Цели урока:
- Образовательные цели : обобщить знания о правописании слов с сочетаниями (ча,ща, чу,щу,чк,чн). Познакомиться с новыми словарными словами, повторить изученные слова. Закрепить умение делить слова на слоги, ставить в слове ударение. Формировать умение наблюдать за произношением слов, проводить их анализ. Повторить классификацию звуков, правило переноса слов.
- Развивающие цели: развитие психических способностей учащихся (памяти, мышления, логики). Расширение кругозора. Развитие умения наблюдать за произношением слов. Развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся. Развитие творческих способностей учащихся
- Воспитательные цели: воспитание бережного отношения к природе, терпимости к насекомым, лягушкам (экологическое воспитание). Воспитание чувства товарищества, умения работать в паре, умения производить взаимопроверку. Воспитание любви к русскому языку.
Оборудование: фотографии: "Бабочка "Аполлон" , "Чайка". Мяч.
Ход урока
1. Организационный момент.
Разминка:1) Скороговорка. Хохлатый хилый хорёк, хрумкая хвощ, хвастался холёным хвостом;2) Слоговой аукцион. Составьте как можно больше слов: 1 вариант- со слогом ча, 2 вариант- со слогом ши.
2. Сообщение темы и целей урока.
Урок нетрадиционный, проводится в форме путешествия.
Ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие на автобусе вместе со сказочными героями по стране "Орфография". Орфография-это правила и нормы письменной речи. Вам нужно с ней подружиться, чтобы не допускать на письме ошибок. Садимся удобнее и отправляемся в путь. (Повторяем ПДД: правила посадки и поведение в общественном транспорте, автобусные остановки). Первая остановка, где останавливается наш автобус называется
Остановка "Повторяй-ка".
- Какие шипящие согласные звуки вы знаете?
- Какие бывают шипящие? (твёрдые, мягкие)
Повторение словарных слов.
-Запишите слова под диктовку: девочка, воробей, посуда. Дети записывают в тетрадях и на доске. Задание: разделить слова на слоги, поставить ударение, охарактеризовать каждый звук.
Остановка "Познай-ка"
1. На этой остановке нас ждёт загадка:
Стоит матрёшка на одной ножке
Закутана, запутана. (Капуста)
Это новое словарное слово. Работа с учебником (Рамзаева Т.Г. "Русский язык, 2 класс")
Открываем учебники на странице 48. Спишите новые словарные слова в словарики: капуста, хороший.
Составьте устно текст на тему "Урожай" с использованием новых словарных слов.
Следом за нами прилетела бабочка. Прослушайте рассказ об этой бабочке.
Эта бабочка называется Аполлон. Она очень большая, красивая. Окраска у неё белая или чуть желтоватая. Любит Аполлон летать в сосновых перелесках Увидеть эту бабочку сложно. Чаще можно встретить её в июле, но не каждое лето: бывают годы, когда этих бабочек очень много, а бывает, сколько ни ищи - не найдёшь ни одной .
Бабочка - Аполлон умеет быстро летать. У неё есть ещё один способ спасаться от врагов: пугать их. Если её вдруг сбивают на землю, она начинает шипеть. Именно шипеть! Шипящая бабочка хоть кого напугает. Конечно, шипит она не по -настоящему. Она скребёт лапками по нижней стороне крыльев и производит такой звук.
Есть ли слова с сочетаниями звуков с трудным написанием?
Запишите как можно больше слов с чк, чн, нч.
На своих крыльях бабочка принесла незнакомое слово "Фонема". Фонема служит для различения слов. В русском языке 6 гласных и 36 согласных фонем. Одна и та же фонема может находиться в слабой и сильной позиции. Для гласных сильная позиция под ударением (мост), слабая - безударная (мосты).
Что случится, если исчезнут насекомые? (Исчезнут растения, следом исчезнут многие птицы, звери, рыбы, которые питаются ими.). Люди должны оберегать насекомых. Всё в природе взаимосвязано.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
Можно убивать лягушек?
(Нет. Иначе расплодятся личинки, слизни, улитки, гусеницы)
Остановка " Проверяй-ка".
Мы приехали на море. Кто из вас был на море?
Здесь нас встречает необычная птица чайка.
Запишите слово в тетради. Разделите слово на слоги. (Повторяем правило о переносе слов).
- Кто видел этих птиц летом на озере? Казалось бы, очень красивая и безобидная птичка. Но существуют морские чайки - серебристые. Они гнездятся большими колониями на побережьях. Питаются рыбой, мидиями. А также воруют яйца и птенцов других птиц.
Чайка принесла телеграмму от Незнайки. В ней много ошибок.
Телеграмма от Незнайки:
Кто быстрее всех читает
И слова запоминает:
Елочька и белочька,
Тучька, щучька, стрелочька,
Бочька, почька, спичька,
Речька, ручька, птииька,
Шуточька, минуточька,
Дочька, прибауточька,
Свечька, печька, строчька,
Булочька и точька.
- Исправьте ошибки.
-Прочитайте и запомните слова с сочетаниями чк,чн. Я закрываю текст на доске, а дети записывают по памяти как можно больше слов.
Взаимопроверка.
Чайка- птица не простая. Она принесла вам на крыльях конверты. У всех разные задания. Выполните их.
Задания для учащихся с разным уровнем познавательной активности:
1 уровень - творческий. Составить лингвистическую сказку о сочетаниях жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.
2 уровень - исполнительно-активный. Составить текст о природе с использованием слов в которых есть данные сочетания.
3 уровень - относительно - активный. Выписать из словаря слова с сочетаниями.
4 уровень - нулевой. Подобрать и записать 10 слов с изученными сочетаниями.
ОСТАНОВКА "ПОИГРАЙ-КА"
Игра с мячом.
Ученик придумывает слово с сочетаниями и передаёт мяч другому. Победит тот, кто больше подберёт слов.
ОСТАНОВКА "КОНЕЧНАЯ"
- На этой остановке мы подведём итоги урока.
- Понравился ли вам урок?
- Что нового вы узнали?
Оценки, результат.
Домашнее задание. Выучить новые словарные слова, нарисовать рисунки, в названиях которых имеются изученные сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.
Урок окончен, спасибо!