Цель: расширить знания о разнообразии живых организмов.
Задачи:
образовательная:
- познакомить с представителями разных классов
- рассмотреть особенности их поведения и образа жизни
- повторить основные систематические группы
развивающая:
- развитие познавательного интереса к предмету
- развитие умения строить гипотезы и приводить доказательства в пользу их правомерности
воспитательная:
- способствовать формированию положительной “Я – концепции” личности учеников
- стимулировать проявления инициативы и самостоятельности учащихся
- воспитывать бережное отношение к животным
Оборудование: компьютер, проектор, презентации учителя, учащихся, мультимедийный диск; телевизор, видеофильмы “Многообразие животного мира”, “Класс Пресмыкающиеся”.
Литература
- Блинников В.И. Зоология с основами экологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 “Педагогика и методика нач. обучения”. – М.: Просвещение, 1990.
- Быховский Б.Е. Биология: Животные: Учеб. для 7–8 кл. общеобразоват. учреждений/ Б.Е. Быховский, Е.В. Козлова, М.А. Козлов и др.; Под ред. М.А. Козлова. – 26-е изд. – М.: Просвещение, 1998.
- Захаров В.Б. Биология. 7 кл. Многообразие живых организмов: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений./ В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.
- Теремов А. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей/ А. Теремов, В. Рохлов. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – (“Занимательные уроки”).
Тип урока: урок-практикум.
Метод проведения: репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации деятельности учащихся: групповая.
Нельзя защищать то, что не любишь.
Нельзя любить то, чего не знаешь.
Н.Сладков
I. Организационный этап.
- Фрагмент видеофильма.
- Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит осуществить путешествие в мир самых интересных, загадочных организмов – мир животных. А кто отправится в путешествие – это мы выясним вместе, побывав на станции “Угадай-ка, нас!”
Показ фрагмента видеофильма.
1 станция. УГАДАЙ-КА, НАС!
Есть голова, да нет волос;
Есть глаза, да нет бровей;
Перья есть, да не летает,
В холоде не зябнет и жары не боится. (Рыба)
Скачет завирушка.
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)
Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо!
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги. (Черепаха)
Над цветком на миг замрёт
Быстрокрылый самолёт.
На былинке посидит –
Вдруг вспорхнёт и полетит. (Стрекоза)
2 станция “УМСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА”
Работа с тренажёром по мультимедийному диску.
Команды представляют презентации.
3 станция “ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА”
- Она расширит ваши знания о животных.
Провести с учащимися гимнастику для глаз.
4 станция “ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ”
“Впишите недостающие слова”.
Кровососущие комары нападают на (животных) и (человека).
Кровожадны только (самки), а (самцы) питаются нектаром.
У (самок) без кровососания не созревают яйца.
Они сосут кровь при помощи (колюще-сосущего) ротового аппарата – длинного нечленистого хоботка.
Хоботок их – это тонкие щетинки, в которые превращены (верхняя губа), пара верхних и пара нижних (челюстей). Нижняя губа представляет собой жёлоб, куда, как в футляр, вкладываются остальные части хоботка. Комар, как и овод относятся к отряду (двукрылых).
Жабы легко отличаются от лягушек по (грубой) коже, покрытой бугорками.
Кожа жаб выделяет едкую (жидкость), которая вызывает раздражение, попадая в (глаза) или (рот).
Если это случится, следует немедленно (промыть их чистой холодной водой).
Жабы активны в (тёмное) время суток, а (днём) прячутся в различные убежища.
Задние конечности у жаб (короче), чем у лягушек.
В связи с этим жабы (хуже) прыгают.
Благодаря хорошо развитым (лёгким) и (сухой) коже жабы могут жить вдали от (водоёмов) и только на период (размножения) уходят в воду.
Они поселяются в (огородах), на (полях), в (лесах), (парках) и приносят человеку (большую пользу), истребляя различных (вредителей) культурных растений.
Гимнастика для глаз.
5 станция “ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ”
- Объедините данных животных по систематическим признакам. Какие животные оказались “лишними”? К какой группе относят данных животных? На основании каких признаков вы пришли к такому выводу?
(Надотряд акулы; отряд скаты. “Лишние” - щука панцирная и африканский чешуйчатник)
<Рисунок 1>
Эти бесхвостые земноводные имеют интересные названия. Картинки в кружочках будут вам подсказками. Ну что, догадались, как их зовут?
- Квакша-кузнец.
- Чесночница.
- Шпорцевая лягушка.
- Крестовка.
- Лягушка-бык.
Работа учащихся в группах.
<Рисунок 2>
- Используя фрагмент видеофильма, определите черты приспособленности животных к данной среде обитания.
6 станция “ЖАЛОБНАЯ КНИГА”
“И зверьё, как братьев наших
меньших никогда не бил
по голове”.
С. Есенин
- Представители классов, занесённых в Красную книгу.
Создание синквейнов.
Представление учащимися слайдов с организмами, занесённых в Красную книгу.
Запись синквейнов на фотографии с животными.
7 станция “ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ”
Зоошутка 1:
Перед вами насекомое, которого не существует в природе. Это – плод фантазии авторов. Интересно, сможете ли вы отгадать, из частей тела каких насекомых они создали это чудище. (Голова и крылья – от пчелы, тело и две пары передних конечностей – от блохи, задняя пара конечностей – от кузнечика)
<Рисунок 3>
Зоошутка 2:
(Голова и усы – от жука-дровосека; передние крылья – от стрекозы; задние крылья – от бабочки; брюшко, тело и конечности – от саранчи)
<Рисунок 4>
Зоошутка 3:
Этих животных в природе не существует. Они – плод фантазии авторов. А вам надо ответить, какие части тела и от каких пресмыкающихся авторы соединили в одном животном.
(1. Голова – от гадюки обыкновенной, туловище и конечности – от прыткой ящерицы, хвост – от нильского крокодила.
2. Голова от крокодила, тело и конечности – от среднеазиатской черепахи, хвост – от змеи.
3. Голова - от крокодила, тело, конечности и хвост – от гаттерии).
<Рисунок 5>
8. Заключение.
- Вот и завершилось наше необычное путешествие.
- Возвращение к эпиграфу, формулирование вывода по уроку.
- Заполнить таблицу “Результативность деятельности учащихся на уроке в группах”.
“3” | “4” |
“5” | Понравилось на уроке | Не понравилось на уроке |