Уроку предшествовала предварительная работа: объединившись в группы, учащиеся получили домашнее задание - по фотографиям или открыткам выполнить и принести свой эскиз любого уголка нашего города.
Цели урока: Закрепить полученные знания, умения и навыки по выполнению аппликации; способствовать повышению эффективности обучения детей в образовательном процессе по изучению культуры своего родного города.
Задачи.
Образовательная: Пробудить интерес к культурному наследию своего города, формировать историческую память.
Развивающая: Развивать навыки работы с разными видами информации, глазомер, наблюдательность, познавательный интерес к истории своего города.
Воспитательная: Воспитывать духовно-эстетические ценности, уважение и чувство гордости за родной город.
Наглядные пособия: Виды аппликаций, фотографии достопримечательностей нашего города, инструкционные карты.
Материалы, инструменты и приспособления: лоскуты ткани креп-сатина (разные по цветовой гамме), ткань хлопчатобумажная (для основы), синтепон, клеевая паутинка, калька, копировальная бумага, иглы ручные, английские булавки, нитки мулине, ножницы, линейка, электрический утюг.
Ход и содержание урока
Организационный момент.
Приветствие учащихся. Рапорт дежурного об отсутствующих. Проверка рабочих мест и готовность учащихся к уроку.
Содержание урока.
Вступительная беседа учителя. Среди многообразия видов декоративно-прикладного творчества (вышивание, плетение, вязание, роспись и т.п.) особое внимание заслуживает лоскутная техника.
Искусство лоскутного шитья известно многим народам мира с давних пор. Однако можно предположить, что лоскутное шитье, как вид домашнего рукоделия, естественным образом возникало везде, где работали с тканью. Обрезки ткани, выпады от кроя – это тот материал, бережное отношение к которому и явилось мотивом зарождения шитья из лоскута. Наиболее древние образцы были найдены в Китае, поэтому его считают родиной этого вида творчества. В России лоскутное шитье стало активно развиваться с середины ХIХ века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства, хотя имеются свидетельства, что еще в ХУП веке старообрядцы использовали молитвенные коврики из лоскутков. Лоскутное шитье зародилось и развивалось изначально в крестьянской среде. Предметы деревенского быта чаще всего были и полезны, и красивы. Среди городского населения изделия из лоскутков долгое время считалось признаком бедности. И лишь в 70-е годы ХХ века, когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью. С тех пор интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства неуклонно растет. Сегодня мы с вами будем выполнять аппликацию на тему “Мой любимый город”. Сейчас я хочу представить вашему вниманию фотографии нашего города (рисунки 1, 2, 3). По ним учащиеся прошлого года выполняли свои работы (приложения 1, 2, 3). Вам предлагается выполнить аппликацию по своим эскизам. Подбирая ткань для того или иного элемента аппликации, необходимо учитывать закономерности цветовых сочетаний (приложение 4).
Вводный инструктаж.
- Вспомним порядок перевода рисунка на основную ткань с использованием копировальной бумаги.
- Рассмотрим инструкционную карту “Швы, применяемые при выполнении аппликации” (приложение 5).
Чтобы не нанести вред своему здоровью во время работы, давайте вспомним безопасные методы труда при выполнении ручных и машинных работ. Задаю вопросы учащимся по безопасным методам труда:
Как правильно организовать рабочее место для ручных работ?
Какие правила хранения и работы с колющими и режущими предметами вы знаете?
Назовите не менее трёх правил соблюдения безопасных методов труда при работе с электрическим утюгом.
Учитель: Вы самостоятельно дома выполнили эскизы, выкройки-шаблоны и сейчас можете приступать к выполнению практической работы. Помните, что главное при работе с лоскутками – аккуратность и тщательность в отделке. Чтобы успешно справиться с заданием обращайтесь к инструкционным картам и приложениям. Успехов вам!
Текущий инструктаж.
Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу. Учитель при необходимости обращает внимание учащихся на их ошибки и контролирует соблюдение безопасных методов труда.
Заключительный инструктаж.
Вижу, что знания и практические навыки, полученные в 6 классе, вы умело применили и приумножили. Вами верно выбрано цветовое решение аппликаций, технологически правильно выполнены ручные стежки и строчки. Сегодня вы порадовали меня. Молодцы! На следующем уроке мы закончим аппликацию и оформим работы. Учитель объявляет оценки за урок, учащиеся убирают рабочие места.