Мир профессий

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: классный час, профориентация, профессии, выбор профессии


Цели классного часа: Познакомить учащихся с миром профессий, с требованиями, которые предъявляются профессией человеку. Научить соотносить эти требования со своими возможностями.

Оборудование:

  1. Видеофильм о профессиях (телевизор с видеомагнитофоном);
  2. Книжная выставка «Мир профессий»;
  3. Магнитофон (запись интервью с инспектором Центра занятости Альметьевска);
  4. Таблица «Классификация профессий»;
  5. Плакат «Жизнь ничего не даёт без труда»;
  6. Карточки для каждого ученика с результатами анкетирования;
  7. Диаграммы с обобщёнными результатами анкетирования.

Ход классного часа

I.

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы проводим классный час «Мир профессий». У нас в гостях: родители учащихся (представление родителей и их профессий).

Недалёк тот день, когда перед каждым из вас встанет вопрос: куда пойти учиться или работать, т.е. практически выбрать профессию. Один мудрый человек сказал: «Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой». Просто, правда? Но только на первый взгляд.

В современном мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Найти среди них свою не так просто. Мир профессий велик и необозрим, и каждая специальность в свою очередь – очень сложное явление. Разобраться в этом мире с целью выбора жизненного пути невозможно без подходящей классификации профессий. Существует много классификаций профессий по различным признакам.

II.

Выступление учащихся знакомят с классификацией профессий, разработанной Е.А. Климовым.

  • человек – техника;
  • человек – художественный образ;
  • человек – природа;
  • человек – человек;
  • человек – знаковая система.

III.

Учитель: Давайте просмотрим фрагмент фильма.

IV.

Просмотр фильма штукатур-маляр

V.

Учитель: Итак, какова бы ни была профессия, для правильного выбора профессии необходимо знать те требования, которые предъявляют к человеку различные профессии, а также знать свои индивидуально-психологические особенности, чтобы соотнести их с этими требованиями.

Самой распространённой профессией является профессия бухгалтера. И сейчас я предоставляю слово главному бухгалтеру Татагропромбанка.

VI.

Выступает родительница, которая рассказывает о профессии бухгалтера.

VII.

Учитель: Наш город очень нуждается и в рабочих специальностях. Слово предоставляется родителю, который рассказывает о профессии слесаря.

VIII.

Выступает родитель

IX.

Учитель: Мода на профессии случается внезапно, как летняя гроза. Ещё недавно быть журналистом было не то, чтобы почётно, но страшно модно. Позднее появились брокеры – загадочные и притягательные существа. Их сменили менеджеры и прочие супервайзеры. Сегодня получить свою (и немалую) долю уважения и даже зависти можно, если вы будете маркетологом, дизайнером по упаковкам или работать в сфере гостиничного бизнеса.

X.

Сценка.

Учащиеся разыгрывают несколько сценок-диалогов. В них главными героями являются: маркетолог, дизайнер по упаковкам, работники гостиничного бизнеса. Сценки разыгрываются под музыку, используется реквизит: стол, на котором расставлены различные упаковки товаров, костюмы.

1. Первый учащийся

Уютный зал. Тихая музыка. Оригинальные блюда. Официанты – сама вежливость, аккуратность и предупредительность. Всё это создаёт особую атмосферу хорошего ресторана, ради которой и приходят сюда люди… Но мало кто из посетителей догадывается, какой напряженный труд скрывается за таким великолепием.

Официант за смену теряет столько же калорий, сколько шахтёр. Он не сидит, по 12-14 часов на ногах. Кроме того, нельзя входить в зал с плохим настроением, важно уметь контролировать своё внутреннее состояние. Гости пришли на праздник, заплатили за это деньги, и твои личные проблемы не должны им мешать.

Знайте, что без высшего профессионального образования в гостинично-ресторанном бизнесе карьеру не сделать.

Работа в престижном ресторане или элитной гостинице потребует даже от обслуживающего персонала свободного владения иностранным языком, умения общаться с разными людьми, знания сервиса, так что делайте выводы.

2. Второй учащийся

На Западе давно уже известно, что именно «упаковка продаёт товар». Ароматы и вкусы появляются, исчезают, вновь появляются. Для того, чтобы их продать в жёсткой конкурентной борьбе, нужна броская реклама. Но как передать запах или вкус в телевизионном ролике или на плакате?

И тут появляется он, художник-дизайнер, который в образе флакона, бутылки, банки или этикетки создаёт мощный инструмент для продвижения товара на рынке. Обычно на эту профессию возникает спрос, когда рынок настолько завален продуктами, что люди просто не успевают их потреблять. Поэтому нужно либо их сохранить, либо продать, пока не испортились. А выбирать начинают, что покрасивее. Вот это самое «покрасивее», и делает дизайнер тары и упаковки.

Обеспечивая успех торговой марке, сами дизайнеры остаются в тени, правда, в качестве компенсации получая запредельные гонорары. Например, изделия Лалика и Виара уже перешли в категорию ценностей и продаются с аукционов за баснословные деньги.

Хорошая упаковка – залог коммерческого успеха товара на рынке. Удалось бы торговой марке «Коркунов» всего за несколько лет встать рядом с такими гигантами, как «Красный Октябрь» или «Россия», если бы не оригинальный дизайн упаковки? Вряд ли. Но нужно помнить – рамки дизайна ограничиваются технологиями, физическими свойствами материала и пожеланиями заказчика. Клиент сам определяет, что бы он хотел получить и описывает свою идею. Дизайнер разрабатывает конструкцию, графическое оформление, работая уже над заданной формой и самостоятельно изыскивает возможности её декорирования, которую затем проверяет маркетинговый отдел. И, наконец, идея воплощается в образец продукта, который уже можно будет показать заказчику. И только потом все эти баночки, бутылочки, коробочки, ящики выставляются на прилавки наших магазинов в том виде, в котором мы с вами их видим.

И всё же главное качество художника-дизайнера – коммуникабельность. Способность не теряться ни в какой обстановке, даже если очень сильно волнуешься. Ведь, если захвачен определённой идеей, то уже иначе смотришь на мир.

В заключение, согласно статистике кадровиков и рекрутов всех мастей, профессия дизайнера стоит на пятом месте «горячей десятки» по востребованности на рынке труда. Количество запросов на профессии дизайнеров превышает 1300 в месяц. Но даже это и то, что на реальном рынке профессий специальность «дизайнер-упаковщик» и существует, и работает, и востребована, не влияет на то, что в системе образования, она – увы, отсутствует.

3. Третий учащийся

Современный рынок абсолютно непредсказуем. И, тем не менее, он живёт по строгим законам. Знать их, чтобы «использовать» для достижения максимального результата в бизнесе – вот главная задача маркетолога.

На первый взгляд, работа моя выглядит довольно нудно. Сиди и изучай, какие изменения происходят на мировом рынке, на сколько вырос рекламный бюджет фирмы-конкурента, во что это может вылиться и как повлиять на развитие бизнеса.

С другой стороны, каждая задача, которую мы решаем, требует творческого подхода. Как создать марочную продукцию, каким образом правильно провести рекламную компанию, как совершенствовать товар, через кого организовать и наладить эффективную дилерскую систему, где продолжить путь для скорейшего продвижения товара…

Маркетолог – считается одной из самых перспективных специальностей.

Маркетологи должны уметь управлять не только рынком, товарами, но и теми, кто их потребляет. Поэтому не последнее место среди общеспециальных предметов занимает блок коммуникативных дисциплин: поведение потребителей, реклама, взаимодействие с клиентами, коммуникативное воздействие, логика, психология, социология, культурология.

XI.

Учитель: А как же обстоят дела на рынке труда нашего города?

XII.

Справки по городу. Выступают учащиеся, которые накануне ходили в центр занятости и брали интервью у инспектора центра.

– Для того, чтобы узнать как обстоят дела с рабочими местами в нашем городе мы с Альбертом отправились в Центр занятости города Альметьевска, и вот, что мы узнали:

  • С начала года к нам обратились в поисках работы и за консультацией 21338 человек, зарегистрированы в качестве безработных 2618 человек. Уровень регистрируемой безработицы по городу составил 1,46% от численности активного населения.
  • Трудоустроено 8093 человека, в том числе 7 тысяч несовершеннолетних, желающих работать в свободное от учёбы время.

– Также мы взяли интервью у инспектора Васяниной Валентины Николаевны.

Прослушивается аудиозапись интервью.

XIII.

Выступление учителя информатики по итогам анкетирования.

Ежегодно в нашей школе проводится профориентационное тестирование учащихся 9-11 классов. Оно проводится с целью выявления интересов учащихся, а также для оказания помощи в выборе профессии в соответствии с психологическими особенностями личности, а также склонностей и интересов.

В вашем классе было проведено тестирование, где были выявлены интересы к предметам, сферам деятельности. Всего прошли тестирование 26 человек. Каждому учащемуся были даны конкретные рекомендации по карте интересов. В результате было выявлено, что 9 человек не проявили ни интереса, ни отрицания к предметам, и 4 человека не проявили ни интереса, ни отрицания ни к одной сфере деятельности. Это говорит о том, что они не определились с выбором своего будущего жизненного пути. Три человека проявили ярко выраженный интерес к одной сфере деятельности, а пять человек к двум сферам деятельности. Эти учащиеся уже определились в своём выборе. Но это составляет всего одну четверть класса. Остальные же стоят перед тяжёлым выбором. Наглядно эти результаты можно увидеть на диаграмме, где представлены результаты тестов.

Как мы видим на диаграмме, наибольший интерес учащиеся проявили к таким предметам как физкультура, спорт, иностранные языки и информатика. Самое резкое отрицание вызвала такая сфера деятельности как сельское хозяйство.

По сферам деятельности класс разделился следующим образом: человек – техника – 4, человек – человек – 14, человек – природа – 1, человек – знаковая система – 6.

Следующим этапом тестирования будет выявление психологических особенностей личности каждого учащегося, и будут даны конкретные рекомендации при определении его профессионального будущего.

Я надеюсь, что эти рекомендации помогут вам и вашим родителям в правильном выборе того учебного заведения, в котором вы получите профессиональную подготовку после окончания школы.

XIV.

Учитель: Дорогие ребята, если вы увидели, что ваши психологические особенности не полностью соответствуют требованиям той профессии, которую вы хотели бы выбрать, не отчаивайтесь. Ведь многие способности человек может развить у себя сам.

Вспомните известное изречение: нельзя научиться плавать, стоя на берегу реки.

О том, как это сделать вы узнаете на следующем классном часе. Также об этом вы можете прочитать и в книгах, журналах, которые находятся на этой книжной выставке.

А сейчас все огромное спасибо.