ЦЕЛИ:
- Повторить умение находить глаголы в речи, определять время, число, род глаголов, умение писать не с глаголами.
- Воспитывать аккуратность при письме.
ОБОРУДОВАНИЕ: Магнитофон с записью музыки, карточки: глагол, прошедшее, будущее, настоящее время, число, род, неопределенная форма глагола; план урока, листочки для чистописания, карточки с заданием, тест, карточки со словарными словами.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент.
Ну-ка, дети, встаньте в ряд.
Я командир, вы – мой отряд.
– Какое у вас сегодня настроение? Выберите девочку, которая соответствует вашему настроению.
– Посмотрите на наш план и скажите, чем мы будем заниматься на уроке?
2. Чистописание.
– Начинаем с чистописания.
Какую букву будем мы с вами писать? Чтобы это узнать, надо найти среди данных слов лишнее и назвать признак, с помощью которого вы его нашли.
На доске слова:
Солдат, победа, памятник.
Дети.
– Среди данных слов лишнее памятник. В словах солдат, победа непроверяемая безударная гласная О, а в слове памятник непроверяемая безударная гласная Я. Значит мы будем писать на чистописании букву Я.
Учитель.
– Что вы знаете о букве Я? (особенная, обозначает два звука (йа), когда стоит вначале слова, после гласной или после Ъ или Ь + я, е, ю, е.)
– У вас на партах карточки, на которых мы будем работать и писать букву я. Давайте вспомним, как она пишется.
(Показ учителем на доске)
Работа учащихся (под включенную спокойную музыку)
Учитель.
– Подчеркните самую красивую букву и обратите внимание на нее при написании классной работы.
3. Словарная работа.
Учитель.
– Переходим к следующему этапу урока – словарной работе.
Мы продолжаем с вами работать со словарными словами, с которыми познакомились на предыдущих уроках. Это солдат, победа, памятник. Составьте с ними предложение, постарайтесь со всеми тремя словами.
Дети.
В день победы мы ходили к памятнику неизвестного солдата.
Учитель.
– Запишем это предложение. (Комментированное письмо)
– Разберите его по членам предложения и частям речи.
(Коллективно)
4. Повторение.
Учитель.
– Переходим к следующему этапу урока - теме нашего урока. Мы продолжаем с вами повторять части речи.
а) Определение темы урока.
– Найдите среди слов лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.
На доске слова:
Береза, космос, валенки, порисуем, народ.
Дети.
– Лишнее слово порисуем, потому что слова береза, космос, валенки, народ являются именами существительными, а порисуем – глаголом.
(Открыть на магнитной доске карточку «Глагол»).
Учитель.
– Какая тема нашего урока, если у нас повторение и лишнее слово глагол?
(Повторение о глаголе как части речи.)
– Что такое глагол?
Дети.
Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделать и др. и обозначают действие предмета.
Учитель.
– Правильно.
Разберите глагол порисуем по составу.
К каким источникам информации мы можем обратиться, чтобы убедиться в правильности разбора слова? (К словарям: «Разбор слова по составу» или «Словообразовательный словарь»)
Проверьте это слово по словарю. У кого так? В чем допустили ошибку? Поставьте себе оценку на полях.
Оценочная таблица.
«5» | «4» | «3» | |
1. Состав слова | 12 | 2 | - |
– Определите время. (будущее) (Открыть карточку будущее время)
Что еще можно определить у глаголов будущего времени? (число) (Открыть карточку число.)
Определите число. (мн. ч.)
б) Работа с загадкой.
– Прочитайте загадку, которая у вас написана на листах чистописания. Найдите глаголы.
(расту, любят)
– Запишите.
– Определите число, время.
Учитель.
– Проверим (читает один ученик, учитель записывает на доске).
Расту – наст. вр., ед. ч.
Любят – наст. вр., мн. ч.
– У кого так? Где допустили ошибку? Что показалось трудным? Поставьте на полях оценку.
(Открыть карточку – настоящее время)
Оценочная таблица.
«5» | «4» | «3» | |
Глагол: Будущее время Настоящее время Прошедшее время |
14 |
Учитель.
в) Работа со стихотворением.
Послушайте стихотворение.
Кит по грязи смело шлепал –
Папа сына крепко шлепал.
Кит обои отодрал –
Папа сына отодрал.
Кит песок в кастрюли всыпал –
Папа сыну сильно всыпал.
Двойку в школе получил –
Вновь от папы получил.
Как – то муха в суп попала,
И опять ему попало.
В суп сама она влетела!
Так за что же мне влетело?
– Понравилось вам стихотворение? Чем?
Я буду читать, а вы будете записывать глаголы, обозначающие действия папы, которые услышите. Будьте внимательны.
Шлепал – пр. вр., ед. ч., м. р.,
Отодрал – пр. вр., ед. ч. м. р.,
Всыпал – пр. вр., ед. ч., м. р.,
Получил – пр. вр., ед. ч. м. р.
Попало – пр. вр., ед. ч. ср. р.,
Влетело – пр. вр., ед. ч. ср. р.,
Учитель.
– Проверим глаголы, которые вы записали. (глаголы на доске).
Кому удалось записать все глаголы? А кому большую часть?
Поставьте себе оценку на полях.
Оценочная таблица.
«5» | «4» | «3» | |
3. Выборочный диктант | 13 | 1 |
– В каком смысле прямом или переносном употреблены глаголы, которые выражают действия папы? (в переносном). Почему?
Прав ли папа? А в вашей семье так бывает? Вы всегда бываете правы в своих поступках?
Определите время глаголов.
Как вы определили? (По вопросу что делал? И суффиксу –л -)
(Открыть карточку – прошедшее время)
Что мы можем определить у глаголов прошедшего времени? (род, число).
(Открыть карточки – число, род).
Определите.
Проверяем (поэтапно: сначала время, потом число, затем род). Поставьте себе оценку.
Оценочная таблица.
«5» | «4» | «3» | |
Глагол: Будущее время Настоящее время Прошедшее время |
14 14 14 |
Учитель:
– У кого какие возникли трудности в выполнении этого задания?
Когда не можем определить род у глаголов прошедшего времени? (во множественном числе)
ФИЗМИНУТКА
Работа с темпом.
1. Левой, правой! Левой, правой! (медленный темп) | 1. Маршируем на месте, делаяакцент то на правую, то на левую ногу. |
2. На парад идет отряд. (медленный темп) На парад идет отряд, (средний темп) |
2. Делаем два шага вперед идва назад (на уд. слоги) |
3. Барабанщик очень рад. | 3. Движение руками, как бы ударяем в барабан и на слова очень рад – распахиваем руки вперед на звук (О) |
4. Барабанит, барабанит(быстрый темп) Полтора часа подряд. |
4. Имитируем удары в барабан |
5. Левой, правой! Левой, правой! (средний темп) | |
6. Барабан | 6. Указательный жест рукой. |
7. Уже дырявый! | 7. Руки в стороны, удивление на лице. |
г) Работа в парах. Игра «Учитель – ученик».
Учитель.
– Переходим к следующему этапу урока – игра « Учитель – ученик».
– У вас на партах лежат карточки. Первый вариант диктует словосочетания второму варианту, а потом второй вариант диктует первому. Затем меняетесь тетрадями и проверяете работу.
(Дети выполняют задание)
Поставьте оценку на полях.
Оценочная таблица.
«5» | «4» | «3» | ||
Работа в парах (не с глаголами) | 10 | 4 |
1 вариант | 2 вариант |
не встретил гостя | не узнает местность |
не сохранил груз | не загадал желание |
не удалил пятно | не летают птицы |
– Какое правило мы повторили в этом задании?
(НЕ с глаголами пишется отдельно)
д) Тестирование.
Учитель.
– Переходим к следующему этапу урока - тестированию
Какая форма глагола существует (неопределенная форма).
(Открыть карточку – неопределенная форма глагола)
Почему она так называется? (нельзя определить время, число)
На какие вопросы отвечает н. ф.? (что делать? что сделать?)
Найдите записанные у вас на листочках предложения, в которых есть глаголы в неопределенной форме.
– Запишите те цифры, под которыми они находятся в тетрадь.
– Какие цифры вы написали?
- У края северной земли маяк встречает корабли.
- Весь век в разлуки пребывать.
- И все стоять на месте.
- И нет ни у кого судьбы такой, как у него.
- Весь век встречать и провожать.
(2, 3, 5)
Поставьте оценку.
Оценочная таблица.
«5» | «4» | «3» | |
Тестирование (н. ф.) | 11 | 3 |
5. Итог урока.
Учитель.
– Что мы повторили о глаголе и вы запомнили? (Работа с карточками, появившимися на доске в течении урока)
Поставьте оценки за урок у себя в тетради: первую за правильность на основе оценок, которые у вас на полях, а вторую за аккуратность и красоту. Обратите внимание особенно на написание буквы Я.
Оценим нашу совместную работу (оценочная таблица). Я вижу, что у вас сформированы умения по теме «Глагол», нужно поработать над составом слов, написанием не с глаголами и глаголами в неопределенной форме.
Оценочная таблица.
«5» | «4» | «3» | |
Состав слова | 12 | 2 | - |
Глагол: Будущее время | 14 | ||
Настоящее время | 14 | ||
Прошедшее время | 14 | ||
Выборочный диктант | 13 | 1 | |
Работа в парах (не с глаголами) | 10 | 4 | |
Тестирование (н. ф.) | 11 | 3 |
– Кто из вас увидел ошибки в своей работе? Какие? Все ли вам теперь понятно по теме «Глагол»?
Выставление оценок за урок.
Какую девочку вы выбираете в конце урока – какое у вас настроение?
Урок закончен. Спасибо вам за работу.