Тип урока: интегрированный.
Цели для учителя технологии:
- продолжить знакомство обучающихся с процессом моделирования, научить разрабатывать различные модели юбок на основе прямой юбки, формировать умение ставить цель и достигать желаемого результата;
- развивать пространственное, логическое мышление, творческое воображение, познавательный интерес;
- продолжить формирование эстетического вкуса, аккуратности в работе, уважения к народным традициям, умения слышать и слушать;
- обобщить знания о профессиях, связанных с изготовлением швейных изделий.
Цели для учителя истории:
- рассказать о развитии модных тенденций в разные историко-культурные эпохи;
- сформировать представление о влиянии историко-культурной среды на развитие моды;
- продолжить формирование у детей эстетического восприятия мира, прививать любовь к красивым вещам.
Оборудование: русский национальный костюм на манекене, образцы юбок различных фасонов, картонные шаблоны, листы А4, ножницы, клей, цветная бумага, выставка с изображениями костюмов разных эпох, медиапроэктор для слайдовой презентации музыкальный центр, легкая инструментальная музыка.
Методы обучения: беседа, объяснение, рассказ, упражнение.
План урока:
1. Организационный момент
2. Повторение пройденного материала
3. Изучение нового материала
А) беседа по вопросу «Требование к одежде»
Б) рассказ учителя истории о развитии модных тенденций в разные историко-культурные эпохи, об истории появления юбки
В) Сообщение ученицы о юбке в русском национальном костюме
Г) Этапы изготовления юбки. Основные способы изменения выкройки
4. Физкультминутка
5. Вводный инструктаж перед выполнением
практической работы
6. Самостоятельная работа обучающихся
7. Текущий инструктаж
8. Заключительный инструктаж
9. Домашнее задание
ХОД УРОКА
1. Организационный момент:
– приветствие;
– проверка явки обучающихся;
– заполнение классного журнала;
– проверка готовности к уроку;
– настрой обучающихся на работу;
– доведение до обучающихся темы урока
2. Повторение пройденного материала:
– Какая мерка служит основой для определения
ширины юбки?
– Для чего нужна прибавка на свободное облегание
изделия?
– От чего она зависит?
– Для чего на каждой детали проставляется
направление долевой нити?
3. Изучение нового материала
А) Требования к одежде
Мы живем в 21 веке, где вечно спешащий, энергичный человек, хочет оставаться таким везде: в рабочем кабинете и в поле, у станка и на стройке, на спортивных состязаниях и в офисе. И ему не все равно во что он в это время одет, как он выглядит. Но каким бы ни был наш выбор, всегда нужно помнить, что к одежде(юбке) предъявляются различные требования.
– Какие требования предъявляются к одежде? (Гигиенические, эстетические, эксплуатационные)
По способу эксплуатации все виды одежды делят на плечевую (держится на плечах) и поясную (держится на талии)
– Что такое талия? (Самое узкое место фигуры)
Самым распространенным предметом поясной
одежды является юбка. Юбку можно носить в
комплекте с блузой, жилетом, жакетом, она может
служить частью платья.
Но юбки не всегда были такими, какими мы привыкли
их видеть сейчас. В течении веков форма юбки
много раз менялась и принимала совершенно
неожиданные формы.
Б) Рассказ учителя истории о развитии модных
тенденций в разные историко-культурные эпохи, об
истории появления юбки
Нас всегда удивляет непостоянство моды. Казалось
бы, носи и носи одну одежду, пока не износится. Так
и поступали представители низших слоев
населения. Ну , а кто побогаче? Те стремились от
моды не отставать, ведь в обществе «встречают по
одежке», платье человека могло многое рассказать
о его имущественном положении и даже о его
политических взглядах (это было особо характерно
для периодов революций и потрясений). Костюм был
визитной карточкой человека, можно было можно
было определить, к какому сословию человек
принадлежит. В 16 веке существовали
«запретительные» постановления, касающиеся
костюмов. Одежда должна была подчеркнуть, к
какому сословию ты относишься; к дворянину,
буржуа или крестьянину. Даже если у крестьянина
было много денег, он не мог позволить носить ту
одежду, которая ему нравится.
Как же одевались люди на протяжении многих веков,
как происходило изменение одного из элементов
гардероба – юбки. Сегодня мы затронем только
некоторые вехи развития моды.
Используется слайдовая презентация (Приложение 1)
Слайд 2
Слово «Юбка» имеет одного прародителя с шубой; и
то и другое происходит от арабского слова
«джубба», которым называли суконную тунику без
рукавов.
В русский язык слово «юбка» попало из польского
языка.
Слайд 3
Первым прототипом юбки были египетские
набедренные накидки, которые носили как бедные,
так и богатые. В Средние века юбкой считалось
присборенное у горла одеяние длиной до колен,
обычно подпоясанное. Носили его как мужчины, так
и женщины. Женская готическая «юбка» разделилась
на лиф и собственно юбку - это и положило начало
юбке в современном понимании. На протяжении
длительного времени развивается каркасная мода,
которая и дает толчок выделению юбки как
самостоятельного элемента гардероба.
Слайд 5. Готика
Готическое искусство было культовым,
религиозным. Оно обращалось к высшим
божественным силам, вечности, христианскому
мировоззрению. Большое влияние на развитие моды
оказывает развитие архитектуры.
Слайд 6. Готика
Вспоминаем готический стиль (изящество,
стремление вверх, тонкие стены, перекрытия,
стрельчатые арки и т.д.)
На смену готическому стилю пришла эпоха
Возрождения.
Слайд 7. Ренессанс
В эпоху Возрождения проявился интерес к личности
человека, мода установила новые каноны красоты.
При помощи одежды старались показать к какой
группе общества принадлежит тот или иной
человек.
Слайд 8.
Возвышение в 16 веке Испании выдвинуло моду и
нравы испанского двора, этой моде подражали все
страны
Слайд 9. Маньеризм
Слайд 10. Маньеризм
Мода находилась под влиянием геометрических
форм, естественные формы тела заменялись
искусственными, этой моде подражали все
европейские страны. Это объясняется тем, что
испанская империя, подчинившая себе большую
территорию в Европе, Новом Свете (Америке) и
Африке, заставляла чувствовать свое могущество.
Важен был декоративный эффект, сам костюм стал
как бы лишь фоном для драгоценных украшений,
свидетельствующих о богатстве хозяина.
Испанский стиль был слишком помпезный и жесткий.
В 17 веке начинают формироваться первые
абсолютистские государства. Во главе этого
движения стояла Франция. Постепенно центром
политической жизни и законодательницей мод
становится Париж. Формируется новый стиль -
Барокко.
Слайд 11. Барокко
Слайд 12. Барокко
На развитие моды большое влияние оказывал сам
король Людовик 14. Этому способствовал новый
этикет и обожествление королевской особы. Во
многом на развитие моды оказали экономические
процессы внутри государства. На смену маньеризму
пришли мягкие складки и драпировка, делавшие
акцент на изящество.
Слайд13. Рококо
Слайд 14. Рококо
Слайд 15. Ампир
Слайд 16. Ампир
Во времена Наполеона господствует стиль ампир.
Мода стремиться подчеркнуть величие эпохи.
Стремиться приблизиться к образцам античности.
С середине XIX века мода становится достоянием
более широких слоев населения
Слайд 17. Бидермейер и романтизм
Слайд 18. Бидермейер и романтизм
В 70-е годы XIX века старая мода становится
неудобной. Мода меняется под влиянием развития
техники, спорта, просто капризна
Слайды 19-25
Таким образом, нужно сказать, что мода – это капризная дама, которая постоянно меняет свое лицо. Мода отражает историческую эпоху, ее порядки, взгляды на жизнь, представления о красоте и т. д.
– Итак, давайте вспомним, основные направления
развития моды, о которых я вам рассказала. (Готика,
ренессанс, маньеризм, барокко, рококо, маньеризм,
ампир, бидермейер, романтизм).
– Для каких стран характерен тот или иной стиль?
– Что влияло на развитие моды?
– Отдельного внимания заслуживает юбка в русском национальном костюме.
(На манекене – народный костюм)
В) Сообщение ученицы о юбке в русском национальном костюме
Русская народная одежда всегда отличалась простотой, поэтому народный костюм и по сей день является источником вдохновения для художников модельеров (людей, которые создают новые костюмы). Простота, элегантность и удобство – требования к современной одежде.
– Как называется процесс изменения формы
деталей одежды, ее художественное оформление? (Моделирование)
– Какие профессии, связанные с изготовлением
швейных изделий вы знаете? (Художник-модельер,
модельер-конструктор, закройщица, технолог, швея)
Г) Этапы изготовления юбки.
Процесс изготовления юбки состоит из следующих этапов:
– конструирование;
– моделирование;
– раскрой и пошив юбки.
Когда мы строили чертеж основы прямой юбки, мы
были конструкторами.
Сегодня я предлагаю вам побывать в роли
модельера в роли модельера, т.е. попробовать
нарисовать эскиз предложенной юбки и
разработать ее модель.
Работать мы будем, используя чертеж прямой юбки.
Прямая юбка, как правило, состоит из двух
полотнищ: заднего и переднего. Юбка прямого
покроя плотно облегает фигуру, хотя ее можно
сделать довольно широкой. Прямые юбки могут
иметь разрезы, различные складки или сборки,
кокетки, карманы …
Основные способы изменения выкройки:
- Расширение юбки по линии низа;
- Сужение юбки по линии низа;
- Изменение длины юбки;
- Расширение методом закрывания вытачек;
- Кокетки, складки, оборки, воланы.
Для изготовления юбок используют самые разнообразные ткани: х/б, льняные, шерстяные, шелковые, все зависит от назначения и вкуса человека.
4. Физкультминутка
5. Вводный инструктаж перед выполнением практической работы:
– техника безопасности при работе с ножницами;
– организация рабочих мест.
6. Самостоятельная работа обучающихся
(Звучит музыка)
Моделирование юбок на основе прямой юбки с использованием дидактического материала.
7. Текущий инструктаж
8. Заключительный инструктаж
Анализ выполненной самостоятельной работы.
9. Домашнее задание