односоставные предложения или упр. 117 (д/з дается вариативное)
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
Возвращение к кластеру.
Кластер еще раз озвучивается
Возвращение к задачам
- Разрешились ли задачи, поставленные на урок?
Если нет, то ничего страшного. На следующем уроке продолжим изучение видов односоставных предложений.