Взаимодействие с семьей

Разделы: Работа с родителями


Поступление ребенка в детский сад является значительным событием, как для родителей, так и для педагогов. От того, как пройдет первая встреча, как сложатся отношение между всеми ее участниками, во многом зависит будущее взаимодействие. Вот почему не допустимо процедуру встречи и приема родителей сводить только к деловым контактам с сотрудниками детского сада. Необходимо наполнить ее особым содержанием. Направленным на установление доверительных отношений, направленным на установление доверительных отношений изучение семьи и повышение психолого - педагогической культуры родителей с целью создания наиболее благоприятных условий для адаптации ребенка к детскому саду.

Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах - письменной и устной. Преимущества личностно- ориентированного общения известна всем, тогда как использование разного рода письменных рекомендаций при взаимодействии с родителями ограничено. Поэтому считаем, необходимым специально подчеркнуть преимущества письменной формы.

Во-первых, общение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от заведующей, медицинской сестры, воспитателей и т.д. И в-третьих, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, необходимо вначале убедить их в этом, предложить определенный алгоритм действий, вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

Так, предоставление родителям определенной информации (требование к одежде ребенка, выполнение режима дня в семье и т.п.) избавляет дошкольных работников от необходимости давления на них и вместе с тем помогает правильно решать важные задачи, связанные со здоровьем ребенка.

Разного рода памятки, рекомендации для родителей, предполагаемые в письменной форме, лишь дополняют устное содержательное общение, а не подменяю его.

Рассмотрим примерный вариант общения сотрудников дошкольного учреждения с родителями при поступлении ребенка в детский сад с использованием разных форм организации общения (индивидуальной и фронтальной (в устной и письменной формах).

Наглядная информация

Наглядная информация для родителей может включать:

  • визитную карточку учреждения с указанием направлений его деятельности и программы работы, дополнительных услуг и п.п.;
  • информацию о достижениях (дипломы, грамоты и другие награды, как сотрудников учреждения, так и детей, даже выпускников);
  • стенд о правах и обязанностях родителей, который содержит выдержки из нормативно-правовых документов от международного до локального уровня ( Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Закон об образовании и др.)
  • график работы сотрудников с детьми и родителями (с указанием фамилии, имени, отчества сотрудника, его почетных, ученых званий, наград, сведений об участии в общественной деятельности района, города и т.п.).

Все стенды должны отвечать общим требованиям, предъявляемым к оформлению учреждений: единый стиль, хороший вкус, яркая логика.

Основные заголовки должны быть даны крупно и ярко, чтобы они сразу привлекали внимание. Стенды не должны быть перегружены материалами. При их оформлении не стоит злоупотреблять декоративными элементами, изображением матрешек, шариков, игрушек и т.п. Повышенная броскость может мешать восприятию информации, отвлекать родителей и вызывать недоверие к предполагаемому содержанию. Иллюстративный материал стендов не должен быть мелким. Хорошо воспринимаются фотографии, более мелкие целесообразно объединить в общий фотомонтаж.

Встреча заведующей с родителями.

Подготовку к первой встрече с родителями желательно начать с создания соответствующих условий. Для этого необходимо:

  • подготовить гардероб, чтобы родители могли раздеться и оставить свои вещи;
  • продумать место для проведения беседы таким образом, чтобы родители почувствовали расположение руководителя к ним, желание разделить их заботы, помочь разделить трудности. Традиционная организация встречи, при которой заведующая " восседает" за своим столом, а родители находятся, рядом не позволят им почувствовать им желанными гостями, и создает определенный психологический барьер.

Кроме того, руководителю необходимо иметь в своем распоряжении комплект соответствующих теме встрече документов, а также памяток и рекомендаций для родителей с учетом их отношения к процессу адаптации ребенка к детскому саду. Так, для тревожных родителей, которые болезненно реагируют на процедуру предстоящего расставания с ребенком, может быть приготовлена специальная памятка. Ее цель состоит в том, чтобы успокоить их, внушить доверие к детскому саду и предупредить возможную передачу тревоги и нервного возбуждения от матери к ребенку. В памятке желательно деликатно и тактично изложить требования к одежде, внешнему виду ребенка. При этом надо объяснить, что в этой кажущейся простой процедуре заложении глубокий воспитательный эффект, связанный с уважением к личности ребенка с уважением к личности ребенка, формированием у него уверенности в себе и своих возможностях.

Беседу заведующей с родителями необходимо построить таким образом, чтобы родители почувствовали, с одной стороны неподдельный интерес к их ребенку, желание сделать все возможное для сохранения его здоровья и своевременного развития, а с другой - что успех этой работы целиком зависит от их непосредственного участия в этом. На этапе дошкольного детства роль родителей так велика и значима, что без их участия добиться значительных результатов, фактически невозможна. Особое внимание заведующей должна уделить знакомству родителей с медицинским персоналом и со всеми сотрудниками группы. Было установлено, что характеристика личностных, профессиональных качеств, данная сотрудникам, во многом способствует установлению доверительных отношений между ними и родителями. Поэтому заведующей не следует жалеть сил и времени для передачи этой информации. Продолжением работы является непосредственное знакомство со всеми сотрудниками детского сада. Для чего и проводиться экскурсия по детскому саду. Цель ее - показать родителям, что в дошкольном учреждении создана безопасная, педагогически грамотная и психологически комфортная среда для здоровья и развития ребенка. В результате родители должны получить информацию о том, что как решаются в учреждении вопросы охраны жизни и здоровья детей, как организован режим дня и как соблюдается воздушный, световой, двигательный, питьевой режимы, какие созданы условия для проведения гигиенических процедур. Не менее важно рассказать, как организовано питание. Во время экскурсии необходимо более подробно остановиться и на том, как организовано развивающая среда, какие созданы условия для уединения и психологической разгрузки детей. Особое внимание следует уделить оздоровительным процедурам, которые может предоставить детям данное учреждение. В конце встречи заведующая предполагает родителям посетить заседание родительского круга, где они получают информацию о том, что как протекал период адаптации у других детей, какие действия родителей помогли им, какие были допущены ошибки и как, их можно избежать, какой положительный опыт накоплен в других семьях, и т.п.

Встреча воспитателей с родителями.

Вначале воспитатели знакомятся с родителями. Цель встречи - расположить к себе родителей и получить от них первичную информацию о ребенке. В процессе индивидуальной беседы воспитатели проявляют заинтересованное отношение к будущему воспитаннику. Выражают желание увидеть его фотографии, интересуются здоровьем, привычками, сложившимися дома в процессе еды, засыпания. Важно выяснить у родителей, каким ласковым именем они называют своего ребенка дома, чем он любит заниматься (играть, смотреть телевизор и т.п.), какие особенности его поведения радуют родителей, а какие - огорчают. Так знакомясь с родителями, педагоги получают полную информацию о ребенке.

Организация продуктивного мероприятия включает родителей, педагогов и детей в общее интересное дело. Такая работа позволяет сконструировать деятельность педагогического коллектива, так и на уровне отдельной группы детского сада.

Вся полученная информация тщательно анализируется и по результатам анализа педагогическим коллективом делаются выводы и ставятся задачи работы с семьей.