Цели урока:
- расширить знания о знаменитых городах России; познакомить учеников с достопримечательностями Санкт-Петербурга;
- развивать интерес детей к приобретению новых знаний; умение рассуждать и доказывать;
- воспитывать интерес к предмету, чувство гордости за свою Родину.
Оборудование:
- учебник “Окружающий мир: 2-й класс”/ Н.Ф. Виноградова;
- мультимедийный проектор и презентация к уроку;
- карта России.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка домашнего задания – чтение стихов о Москве.
Цель урока:
Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по знаменитым городам России.
- Какой город мы посетим, вы скажите после того, как послушаете стихотворение:
“Моему городу
Среди болот, дорог и вьюг,
Как исполин из сказки,
Явился миру Петербург,
Волной любви обласкан!
Его скульптуры и дворцы,
Фонтаны, скверы, парки,
Его ограды и мосты,
Кораблик на Фонтанке,
Его кресты, его гранит -
Веков узор так прочен! -
Все восхищает и пленит
В сиянье белой ночи…”
- О каком городе идёт речь в стихотворении? (О Санкт-Петербурге)
Санкт-Петербург расположен на северо-западе РФ, на берегу Финского залива Балтийского моря, в дельте реки Невы.
Путешествие по Санкт-Петербургу.
- Как вы считаете, почему у города такое название? (Город назван в честь его основателя - первого русского императора Петра I)
- Правильно. В 1703 году Пётр I, осматривая остров в устье реки Невы, сказал: “Здесь быть городу”.
- Дети, кто из вас бывал в этом городе? Что вас удивило, поразило в этом городе? (Ответы детей)
- Кто из вас видел знаменитый памятник Петру I? (Слайд 2. Презентация)
- Прочитайте, молча историю этого памятника.
- Что интересного вы узнали о памятнике Петру I? (Ответы детей)
Дети читают вслух 2 абзац в учебнике на с. 136.
- Хочу сказать, что всего в Санкт-Петербурге насчитывается около 500 больших и маленьких мостов. Из них 23 – разводные.
- Посмотрите в учебнике на фотографию на с. 136. Разведённый на фоне заката Дворцовый мост – символ Санкт-Петербурга.
Мост Александра Невского – самый длинный мост города. Его длина составляет около 629 метров. (Слайд 3)
Банковский мост – самый популярный из малых мостов Петербурга. Славу ему принесли застывшие в бронзе кошки с золотыми крыльями – грифоны. (Слайд 4)
“Ах, как приятно в день весенний
Урвать часок на променад
И для галантных приключений
Зайти в веселый Летний сад…”
-Летний сад – самый первый сад в Санкт – Петербурге. О Летнем саде написано немало стихов. Прочитайте, молча стихотворение в учебнике на с. 138.
-Чем привлекает автора этот сад? (Автора привлекают дивные статуи, Летний дом царя Петра, чугунное кружево ограды). (Слайд 5)
Физкультминутка.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
- Рассмотрите в учебнике фотографии на с. 139.
“…Зимний дворец у Невы, посмотри!
Жили когда-то в нем наши цари.
Ну а сейчас в нем огромный музей.
Здесь - "Эрмитаж", гордость Родины всей...”
- Музей Эрмитаж знают во всём мире, потому что здесь собрана богатая коллекция картин, скульптур, изделий из камня, золота, серебра. Чтобы обойти весь музей потребуется немало времени.
“Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит…”
- Автором этих строчек является великий русский поэт А. С. Пушкин.
В Санкт-Петербурге есть дом, в котором жил со своей семьёй поэт. Этот дом стоит на набережной реки Мойки. Из этого дома Пушкин ушёл на роковую дуэль с Дантесом, сюда же был доставлен с тяжёлым ранением. (Слайд 6)
В этом Доме на Мойке сейчас музей. В нём можно увидеть вещи, принадлежавшие его семье, друзьям, знакомым.
- У Санкт-Петербурга есть свой герб. (Слайд 7)
- Что такое “герб”? (Герб – это эмблема, отличительный знак)
- Рассмотрите герб Санкт-Петербурга и выскажите своё мнение: может ли рассказать герб об истории города? (Ответы детей)
Итог.
- Какой город называют северной морской столицей России?
- Кто покажет Санкт-Петербург на карте?
- Что интересного узнали на уроке?
- Что удивило?
- Какие достопримечательности города хотели бы посетить?
Домашнее задание: читать текст на с. 136–140; уметь рассказывать.