Профессия «Мастер отделочных строительных работ» стала терять привлекательность для выпускников основной школы, но поскольку потребность в таких специалистах на рынке труда есть, в нашем училище стали комплектовать группы из числа учащихся школ, в силу разных причин, не получивших основного образования, а также из выпускников специальных (коррекционных) школ.
Формирование убеждений и потребности в новых знаниях, умениях и навыках возможно лишь в условиях активного обучения, которое исключает пассивность, способствует целям, содержанию, условиям образования, а также росту качества профессиональной подготовки. Повышать качество профессиональной подготовки сегодня невозможно без умения создавать и внедрять новые (нестандартные) уроки и подходы в обучении. На уроке я обязательно использую метод рефлексии, т. е. обсуждение с учениками процесса их работы и итогов урока (что узнали, что понравилось, что хотелось бы повторить или изменить на следующем уроке).
Анализируя современную методическую литературу, апробируя предлагаемые методики, учитывая психологические и возрастные особенности обучаемых мною ребят, я пришла к выводу, что познавательная активность и самостоятельность – качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению, проявляются и развиваются в процессе деятельности. Вот почему целесообразно использование нестандартных уроков, активных методов обучения; именно их применение на уроках побуждают учащихся к мыслительной и практической деятельности.
Чтобы сделать процесс обучения интересным и занимательным, я включаю в урок игры и игровые моменты. Большие возможности игры как средства активизации учебного процесса, обладающего сильным мотивирующим воздействием, имеют значение в практике многих преподавателей. Дидактические игры возбуждают интерес к изучаемому материалу, вызывают эмоциональный отклик, одновременно развивая сообразительность, находчивость, способствуют более прочному усвоению знаний. В связи с тем, что большинство учащихся коррекционных групп слабо владеют письменной речью, при организации контроля знаний я применяю тестирование.
Цели урока:
Обучающие:
- Углубить и закрепить знания, полученные на предыдущих уроках по технологии нанесения раствора на поверхность, штукатурных слоях, видах штукатурок по качеству.
- Сформировать прочные знания о штукатурных слоях и способах их нанесения на поверхность.
- Обобщить и систематизировать знания по теме, о методах и приемах выполнения операций, используемом ручном инструменте.
Развивающие:
- Сформировать и развить умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Установить связи причины и следствия, провести анализ элементов, свойств изучаемых объектов.
- Научить учащихся рационально организовывать, планировать свой труд, находить пути совершенствования операций, приемов и навыков.
Воспитательные:
- Сформировать нравственные, поведенческие качества, ответственное отношение к труду, трудолюбие.
- Сформировать у учащихся стремление к постоянному развитию профессиональных качеств и способностей.
- Сформировать способность адекватно оценивать результаты своего труда и труда товарищей.
- Воспитать чувство коллективизма и взаимопомощи.
Методическая цель урока:
- использование приемов личностно-ориентированного обучения учащихся из числа выпускников коррекционных школ.
Тип урока:
- повторительно-обобщающий.
Оснащение урока:
- Мультимедийный проектор.
- Ноутбук.
- Ручные инструменты штукатура:
- кельма;
- сокол;
- полутерок;
- деревянная терка;
- гладилка;
- отрезовка. - Карточки-задания.
- Презентация Microsoft Office PowerPoint (приложение 1)
Ход урока
1. Организационный момент:
1. Сообщение темы урока, целей, форм и методов работы на уроке, этапов урока и их преодоление, метода рефлексии на начало и конец урока, оценивание работы учащихся по рейтинговой системе, до сведения учащихся доводятся критерии оценки:
- «5» - 17 -20 баллов
- «4» - 14 -16 баллов
- «3» - 12 -13 баллов
- «2» - такой оценки мы не знаем.
2. Выбор экспертной группы (2 человека - мастер производственного обучения и учащийся группы, либо 2 учащихся группы). Задача экспертной группы – фиксировать правильность ответов каждого учащегося, заносить баллы в «Ведомость успеха» (приложение 2).
3. Разбивка на две команды.
4. По карточкам рефлексии (приложение 3) учащиеся отмечают свое настроение на начало урока.
2. Работа в командах:
I этап – «Разминка».
Каждому учащемуся по очереди задаются вопросы по ранее изученным темам, ответы – «да» или «нет». Эксперты отмечают правильные ответы в «Ведомость успеха» (приложение 2).
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы | Ответы |
1. Грунт-первый слой штукатурного намета |
Нет |
2. Толщина обрызга - 7-9 мм |
Нет |
3. Для обрызга используют жидкий раствор |
Да |
4. Перед нанесением штукатурного раствора поверхность смачивают. |
Да |
5. Простая штукатурка состоит из одного слоя. |
Нет |
6. Улучшенная штукатурка состоит из двух слоев. |
Нет |
7. В высококачественной штукатурке может быть два и более слоев грунта. |
Да |
8. Накрывка-третий слой штукатурного намета. |
Да |
9. Назначение накрывки - выравнивание поверхности. |
Нет |
10. Первый слой штукатурного намета не разравнивают. |
Да |
11. Грунт наносят правилом, |
Нет |
12. Накрывку наносят по схватившемуся грунту. |
Да |
13. Накрывку затирают и заглаживают. |
Да |
14. При набрасывании раствора кельмой работает вся рука. |
Нет |
15. Раствор можно набрасывать кельмой, соколом, полутерком. |
Нет |
16. Раствор можно намазывать соколом и полутерком. |
Да |
17. Раствор для намазывания должен быть не очень густым. |
Да |
18. Грунт разравнивают полутерком сверху - вниз. |
Нет |
19. Полутерок при работе держат двумя руками. |
Да |
20. Ровность поверхности проверяют правилом. |
Да |
21. Для накрывки используют мелкий просеянный песок. |
Да |
22. Перед нанесением накрывки поверхность смачивают. |
Да |
23. Грунт выравнивает поверхность. |
Да |
24. Толщина улучшенной штукатурки-20мм. |
Нет |
25. Затирку выполняют гладилками. |
Нет |
26. Терки бывают деревянные и войлочные |
Да |
27. Затирку выполняют вкруговую и вразгонку. |
Да |
28. Лузг-это внутренний угол примыкания стены и потолка. |
Да |
29. Для натирания лузгов, усенков и фасок используют терки. |
Нет |
30. Марка раствора зависит от марки цемента. |
Да |
31. Для оштукатуривания фасадов используют цементный раствор. |
Да |
32. Марка раствора зависит от марки цемента. |
Да |
33. Слой обрызга наносят кельмой. |
Да |
34. Накрывку затирают терками |
Да |
35. Накрывка – третий слой штукатурного намета. |
Нет |
36. В подвалах и на чердаках выполняют улучшенную штукатурку. |
Нет |
II этап - Работа с тестом.
Каждому учащемуся выдается тестовое задание на выбор правильного ответа, в котором 10 вопросов с тремя ответами, один из которых - правильный.
Время на выполнение – 5 минут.
Вопросы |
Варианты ответов |
1. Как называется наружный угол в месте примыкания двух стен? |
|
2. Какими растворами оштукатуривают фасады? |
|
3. Какой из строительных материалов является природным? |
|
4. Какие приспособления используют для работы на высоте внутри помещения? |
|
5. Какой из строительных материалов является вяжущим? |
|
6. Какую штукатурку по качеству выполняют в подвалах и на чердаках? |
|
7. Какова толщина улучшенной штукатурки? |
|
8. Как называются вертикальные ограждения зданий, делящие его на этажи? |
|
9. Из скольких слоев состоит простая штукатурка? |
|
10. Как называется слой, выравнивающий штукатурку? |
|
III этап – «Узнай свой инструмент».
Каждой команде предлагаются по три ручных штукатурных инструмента (кельма, сокол, полутерок, терка, гладилка, отрезовка). После подготовки и обсуждения в команде один учащийся должен назвать инструмент, дать ему характеристику, рассказать о назначении; другой – должен показать приемы работы им.
Время на подготовку – 5 минут.
IV этап – «Собери цепочку».
Каждой команде в конверте выдаются отдельные операции по подготовке поверхностей под оштукатуривание, одной – по подготовке деревянной поверхности, другой – по подготовке бетонной поверхности.
Командам необходимо из отдельных фрагментов составить цепочку технологической последовательности выполнения операций.
Время на выполнение – 2 минуты.
Каждому учащемуся команды, быстрее справившейся с заданием, эксперты выставляют по 2 балла, учащимся другой команды – по 1 баллу.
V этап – игра «Ипподром».
Одна команда «Крутые наездники» получает карточки с вопросами, другая команда «Арабские скакуны» - с правильными ответами. Каждому нужно найти свою пару: «Крутому наезднику» - своего «Арабского скакуна». Во время игры учащиеся свободно перемещаются по кабинету, что требует определенной культуры поведения.
Время на игру – 5 минут.
Вопросы команде «Крутые наездники» |
Ответы для команды «Арабские скакуны» |
Первый слой штукатурного намета |
Обрызг |
Второй слой штукатурного намета |
Грунт |
Третий слой штукатурного намета |
Накрывка |
Металлическая лопатка в форме сердечка с ручкой |
Кельма |
Квадратный щит с ручкой в центре |
Сокол |
Длинное деревянное полотно с ручкой |
Полутерок |
Инструмент для выборки швов в кирпичной кладке |
Зубило |
Инструмент для провешивания поверхностей |
Отвес |
Инструмент для затирки штукатурки |
Терка |
Подведение итогов урока, подсчет баллов экспертной группой, выставление оценок.
Рефлексия на конец урока.
По карточкам рефлексии (приложение 3) учащиеся отмечают свое настроение на конец урока.