Урок-практикум с применением ИКТ "Путешествие в мир животных"

Разделы: Биология


Цель: расширить знания о разнообразии живых организмов.

Задачи:

образовательная:

  • познакомить с представителями разных классов
  • рассмотреть особенности их поведения и образа жизни
  • повторить основные систематические группы

развивающая:

  • развитие познавательного интереса к предмету
  • развитие умения строить гипотезы и приводить доказательства в пользу их правомерности

воспитательная:

  • способствовать формированию положительной “Я – концепции” личности учеников
  • стимулировать проявления инициативы и самостоятельности учащихся
  • воспитывать бережное отношение к животным

(Приложение 1)

Оборудование: компьютер, проектор, презентации учителя, учащихся, мультимедийный диск; телевизор, видеофильмы “Многообразие животного мира”, “Класс Пресмыкающиеся”.

Литература

  1. Блинников В.И. Зоология с основами экологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 “Педагогика и методика нач. обучения”. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Быховский Б.Е. Биология: Животные: Учеб. для 7–8 кл. общеобразоват. учреждений/ Б.Е. Быховский, Е.В. Козлова, М.А. Козлов и др.; Под ред. М.А. Козлова. – 26-е изд. – М.: Просвещение, 1998.
  3. Захаров В.Б. Биология. 7 кл. Многообразие живых организмов: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений./ В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.
  4. Теремов А. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей/ А. Теремов, В. Рохлов. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – (“Занимательные уроки”).

Тип урока: урок-практикум.

Метод проведения: репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации деятельности учащихся: групповая.

Нельзя защищать то, что не любишь.
Нельзя любить то, чего не знаешь.

Н.Сладков

I. Организационный этап.

- Фрагмент видеофильма.

- Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит осуществить путешествие в мир самых интересных, загадочных организмов – мир животных. А кто отправится в путешествие – это мы выясним вместе, побывав на станции “Угадай-ка, нас!”

Показ фрагмента видеофильма.

1 станция. УГАДАЙ-КА, НАС!

Есть голова, да нет волос;
Есть глаза, да нет бровей;
Перья есть, да не летает,
В холоде не зябнет и жары не боится. (Рыба)

Скачет завирушка.
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)

Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо!
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги. (Черепаха)

Над цветком на миг замрёт
Быстрокрылый самолёт.
На былинке посидит –
Вдруг вспорхнёт и полетит. (Стрекоза)

2 станция “УМСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА”

Работа с тренажёром по мультимедийному диску.

Команды представляют презентации.

3 станция “ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА”

- Она расширит ваши знания о животных.

Провести с учащимися гимнастику для глаз.

4 станция “ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ”

“Впишите недостающие слова”.


Кровососущие комары нападают на (животных) и (человека).

Кровожадны только (самки), а (самцы) питаются нектаром.

У (самок) без кровососания не созревают яйца.

Они сосут кровь при помощи (колюще-сосущего) ротового аппарата – длинного нечленистого хоботка.

Хоботок их – это тонкие щетинки, в которые превращены (верхняя губа), пара верхних и пара нижних (челюстей). Нижняя губа представляет собой жёлоб, куда, как в футляр, вкладываются остальные части хоботка. Комар, как и овод относятся к отряду (двукрылых).

Жабы легко отличаются от лягушек по (грубой) коже, покрытой бугорками.

Кожа жаб выделяет едкую (жидкость), которая вызывает раздражение, попадая в (глаза) или (рот).

Если это случится, следует немедленно (промыть их чистой холодной водой).

Жабы активны в (тёмное) время суток, а (днём) прячутся в различные убежища.

Задние конечности у жаб (короче), чем у лягушек.

В связи с этим жабы (хуже) прыгают.

Благодаря хорошо развитым (лёгким) и (сухой) коже жабы могут жить вдали от (водоёмов) и только на период (размножения) уходят в воду.

Они поселяются в (огородах), на (полях), в (лесах), (парках) и приносят человеку (большую пользу), истребляя различных (вредителей) культурных растений.

Гимнастика для глаз.

5 станция “ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ”

- Объедините данных животных по систематическим признакам. Какие животные оказались “лишними”? К какой группе относят данных животных? На основании каких признаков вы пришли к такому выводу?

(Надотряд акулы; отряд скаты. “Лишние” - щука панцирная и африканский чешуйчатник)

<Рисунок 1>

Эти бесхвостые земноводные имеют интересные названия. Картинки в кружочках будут вам подсказками. Ну что, догадались, как их зовут?

  1. Квакша-кузнец.
  2. Чесночница.
  3. Шпорцевая лягушка.
  4. Крестовка.
  5. Лягушка-бык.

Работа учащихся в группах.

<Рисунок 2>

- Используя фрагмент видеофильма, определите черты приспособленности животных к данной среде обитания.

6 станция “ЖАЛОБНАЯ КНИГА”

“И зверьё, как братьев наших
меньших никогда не бил
по голове”.
С. Есенин

- Представители классов, занесённых в Красную книгу.

Создание синквейнов.

Представление учащимися слайдов с организмами, занесённых в Красную книгу.

Запись синквейнов на фотографии с животными.

7 станция “ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ”

Зоошутка 1:

Перед вами насекомое, которого не существует в природе. Это – плод фантазии авторов. Интересно, сможете ли вы отгадать, из частей тела каких насекомых они создали это чудище. (Голова и крылья – от пчелы, тело и две пары передних конечностей – от блохи, задняя пара конечностей – от кузнечика)

<Рисунок 3>

 

Зоошутка 2:

(Голова и усы – от жука-дровосека; передние крылья – от стрекозы; задние крылья – от бабочки; брюшко, тело и конечности – от саранчи)

<Рисунок 4>

Зоошутка 3:

Этих животных в природе не существует. Они – плод фантазии авторов. А вам надо ответить, какие части тела и от каких пресмыкающихся авторы соединили в одном животном.

(1. Голова – от гадюки обыкновенной, туловище и конечности – от прыткой ящерицы, хвост – от нильского крокодила.

2. Голова от крокодила, тело и конечности – от среднеазиатской черепахи, хвост – от змеи.

3. Голова - от крокодила, тело, конечности и хвост – от гаттерии).

<Рисунок 5>

8. Заключение.

- Вот и завершилось наше необычное путешествие.

- Возвращение к эпиграфу, формулирование вывода по уроку.

- Заполнить таблицу “Результативность деятельности учащихся на уроке в группах”.

“3”

“4”

“5” Понравилось на уроке Не понравилось на уроке