Развитие коммуникативной компетенции является основной задачей обучения иностранному языку в школе. Использование речевых опор на уроке – эффективное средство организации практики устной речи учащихся с целью обогащения их лексического запаса. Очень важно создать условия, побуждающие учащихся уйти от примитивных шаблонных высказываний и речевых оборотов и сделать их речь богаче и выразительнее. Основная задача учителя иностранного языка, - превратить лексику, предложенную для освоения в учебнике в “собственность” учащихся, сделать так, чтобы она стала их активным словарном запасом. Сейчас в распоряжении каждого учителя есть множество технических средств, позволяющих сделать преподавание учебного предмета эффективным и качественным. Незаменимым средством информационно-коммуникативных технологий является компьютер. С его помощью можно создавать на базе лексики учебно-методического комплекса “Речевые опоры”, которые являются эффективным средством организации практики устной речи учащихся с целью обогащения их лексического запаса.
Речевые опоры на уроке – это карточки учебного раздаточного материала с ключевыми словами, записанные в неопределенной формы и раскрывающими суть темы, проблемы, идеи рассказа, “подсказкой” сюжетной канвы, которых они являются. Смысл технологии работы с ними в том, чтобы, не предоставляя обучающимся готовый текст развернутого сообщения, стимулировать их самостоятельные высказывания и таким образом в процессе моделирования новых учебных условно-речевых ситуаций закрепить в их речи тематическую лексику УМК, превращая ее в лексику активную, значительно расширяя и обогащая их индивидуальный словарь каждого школьника.
Этому в полной мере способствуют и речевые опоры “иллюстрированные”, содержащие не только осваиваемую на уроке лексику, но и рисунки, фотографии аппликации, символы, схемы и т.д. и являющиеся таким образом зрительной опорой, предлагаемой для обсуждения проблемы.
Благодаря таким речевым опорам, несомненно, обостряются функции понятийного мышления учащихся, в сознании которых сразу возникает зрительный образ предмета разговора, а “лексика-подсказка” речевых опор способствует более точному выражению мыслей в устной форме.
В качестве примера реализации предложенной формы работы я предлагаю подробные конспекты некоторых уроков обобщающего повторения.
На примере предложенных уроков достаточно убедительно просматривается эффективность организации интерактивной беседы учащихся.
Тема урока:
Развитие коммуникативной компетенции на базе темы “East or West – Home is Best!” “My home town”.
Цели урока:
- активизация лексики по теме “My town”;
- развитие коммуникативной компетенции школьников на базе лексической темы “My home town”;
- развитие умений и навыков для выражения согласия и несогласия;
- воспитание любви к своему родному краю с использованием информации о родном городе.
Задачи урока:
- знакомство с лексикой и названиями достопримечательностей города по избранной теме;
- введение словосочетаний по теме;
- проведение интерактивной беседы в режиме T —> P1; P2, P3 (управляемый диалог);
- описание города по видеосюжетам.
Формы проведения урока:
- интерактивная беседа, заочное путешествие.
Учебное пособие “My home town” Гуляева Т.А.
Этапы работы по теме:
- ознакомление со словами и их первичная отработка в речи;
- отработка слов на уровне предложения;
- устное введение темы;
- перенос темы на личность учащихся и их жизненный опыт;
- отработка темы в новых вариациях и ситуаций предлагается в виде карточек;
- использование приема догадки при помощи видеосюжетов и использования лексических опор.
Оснащение урока:
Компьютер, лазерный проектор, экран, видеосюжеты (диски);
Видеофильмы о Томске DVD и телевизор.
Ход урока
At our previous lessons we said the “East or West – Home is Best!”
We spoke about our native town Tomsk.
Today I want you to see for yourselves and to speak about the sight of our native town which you already know.
Now I am going to give you some cards. You will scan the words and expressions, the names of sights familiar to you. I am sure (suppose) and we will talk about them, asking each other guestions.
(Далее учащимся раздаются карточки с названиями исторических достопримечательностей Томска)
Таким образом проводится речевая зарядка в режиме [T—> P1, P2, P3] (фронтальная беседа) и [T—> P1, P2] (управляемый диалог).
Card № 1 Do you know sights of Tomsk? Well? Read the names of most famous sights of Tomsk. |
|
Card № 1
Read the names of the most famous sights of Tomsk.
Интерактивная беседа в форме фронтального диалога.
T: Ask your classmate if he knows the main river in Tomsk.
P1: What is the main river in Tomsk?
P2: The main river in Tomsk is Tom!
T: Ask your friend about Tomsk Universities.
P3: What Tomsk Universities do you know?
P4: I know many Universities in Tomsk, for example Polytechnic, Medical, Pedagogical, Construction University and other.
T: Ask you classmate if he knows, where Tomsk Municipality is situated. Is it the historical or modern building?
P5: tell us where is Tomsk Municipality situated?
IS it a historical building?
P6: Tomsk municipality is in Lenin Street. IT is a well known beautiful building.
T: many people known much about Tomsk Woolen houses. Name them. Where are they?
Krasnoarmayskaya Street is truly wooden laces, we can be proud of them.
T: What do you know about the Town establishing stone?
P8: The Town establishing stone is a symbol of founding Tomsk.
T: We know that Tomsk has a great many Cathedrals. Who knows the oldest of them?
P9: I know that the oldest Cathedral is situated in the centre of Tomsk and it is famous for saint's body.
T: I hope you know about the memorial Lagerny Garden? What is it fanons for?
P10: I think that it is a memorial to the warriors killed in the Great Patriotic war. Every year on the 9th of May people come here to honor all those who gave their lives for their country and people.
T: What cultural places do you know?
P11: Tomsk is a cultural centre; there are many big libraries, good theatre, concert halls, museum’s, where people spend their leisure time.
Далее:
1) Работа над лексикой по теме и подготовка к описанию города по Card № 2 and Card № 3.
Card № 2 Say a few words about Tomsk, Using the words given in card |
|
|
|
T: Find in the card names of trees growing in Tomsk.
P1: They are fir tree, a birch, a cedar, a ping tree.
T: What was Tomsk like before the revolution?
P2: It was a small Siberian town with wooden houses unpaved dusty narrow streets with no parks or gardens and many exiles.
t: And what is Tomsk now?
P3: Tomsk is an industries, avenues, interesting monuments.
T: what can Tomsk people are proud of outstanding people, outstanding scientists, of high level in science, its chemical wood and metal working industries.
Речевую зарядку я провожу в режиме T —> P1, P2, P3 (фронтальная беседа).
Речевые опоры представляют учащимся необходимую информацию и способствуют активизации их речи подражающей мыслительной деятельности, так как, чтобы выразить мысль на изучаемом языке, учащиеся обдумывают еще и необходимые грамматические явления английского языка (являющиеся основой грамотной речи).
Card № 3 1. Make sentences with the given in the card expressions. 2. Describe the town using the words and expressions we have learnt. |
|
2) Describe the town using the worlds and expressions we have learnt.
Учитель раздает карточки раздаточного материала речевых опор для продолжения разговора по теме урока "Sights of Tomsk".
Ученики по очереди рассказывают по картинкам о своем городе.
Таким образом, благодаря всей проделанной работе в режиме систематичность в развитии и совершенствовании речевых умений и новых школьников, достаточно убедительно просматривается эффективность организации интерактивной беседы учащихся по данной теме.
А систематичность и постоянство, как важнейшее условие организации учебные работы с речевыми опорами способствуют формированию у школьников языкового чутья, предвидения и догадки о предполагаемом сюжете рассказа.
Уже при первом о просмотре лексики речевых опор и приучают их практически сразу же вступать в разговор на иностранном языке.
Этим методом я пользуюсь уже несколько лет. Учащимся нравится таким образом общаться по той или иной теме, и они с удовольствием вступают в разговор не только со мной, но и со своими одноклассниками, что вызывает большую активность учащихся на уроке и хорошее усвоение, как лексического материала, так и грамматического материала.
Хорошее и быстрое усвоение той или иной темы и большой интерес к изучению английского языка.