Методическая разработка урока в 8-м классе "Растворение. Растворимость веществ. Растворы"

Разделы: Химия


Цели урока:

  • Обучающие: начать формировать понятие о растворе, познакомить учащихся с растворением как физико-химическим процессом и растворами как физико-химическими процессами, показать зависимость растворимости твердых веществ от температуры, дать классификацию растворов по признаку растворимости, сформировать наглядное представление о процессах, происходящих в растворах, проверить степень усвоения материала.
  • Развивающие: совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; развивать память, устойчивое внимание, применять свои знания на практике.
  • Воспитательные: воспитывать чувство сопричастности к общему делу, умение работать коллективно, парно, индивидуально.

Оборудование:

  • Кристаллогидраты – CuSO4 * 5H2O, Na2SO4 * 10 H2O, Na2CO3 * 10 H2O, H2SO4(конц), NH4NO3 – кристалл, CuSO4 – безводный, колба с перенасыщенным раствором Na2SO4, колба с горячим раствором РbI2, воронка с фильтром, горячая вода, стеклянная палочка.
  • Презентация «Растворение. Растворимость веществ. Растворы» (Приложение 1)

ХОД УРОКА

Учитель: Растворы – играют важную роль в нашей жизни, с ними каждый из нас постоянно сталкивается как в быту, так и на производстве. Да и сам организм человека содержит растворы самых разных веществ. Рассмотрим особенности растворов, а также поведение различных веществ в них.

Ученики ставят перед собой цель для достижения цели урока.

1. Определение термина «раствор». (Приложение 1, слайд 2) объяснение слайда: определение раствора, главный признак и особенность раствора, что можно назвать раствором, состав раствора.
Растворами называют гомогенную систему, состоящую из двух или большего числа составных частей (компонентов), относительное содержание которых может непрерывно изменяться в тех или иных пределах.
Главный признак растворов – непрерывное изменение состава при сохранении однородности.
Важная особенность – простыми физическими приемами (охлаждением, нагреванием, выпариванием) можно выделить чистые исходные компоненты.
К растворам относят смеси однородные (примеры приводят дети) и химические соединения переменного состава. При взаимодействии железа и серы образуется продукт реакции переменного состава – сульфид железа (II) FeSх, причем 0,98< х <1,05, состав вещества, образующегося при этой реакции, зависит от условий протекания реакции и в указанных пределах непрерывно изменяется.

Ученики пишут уравнение реакции:

Fe + Х S ––> FeSх твердый раствор.

Любой раствор состоит из компонентов: растворенное вещество и растворитель.
Часто считают, что из двух компонентов раствора растворитель – это то вещество, которого для приготовления данного раствора взято больше по массе или объему.

– Так ли это? (Ученики выдвигают версии).
Приводим пример: Если нужно приготовить раствор из 500 мл ацетона и 10 мл спирта, что растворитель, а что растворенное вещество? (Спирт – растворенное вещество, а ацетон – растворитель). То есть – ВЕРНО.
Другой пример: (98 мл спирта и 2 мл воды, что растворитель, а что растворенное вещество? ВОДА – ВСЕГДА РАСТВОРИТЕЛЬ.

– По агрегатному состоянию растворы какими могут быть? (Ответы учеников – составление схемы на доске)

Растворы:

1. Жидкие:

  • растворы двух жидкостей
  • растворы жидкости и газа
  • растворы жидкости и твердого вещества.

2. Твердые:

  • растворы твердых веществ
  • растворы газа в твердом веществе.

Задание классу: привести примеры в парах на каждый вид раствора.

2. Что происходит с компонентами раствора при растворении. (Приложение 1, слайд 3)

Выступление учеников о физической и химической теориях растворения.

Учитель: объяснение слайда

Демонстрационный опыт:

Растворить серную кислоту в воде.
Выводы делают ученики.

3. Признаки химического взаимодействия при растворении (Приложение 1, слайд 4).

Лабораторный опыт:

1. Экзотермическое растворение: растворение серной кислоты в воде
(ПОМНИТЕ СЕРНУЮ КИСЛОТУ ПРИЛИВАЕМ В ВОДУ)
Раствор – нагревается.

2. Эндотермическое растворение: растворяет нитрат аммония.
Раствор – даже примерзает к влажной деревянной подставке).

3. Изменение цвета: растворить безводный сульфат меди в воде.
Раствор образуется голубого цвета.

4. Факторы, от которых зависит растворимость твердых веществ. (Приложение 1, слайд 5)

– Вы торопитесь в школу, но еще не пили чай. Перед вами стоит дилемма (проблема, которая может быть решена двумя исключающими друг друга способами – альтернативами): или пить горячий чай, но сладкий, или холодный, но не сладкий.
– Где быстрее растворяются кусочки сахара? От чего зависит растворение твердых веществ?
Прошу объяснить слайд учащихся с точки зрения таблицы растворимости.

Вывод: Практически нерастворимых веществ в воде не существует. Серебро чуть-чуть растворяется в оде, и эта вода долго хранится.

Демонстрационный опыт:

В колбе сливаются растворы любой соли йода (йодид натрия, йодид калия) и любой соли свинца (II) (нитрата свинца, ацетата свинца). Выпадает густой желтый осадок йодида свинца, похожий на яичный желток. В колбу приливают горячую воду медленно нагревают ее. Затем горячую смесь фильтруют. При охлаждении раствора избыток соли выпадает в осадок в виде красивых золотистых чешуек (золото в колбе). Если раствор нагреть чешуйки растворяются, а при охлаждении вновь образуются.

5. Типы растворов по содержанию растворенного вещества (Приложение 1, слайд 6)

Работа в группах по текстам предложенным учителем (3 группы)

1 группа – насыщенные растворы;
2 группа – ненасыщенные растворы;
3 группа – перенасыщенные растворы.

Тезисное выступление от группы.

При растворении энтропия системы увеличивается всегда.

Демонстрационный опыт:

Кристаллизация глауберовой соли – «замерзание воды»

Решение задачи у доски:

Рассчитайте сколько грамм CuSO4 * 5H2O надо добавить к 500 г воды, чтобы получить раствор, насыщенный при 20оС.
Решение: Массу CuSO4 * 5H2O обозначим через х г. Мr (CuSO4) = 160, Мr (CuSO4 * 5H2O) = 250. Массовая доля безводной соли равна 160/250 = 0,64. Следовательно, в х г CuSO4 * 5H2O содержится 0,64 г CuSO4. При добавлении х г CuSO4 * 5H2O к 500 г воды масса раствора составит (500 + х) г. В соответствии с условием задачи при 20оС 20,5 г CuSO4 содержится в (500 + 20,5) = 120,5 г раствора. Составляет уравнение 0,64х/(500 + х) = 20,5/120,5, находим х = 181 г.

6. Содержание растворенного вещества в растворе. Концентрация раствора

(Приложение 1, слайд 7)

Концентрированные и разбавленные растворы.
Беседа с учениками.

Решение задач на выражение концентрации раствора (изучено ранее)
Ученикам предлагаются задачи на процентную концентрацию (массовую долю растворенного вещества). Подборка задач. (Приложение 2)

Закрепление
Подведение итогов
Самооценка учащихся по достижению цели урока

Домашнее задание записи, решение задач.