Урок русского языка по теме "Собирательные числительные"

Разделы: Русский язык, Информатика


Цели:

  • сформировать понятие о собирательных числительных;
  • выработать умение находить числительные в тексте, употреблять их в речи, уметь определять разряды числительных;
  • воспитывать чувство патриотизма.

Тип урока: комбинированный.

Методы работы: словесный, наглядный, поисковый.

Формы работы: словарная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, слайды, компьютер, видеопроектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

3. Индивидуальная работа по карточкам. Приложение 1

4. Словарная работа.

- Ребята, на экране вы видите сочетания слов, в которых есть числительные, записанные цифрами. Замените цифры словами.

Слайд 1. Презентация

5. Фронтальная беседа:

- На какие вопросы отвечают числительные?

- Что обозначают?

- Какие группы числительных вы знаете?

- Как изменяются числительные, обозначающие целые числа?

- Назовите разряды количественных числительных.

5. Работа по развитию речи.

- Посмотрите на картину. Слайд 2.

- Кто на ней изображён?

- Что делают медвежата?

- Запишите предложение: На лесной поляне весело резвились трое медвежат.

- Сделайте разбор данного предложения. Объясните орфограммы в словах лесной, поляне, весело, резвились.

- Чем выражены главные члены предложения?

- Почему вы решили, что слово трое является числительным?

- Да, это числительное, которое относится к разряду количественных числительных и называется собирательным.

- Запишите теперь тему урока “Собирательные числительные”

6. Объяснение нового материала. Слайд 3.

- Ребята, посмотрите внимательно на таблицу и ответьте, с какими словами сочетаются собирательные числительные? Собирательные числительные могут сочетаться с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола и детёнышей животных; с существительными, употребляющимися только во множественном числе; с личными местоимениями. Вспомните, как склоняются имена прилагательные. Давайте просклоняем сочетание пятеро друзей.

7. Закрепление изученного:

- Замените, где это возможно, цифры словами. Слайд 4.

- Вспомните пословицы и допишите их. Слайд 5.

- Объясните значение данных пословиц. Какие числительные здесь употреблены?

- А вы знаете, что числительное 7 является таинственным числом? И об этом нам сейчас расскажут ребята, которые приготовили дома сообщения. Приложение 2

8. Работа с текстом. Слайд 6.

- Ребята. Посмотрите на экран и прочтите данные предложения. Докажите, что это текст. Салют, о котором идёт речь в тексте, прогремел в честь Курской битвы. Мы с вами должны помнить тех героев, тех патриотов, которые, не щадя своих жизней, сражались за победу и подарили нам мир. А как вы понимаете слово патриотизм?

Патриотизм - это любовь к своей родине, и чувство это должно жить в сердце каждого из нас.

- А теперь выпишите из текста все числительные.

9. Изменение по падежам числительных оба, обе. Слайд 7.

Падежи Мужской и средний род Женский род

И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

Оба

Обоих

Обоим

Оба (обоих)

Обоими

Об обоих

Обе

Обеих

Обеим

Обе (обеих)

Обеими

Об обеих

- А теперь при помощи таблицы просклоняйте следующие словосочетания: оба стола, обе ручки.

10. Выборочный диктант. Выписать сочетания с числительными.

С ненавистью взглянула Ольга на обоих мальчишек, заперла дверь и пошла на улицу разыскивать Женю. Тропинка становилась всё уже, а с обеих сторон на неё надвигались кусты и деревья. По склону двигалось шестеро туристов. В шлюпке находилось пятеро моряков.

11. Творческая работа.

- Ребята, вспомните названия художественных произведений, в которых встречаются имена числительные и запишите их. (“Три медведя”, “Белоснежка и семь гномов”, “Двенадцать лебедей”, “Волк и семеро козлят”)

12. Подведение итогов урока.