Цели:
1) обобщать, углублять и систематизировать знания детей об образовании облаков, тумана и осадков: дождя снега и града;
2) формировать представление о науке – гляциометеорологии;
3) развивать исследовательские и коммуникативные навыки;
4) воспитывать самостоятельность, активность, умение работать в микро – группах;
5) формировать навык работы с бумагой и изобразительный навык в технике “воск”.
Оборудование: ножницы, цветная бумага, простые и цветные карандаши, бумага А-4, магнитофон, аудиозапись с релаксирующей музыкой; изготовленные заранее из ватмана “облака” с закрепленными на нитках кусочками ваты (“снежинки”).
Ход урока
1) Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Дети входят в класс и видят над собой “облака” со “снежинками.
- Посмотрите вокруг. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (На доске вывешивается тема урока)
2) Актуализация знаний.
- Что это? Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко -
Видно стало далеко. (Туман)
- Правильно. А что общего между этими явлениями? (<Рисунок 1>,<Рисунок 2>,<Рисунок 3>)
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
- Хорошо. Что такое туман? (Мельчайшие капельки воды, растворенные в воздухе)
- Кто знает, как образуется туман? (Вода с поверхности земли испаряется, охлаждается и становится видимой)
- Что необходимо, чтобы невидимый пар воздуха стал видимым? (Охлаждение воздуха)
- А что такое облако? (Видимый туман)
- Как образуются облака? (В природе испаряется очень много воды: моря, озера, реки. Невидимый пар поднимается высоко вверх, до 2-3 км, охлаждается и становится видимым)
3) Упражнение на релаксацию “ Путешествие на облаке”.
- Я приглашаю вас выйти ко мне и сесть в круг на ковер. Расслабьтесь. Закройте глаза и слушайте… (звучит релаксирующая музыка)… Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое, пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги и спина удобно расположились на этой большой облачной подушке…
Теперь начинается путешествие... Твое облако медленно поднимается в синее небо. Ветер овевает твое лицо. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя в такое место, где ты будешь счастлив. Здесь может произойти что-нибудь чудесное, волшебное...
Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место в классе... Сойди осторожно с облака. Понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрым и внимательным.
Я уверенна, теперь ты без труда справишься со следующим заданием.
4) Активизация учащихся (исследовательская деятельность).
а) Работа в парах.
На листочках даны 4 утверждения:
1. Облака сливаются в тучи.
2. Снежинки образуются в туче при температуре воздуха ниже 0 градусов.
3. Зимой из пара образуются тяжелые дождевые капли.
4. Летом никогда не выпадает град.
- Перед вами 4 утверждения. Если вы с ним согласны, ставьте “+”, если нет, то “-”
Через 1-2 минуты я начинаю читать утверждения, спрашиваю детей: “Кто согласен?”, “Кто не согласен?” и ставлю соответствующие знаки “+” или “-” на доске.
б) Работа с учебником.
- Откройте учебник и, читая текст, найдите то, в чем мы ошиблись.
Коллективное исправление, подтвержденное сведениями из текста учебника:
1. +;
2. +;
3. – (Зимой из пара образуются снежинки)
- Почему? Как образуется дождь? (Из текста)
4. – (Летом иногда выпадает град)
- Почему? Как образуется град? (Из текста)
- Молодцы. Теперь мы знаем, как образуется дождь, град и снег.
5) Знакомство с новым материалом.
- Есть много наук: математика, астрономия, анатомия. А есть наука, изучающая снежинки? (Гляциометеорология)
- Основатель, 20-летний парень из Америки, Вилсон Бентли, который сфотографировал более 5.000 снежинок. Делал он это в течении 45 лет только при помощи фотоаппарата и микроскопа. Сейчас известно более 130 непохожих друг на друга форм снежинок (<Рисунок 4>,<Рисунок 5>, <Рисунок 6>).
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
- Посмотрите, как они прекрасны! Чем они похожи? А чем отличаются?
6) Работа в микро-группах.
- Теперь я прошу вас сесть по группам, в зависимости от цвета бейджика (я заранее разделила детей).
- На каждом уроке окружающего мира мы наблюдаем за какими-нибудь превращениями в природе. А сейчас мы сами выступим в роли волшебников.
Первая группа “волшебников” готовит снежинки, сгибая бумагу и вырезая ножницами. (Повторить правила безопасной работы с ножницами)
Вторая группа “волшебников” придумывает и рисует свои снежинки.
Третья группа выступает в роли Мороза. При помощи воска и акварели “рисуют” узоры. На доске бумажная оконная рама, которую дети должны “заморозить” своими рисунками.
7) Рефлексия (на листочках).
- Поставьте на листочках оценки: учителю, себе, уроку.
Сразу же стоит их просмотреть, чтобы выяснить, почему была поставлена та или иная оценка.
8) Итог.
- Чем запомнился урок?
- Что нового узнали?