Урок литературного чтения по теме "Настоящая дружба. Какова она?" по произведению В.А. Осеевой "Три товарища"

Разделы: Начальная школа


Цели: Познакомить детей с произведением в целях расширения их литературного кругозора и обучения составлению характеристики внутренних качеств героя, продолжение осмысления проблемы дружбы.

Задачи:

1. Формировать умение прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на его название и предполагаемый жанр, формировать понятие “друг”, “ДРУЖБА”

2. Развивать умение анализировать и оценивать поступки героев, соотносить их с собственным жизненным опытом.

3. Развивать речь детей, обучая их построению собственных высказываний.

4. Воспитывать умения контролировать свою деятельность, оценивать ее, выбирать задания по сложности выполнения, оценив собственные возможности.

5. Воспитание чувства ответственности за свои поступки, доброжелательное отношение к окружающим, дружеские взаимоотношения.

Оборудование: В.А. Лазарева Литературное чтение: учебник для учащихся 2 класса в двух частях. Издательство “Учебная литература”, издательский дом ФЕДОРОВ. Портрет В.А.Осеевой; аудиозапись песни “Дружба” сл.Ю. Чичикова, муз. М.Пляцковского; выставка книг В.Осеевой словарь настроений; словарь характеристик; рисунки детей “Мой друг”; скороговорки; пословицы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок,
Все ли на месте, все ли в порядке:
Книги, ручки и тетрадки.

Ученики.

Есть у нас закон такой -
Все, что нужно под рукой.

Звучит песня “Дружба” (сл. Ю. Чичикова, муз. М.Пляцковского).

Учитель. Целью нашего урока литературного чтения будет знакомство с новым произведением и определение тех качеств, которыми обладает герой произведения, выяснение главной мысли произведения.

В конце урока мы должны будем ответить на следующие контрольные вопросы:

1. Каковы основы настоящей дружбы?

2. Кого можно назвать настоящим другом?

2.Проверка домашнего задания.

Учитель. На прошлом уроке мы познакомились со стихотворением С.Я.Маршака “Друзья-товарищи”. Дома вы выучили его наизусть. Сейчас будем рассказывать стихотворение в паре друг с другом (читать текст поочередно по две строчки, а четвертое четверостишие - по 1 строчке). При чтении держитесь за руки.

Учитель. Автор прямо не называет героев друзьями, а почему текст назван именно так.

Ученики. Героям было вместе хорошо, у них хорошее настроение, оттого, что они рядом.

3. Введение в тему произведения.

Учитель.

Сегодня вы познакомитесь с произведением В.А.Осеевой “Три товарища”.

Прежде, чем мы узнаем, о чем этот рассказ, я хочу вам рассказать об авторе, Валентине Александровне Осеевой.

Родилась на Украине, в 1902 году,16 лет она отдала воспитанию беспризорников и малолетних преступников, вначале сочиняла сказки, стихи и рассказы для них. А в 1940 году вышла ее первая книга “Рыжий кот”.

В одной из своих книг Осеева обратилась к своим читателям с такими словами:

- Дорогие, ребята!

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы.

Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

- Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

- Не знаю, я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

- Мало уметь читать, надо уметь думать!- сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда о своих собственных.

И так как в жизни это мне очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать.

Учитель. Вот и я хочу, чтобы вы не просто научились читать, а думать, рассуждать, анализировать поступки героев и высказывать свою точку зрения.

Посмотрите на заголовок и форму записи этого произведения.

- Каким по жанру может быть произведение с таким названием?

Ученики. По форме записи - это уже не стихотворение.

Оно небольшое по объему, значит это рассказ.

Учитель. О чем может быть этот рассказ?

Ученики. Это рассказ о трех товарищах, об их отношениях.

4. Знакомство с текстом произведения.

Учитель. Послушайте внимательно рассказ, подумайте, какие чувства он у вас рождает, как бы вы поступили на месте героев.(Чтение учителем и подготовленными детьми)

5. Беседа по первичному восприятию.

Учитель. Какое настроение вы испытали, слушая произведение?

Ученики. Грустное, печальное.

Учитель. Прочитайте самостоятельно этот рассказ. (Дети читают)

Работа со словарем настроений.

Учитель. Выберите из словаря настроений те слова, которые передают ваши чувства и настроение:

- тревожное

- шутливое

- грустное

- беспокойное

- радостное

- печальное

Задание выполняется индивидуально на листочках, с последующей проверкой (используется компьютер).

- тревожное

- беспокойное

- печальное

Учащиеся обосновывают свои ответы.

6. Самостоятельное чтение рассказа детьми.

Учитель. В каких эпизодах при чтении вы испытали тревогу и почему?

Ученики. В разговоре Вити с Колей и Мишей. Все дети завтракали, Витя свой завтрак потерял и стоял в сторонке, а Коля и Миша осуждали его и куда нужно класть завтрак.

Учитель. А когда настроение стало солнечным, светлым?

Ученики. При чтении третьей части рассказа, когда другой ученик, ничего не говоря, поделился своим завтраком с Витей.

7. Анализ героев произведения.

Учитель. Назовите героев рассказа?

Дети называют имена мальчиков.

Учитель. Кто из героев вам понравился? Почему?

Ученики. Володя и Витя.

Учитель. Кто не понравился? Почему?

Ученики. Коля и Миша, потому что они не помогли товарищу, не поделились с ним завтраком.

Учитель. Кто из героев положительный, а кто отрицательный?

Ученики. Володя - положительный герой, а Коля и Миша – отрицательные герои.

Учитель. Значит, он обладает набором определенных качеств характера, которые его делают таковым? Но в тексте ни разу о них напрямую не упоминается, так может быть их у Володи нет?

Ученики. Есть.

Работа со словарем характеристик.

Учитель. Попробуйте определить те качества характера, которыми обладает Володя, отметьте галочкой:

- послушный

- скромный

- внимательный

- смелый

- заботливый

- добрый

- гордый

Задание выполняется индивидуально на отдельных листочках с последующей проверкой (используется компьютер).

- внимательный

- заботливый

- добрый

Учитель. А, что в отношениях героев осуждает автор?

Ученики. Жадность и равнодушие.

8. Чтение рассказа вслух.

На экране появляются пословицы:

1. Крепкую дружбу и водой не разольешь.

2. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

3. Делу время, а потехе час.

4. Друзья познаются в беде.

5. Вежливость открывает все двери.

Учитель. Возьмите листочки с пословицами и отметьте галочкой те пословицы, которые можно соотнести с содержанием рассказа.

Задание выполняется индивидуально на отдельных листочках с последующей проверкой (используется компьютер).

1. Крепкую дружбу и водой не разольешь.

2. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

3. Друзья познаются в беде.

Учитель. Обоснуйте свой выбор.

Ученики. Настоящим верным другом можно считать только того человека, который перенес с тобой какие-то жизненные невзгоды, который не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации.

Два мальчика хорошо говорили, а один – хорошо поступил. В трудной ситуации - мало говорить, товарищ остался без завтрака не до разговоров - нужно скорее помочь, поддержать.

Настоящей, хорошей верной дружбе не страшны любые испытания.

Учитель. Как бы вы поступили в подобной ситуации? Поднимите сигнальную карточку.

*красная карточка - я бы так не поступил.

*зеленая карточка - я бы так поступил.

*желтая карточка - я не знаю, как поступить

9. Домашнее задание.

Выбери одно из трех предложенных заданий, которое ты бы хотел выполнить.

1. Подготовить выразительное чтение рассказа.

2. Подготовить пересказ от третьего лица.

3. Написать дома рассказ по одной из пословиц. С.63 учебник В.А.Лазаревой Литературное чтение. 2 класс, часть 1.

9. Итог урока.

Учитель. Давайте ответим на контрольные вопросы.

1. Каковы основы настоящей дружбы?

2. Кого можно назвать настоящим другом?

Дети дают свои ответы.

Учитель. А какой вывод сделали для себя?

Ученики. Настоящая дружба проверяется не на словах, а на деле.

Нельзя бросать друга в трудную минуту, ведь ты тоже можешь оказаться в подобной ситуации.

Оцените свою работу на уроке.

*красная карточка - было трудно

*зеленая карточка - было приятно работать, на большинство вопросов знал ответы.

*желтая карточка - знал ответы не на все вопросы.

Заранее подготовленные ученики читают стихи о дружбе:

1. Дружище, послушай слова мудреца,
Не будет поддержки от друга льстеца,
От первой беды рассыплется в прах,
Та дружба, которая только в словах.

2. Но друг задушевный навеки с тобой,
С тобою он связан одною судьбой,
В ладони твоей неизменна крепка,
Надежного верного друга рука.

Звучит песня “Дружба”.

Учитель. Спасибо за урок!

Приложение 1-5