Цели:
образовательные:
- показать, что живая природа сложно организована, что экосистема-компонент биосферы.
развивающие:
- развивать и формировать информационную компетентность;
- развивать умения наблюдать, обобщать, работать в группе.
организационные:
- познакомить учащихся приёмам работы с презентациями, дополнительными ресурсами.
воспитательные:
- формировать эмоционально-ценное отношение к живой природе, подвести к пониманию необходимости охраны природы.
Виды деятельности: репродуктивная и самостоятельная работа с учебником, компьютером, учебными таблицами и рисунками, презентациями, тестами.
Формы организации учебной деятельности:
Индивидуальная: по составлению цепей питания.
Групповая работа (4 группы): по изучению структуры экосистемы.
Фронтальная: работа с тренажёром, тетрадями.
Все эти цели способствуют формированию информационной компетентности учащихся.
Задачи:
- сформировать представления об экосистемах;
- раскрыть роль трёх групп компонентов экосистем;
- расширять знания об учёных, занимающихся вопросами экосистемы.
Основные термины: экосистема, продуценты, редуценты, пищевая сеть.
Ресурсы:
- Учебник “Разнообразие живых организмов”. 7-й класс, издательство “Просвещение”. Стр. 14-15.
- Электронное приложение: “Экосистема 4”.
- Тетрадь-тренажёр, тетрадь-экзаменатор.
- Интернет-ресурсы: http:// center.fio.ru
- Н.М. Чернова, В.в. Галушин, В.М. Константинов 10 (11) класс из-во Дрофа М. 2006 с 115 120.
- Н.М. Чернова Учителю биологии об основах экологии.
- М. Педагогический университет “Первое сентября”. 2006 год с. 19-33, приложение тесты - № 1, № 2.
Основное содержание урока:
- Учёные: А.С. Тенсли (1871-1955 гг.) Английский ботаник ввёл понятие экосистемы.
- В.Н. Сукачёв (1880-1967 гг.) русский ботаник, основоположенник науки об экосистемах (биогеоценозах).
Определение экосистемы:
- Любые ячейки природы в которых возникает биологический круговорот в-ва над экосистемой.
Природные сообщество – биогеоценоз.
1. Структура экосистемы с.14 рисунок 1.1 (работа в группах с терминами) продуценты – производители, консументы-потребители, редуценты – разрушители.
2. На экране слайд: Компоненты экосистемы.
Экосистемы разного масштаба: временные, постоянные, наземные, водные, крупные, маленькие.
3. Пищевые связи организмов – цепи питания или трофические цепи.
Цепь питания – это конкретная последовательность питающихся друг другом организмов. Демонстрируется слайд цепи питания.
4. Схема цепи питания.
Продуценты консументы растительноядные консументы плотоядные.
Зерно воробей орёл.
Листья гусеница воробей сокол яблони дикой яблоневой плодожорки городской.
Проектируем на экран схему “Биологический круговорот”
5. Разнообразие экосистем (заполнение таблицы стр.15 рис. а), б) и текст).
Разнообразие экосистем
Искусственные (агроэкосистемы)
- Создаются человеком и не могут без него существовать.
- Небольшое количество видов.
- Неустойчивы (парк, огород, теплицы).
Естественные
- Создаются природой.
- Существуют сами по себе.
- Устойчивы.
- Много видов.
- наземные – луг, степь;
- водные – реки, моря;
- крупные – тайга;
- средние – берёзовая роща;
- маленькие – ручей.
6. Закрепление.
Тетрадь-тренажёр: стр.6 № 4, стр.7. № 2, стр.8. №3, №5, стр.10. №1, №3.
Вопросы:
Что называют цепью питания?
Какие бывают экосистемы?
7. Тесты (включаем тренажёр электронного приложения).
8. Вопросы для обсуждения.
Что общего можно найти между организмом, экосистемой и детской игрушкой “конструктор”?
Какие знания о природном сообществе и экосистеме следует учесть при устройстве аквариума?
9. Домашнее задание.
§ 4, стр.14-16; Интернет-ресурсы. Составить презентации по теме.
Урок учителя биологии МОУ СОШ № 50, г. Комсомольска-на-Амуре проводился в сентябре с использованием комплекта УМК “Сферы 7”. Авторы: Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, И.Я.Колесникова.