Цели:
- сформировать понятие о собирательных числительных;
- выработать умение находить числительные в тексте, употреблять их в речи, уметь определять разряды числительных;
- воспитывать чувство патриотизма.
Тип урока: комбинированный.
Методы работы: словесный, наглядный, поисковый.
Формы работы: словарная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, слайды, компьютер, видеопроектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
3. Индивидуальная работа по карточкам. Приложение 1
4. Словарная работа.
- Ребята, на экране вы видите сочетания слов, в которых есть числительные, записанные цифрами. Замените цифры словами.
Слайд 1. Презентация
5. Фронтальная беседа:
- На какие вопросы отвечают числительные?
- Что обозначают?
- Какие группы числительных вы знаете?
- Как изменяются числительные, обозначающие целые числа?
- Назовите разряды количественных числительных.
5. Работа по развитию речи.
- Посмотрите на картину. Слайд 2.
- Кто на ней изображён?
- Что делают медвежата?
- Запишите предложение: На лесной поляне весело резвились трое медвежат.
- Сделайте разбор данного предложения. Объясните орфограммы в словах лесной, поляне, весело, резвились.
- Чем выражены главные члены предложения?
- Почему вы решили, что слово трое является числительным?
- Да, это числительное, которое относится к разряду количественных числительных и называется собирательным.
- Запишите теперь тему урока “Собирательные числительные”
6. Объяснение нового материала. Слайд 3.
- Ребята, посмотрите внимательно на таблицу и ответьте, с какими словами сочетаются собирательные числительные? Собирательные числительные могут сочетаться с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола и детёнышей животных; с существительными, употребляющимися только во множественном числе; с личными местоимениями. Вспомните, как склоняются имена прилагательные. Давайте просклоняем сочетание пятеро друзей.
7. Закрепление изученного:
- Замените, где это возможно, цифры словами. Слайд 4.
- Вспомните пословицы и допишите их. Слайд 5.
- Объясните значение данных пословиц. Какие числительные здесь употреблены?
- А вы знаете, что числительное 7 является таинственным числом? И об этом нам сейчас расскажут ребята, которые приготовили дома сообщения. Приложение 2
8. Работа с текстом. Слайд 6.
- Ребята. Посмотрите на экран и прочтите данные предложения. Докажите, что это текст. Салют, о котором идёт речь в тексте, прогремел в честь Курской битвы. Мы с вами должны помнить тех героев, тех патриотов, которые, не щадя своих жизней, сражались за победу и подарили нам мир. А как вы понимаете слово патриотизм?
Патриотизм - это любовь к своей родине, и чувство это должно жить в сердце каждого из нас.
- А теперь выпишите из текста все числительные.
9. Изменение по падежам числительных оба, обе. Слайд 7.
Падежи | Мужской и средний род | Женский род |
И. Р. Д. В. Т. П. |
Оба Обоих Обоим Оба (обоих) Обоими Об обоих |
Обе Обеих Обеим Обе (обеих) Обеими Об обеих |
- А теперь при помощи таблицы просклоняйте следующие словосочетания: оба стола, обе ручки.
10. Выборочный диктант. Выписать сочетания с числительными.
С ненавистью взглянула Ольга на обоих мальчишек, заперла дверь и пошла на улицу разыскивать Женю. Тропинка становилась всё уже, а с обеих сторон на неё надвигались кусты и деревья. По склону двигалось шестеро туристов. В шлюпке находилось пятеро моряков.
11. Творческая работа.
- Ребята, вспомните названия художественных произведений, в которых встречаются имена числительные и запишите их. (“Три медведя”, “Белоснежка и семь гномов”, “Двенадцать лебедей”, “Волк и семеро козлят”)
12. Подведение итогов урока.