Урок русского языка во 2-м классе по теме "Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чц-щу, чк-чн. Обобщение"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Образовательные цели: обобщить знания о правописании слов с сочетаниями (ча,ща, чу,щу,чк,чн). Познакомиться с новыми словарными словами, повторить изученные слова. Закрепить умение делить слова на слоги, ставить в слове ударение. Формировать умение наблюдать за произношением слов, проводить их анализ. Повторить классификацию звуков, правило переноса слов.
  • Развивающие цели: развитие психических способностей учащихся (памяти, мышления, логики). Расширение кругозора. Развитие умения наблюдать за произношением слов. Развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся. Развитие творческих способностей учащихся
  • Воспитательные цели: воспитание бережного отношения к природе, терпимости к насекомым, лягушкам (экологическое воспитание). Воспитание чувства товарищества, умения работать в паре, умения производить взаимопроверку. Воспитание любви к русскому языку.

Оборудование: фотографии: "Бабочка "Аполлон" , "Чайка". Мяч.

Ход урока

1. Организационный момент.

Разминка:1) Скороговорка. Хохлатый хилый хорёк, хрумкая хвощ, хвастался холёным хвостом;2) Слоговой аукцион. Составьте как можно больше слов: 1 вариант- со слогом ча, 2 вариант- со слогом ши.

2. Сообщение темы и целей урока.

Урок нетрадиционный, проводится в форме путешествия.

Ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие на автобусе вместе со сказочными героями по стране "Орфография". Орфография-это правила и нормы письменной речи. Вам нужно с ней подружиться, чтобы не допускать на письме ошибок. Садимся удобнее и отправляемся в путь. (Повторяем ПДД: правила посадки и поведение в общественном транспорте, автобусные остановки). Первая остановка, где останавливается наш автобус называется

Остановка "Повторяй-ка".

- Какие шипящие согласные звуки вы знаете?

- Какие бывают шипящие? (твёрдые, мягкие)

Повторение словарных слов.

-Запишите слова под диктовку: девочка, воробей, посуда. Дети записывают в тетрадях и на доске. Задание: разделить слова на слоги, поставить ударение, охарактеризовать каждый звук.

Остановка "Познай-ка"

1. На этой остановке нас ждёт загадка:

Стоит матрёшка на одной ножке
Закутана, запутана. (Капуста)

Это новое словарное слово. Работа с учебником (Рамзаева Т.Г. "Русский язык, 2 класс")

Открываем учебники на странице 48. Спишите новые словарные слова в словарики: капуста, хороший.

Составьте устно текст на тему "Урожай" с использованием новых словарных слов.

Следом за нами прилетела бабочка. Прослушайте рассказ об этой бабочке.

Эта бабочка называется Аполлон. Она очень большая, красивая. Окраска у неё белая или чуть желтоватая. Любит Аполлон летать в сосновых перелесках Увидеть эту бабочку сложно. Чаще можно встретить её в июле, но не каждое лето: бывают годы, когда этих бабочек очень много, а бывает, сколько ни ищи - не найдёшь ни одной .

Бабочка - Аполлон умеет быстро летать. У неё есть ещё один способ спасаться от врагов: пугать их. Если её вдруг сбивают на землю, она начинает шипеть. Именно шипеть! Шипящая бабочка хоть кого напугает. Конечно, шипит она не по -настоящему. Она скребёт лапками по нижней стороне крыльев и производит такой звук.

Есть ли слова с сочетаниями звуков с трудным написанием?

Запишите как можно больше слов с чк, чн, нч.

На своих крыльях бабочка принесла незнакомое слово "Фонема". Фонема служит для различения слов. В русском языке 6 гласных и 36 согласных фонем. Одна и та же фонема может находиться в слабой и сильной позиции. Для гласных сильная позиция под ударением (мост), слабая - безударная (мосты).

Что случится, если исчезнут насекомые? (Исчезнут растения, следом исчезнут многие птицы, звери, рыбы, которые питаются ими.). Люди должны оберегать насекомых. Всё в природе взаимосвязано.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
Можно убивать лягушек?

(Нет. Иначе расплодятся личинки, слизни, улитки, гусеницы)

Остановка " Проверяй-ка".

Мы приехали на море. Кто из вас был на море?

Здесь нас встречает необычная птица чайка.

Запишите слово в тетради. Разделите слово на слоги. (Повторяем правило о переносе слов).

- Кто видел этих птиц летом на озере? Казалось бы, очень красивая и безобидная птичка. Но существуют морские чайки - серебристые. Они гнездятся большими колониями на побережьях. Питаются рыбой, мидиями. А также воруют яйца и птенцов других птиц.

Чайка принесла телеграмму от Незнайки. В ней много ошибок.

Телеграмма от Незнайки:

Кто быстрее всех читает
И слова запоминает:
Елочька и белочька,
Тучька, щучька, стрелочька,
Бочька, почька, спичька,
Речька, ручька, птииька,
Шуточька, минуточька,
Дочька, прибауточька,
Свечька, печька, строчька,
Булочька и точька.

- Исправьте ошибки.

-Прочитайте и запомните слова с сочетаниями чк,чн. Я закрываю текст на доске, а дети записывают по памяти как можно больше слов.

Взаимопроверка.

Чайка- птица не простая. Она принесла вам на крыльях конверты. У всех разные задания. Выполните их.

Задания для учащихся с разным уровнем познавательной активности:

1 уровень - творческий. Составить лингвистическую сказку о сочетаниях жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.

2 уровень - исполнительно-активный. Составить текст о природе с использованием слов в которых есть данные сочетания.

3 уровень - относительно - активный. Выписать из словаря слова с сочетаниями.

4 уровень - нулевой. Подобрать и записать 10 слов с изученными сочетаниями.

ОСТАНОВКА "ПОИГРАЙ-КА"

Игра с мячом.

Ученик придумывает слово с сочетаниями и передаёт мяч другому. Победит тот, кто больше подберёт слов.

ОСТАНОВКА "КОНЕЧНАЯ"

- На этой остановке мы подведём итоги урока.

- Понравился ли вам урок?

- Что нового вы узнали?

Оценки, результат.

Домашнее задание. Выучить новые словарные слова, нарисовать рисунки, в названиях которых имеются изученные сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.

Урок окончен, спасибо!