Цели урока.
Активизация словаря: пешеход, “зебра”, светофор, “пешеходный переход”, “проезжая часть”.
Предварительная работа:
- заучивание стихотворений, чтение художественной литературы;
- беседы, работа на макете города, микрорайона;
- рисунки, конструирование на тему “Наша улица”;
- оформление стенда совместными работами родителей и детей;
- коллективные игры детей;
- экскурсии к перекрестку, светофору, прогулки по микрорайону;
- рассматривание иллюстрации, картин;
- обсуждение проблемных ситуаций.
Наглядные пособия.
- Дорожные знаки (“Пешеходный переход”, предупреждающие знаки, запрещающие знаки”).
- Оформление зала дорожными знаками.
- Мультимедийное оборудование.
- Дидактические игры. “Дети на улицах города” (сюжетные картины, изображающих различные дорожные ситуации).
- Картонные кружки (красный, желтый, зеленый).
- Аудиозапись.
Ход занятия
Зал оформлен дорожными знаками – городская улица.
Играет спокойная музыка. Дети заходят в музыкальный зал, здороваются и садятся.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня собрались с вами поговорить о правилах дорожного движения
За дверью шум.
Воспитатель: Ребята, по-моему, кто-то к нам спешит в гости.
Заходит Антошка, и, не обращая внимания на детей, играет на дороге.
Воспитатель: Антошка, почему ты играешь на проезжей части? Ты разве не знаешь правила дорожного движенья?
Антошка (поет):
Дили-дили трали вали
Мы о правилах движенья
Никогда и не слыхали
Парам пам-пам, парам пам-пам.
Дети (поют):
Антошка, Антошка,
Внимательней немножко.
Иначе машина
Тебе отдавит ножку.
Антошка:
Дили-дили трали-вали
Вашим глупеньким советом
Я воспользуюсь едва ли.
Парам-пам-пам, парам-пам-пам.
Антошка берет мяч и начинает с ним играть.
Дети.
Антошка, Антошка,
Играть же здесь опасно.
Ты жизнью рискуешь
По-глупому, напрасно.
Антошка:
Дили-дили трали-вали
Вашим глупеньким советом…
В этот момент появляется ребенок в костюме автомобиля. Антошка пытается убежать от него.
Антошка: Ой-ой-ой!
Хромает потерпевший Антошка. Медленно и грустно поет.
Антошка:
Дили-дили трали-вали
Мне больницу и уколов
Миновать теперь едва ли.
Парам-пам пам, парам-пам-пам.
Воспитатель: Вот, видишь Антоша, что может случиться с теми, кто не выполняет правила дорожного движенья! Не плачь Антошка и не расстраивайся, мы тебя научим правилам поведения на дороге, будь нашим гостем.
А всех вас я хочу пригласить на вернисаж дорожных приключений. Посмотрите, пожалуйста, на экран.
Картина 1. Улица города. Проезжая часть и тротуар
Воспитатель: Что вы видите на картине?
Дети: Улицу города.
Воспитатель: Как называются люди, которые гуляют по улице?
Дети: Люди, которые гуляют, ходят по улице пешком называются пешеходами.
Воспитатель: Как называется дорожка, по которой гуляют пешеходы?
Дети: Дорожка, по которой ходят пешеходы – тротуар.
Воспитатель: Какие правила поведения для пешеходов вы знаете?
Дети: Правила поведения для пешеходов - надо идти спокойно, не толкая прохожих, не кричать, громко не разговаривать.
Воспитатель: А, как называется часть улицы, где едут машины?
Дети: Часть улицы, где едут машины, называется - проезжая часть.
Воспитатель. Молодцы ребята, вы все ответили правильно, улица города делятся на две части: тротуар и проезжая часть и все участники дорожного движения – пешеходы и водители должны строго выполнять правила движения и следовать указаниям дорожных знаков.
Ребята, вот в нашем городе все дорожные знаки перепутались, давайте мы с вами их расставим, по своим местам, чтобы не было беды.
Задание: Вам нужно расставить дорожные знаки в таблице так, чтобы они у вас не повторялись в строках и столбцах.
Дидактическая игра. “Найди, выбери, угадай”.
Воспитатель Молодцы, ребята. Теперь в нашем городе будет порядок.
Давайте продолжим наш вернисаж. Посмотрите на экран.
Картина 2. Дети переходят по
пешеходному переходу,
по “зебре” на зеленый знак светофора
Воспитатель: Ребята, посмотрите, правильно ли переходят дети дорогу?
Дети: Да, дети переходят дорогу правильно.
Воспитатель: А почему вы так думаете?
Дети: Потому что они переходят на зеленый сигнал светофора, и где висит знак “Пешеходный переход”.
Воспитатель: А какие светофоры вы знаете?
Дети: Светофоры бывают 2 видов - для водителей и для пешеходов. Для водителей - трехцветный (красный, желтый, зеленый; а для пешеходов – 2-х цветный - красный и зеленый).
Воспитатель: Что нарисовано на зеленом сигнале светофора для пешеходов, а на красном?
Дети: на красном сигнале - человек стоит, а на зеленом сигнале - человек шагает.
Воспитатель. А у нас, ребята в городе сломались все светофоры для водителей, предлагаю вам его починить. Давайте вспомним, где расположен красный сигнал светофора?
Дети: Красный сигнал светофора расположен вверху.
Воспитатель: А желтый сигнал светофора?
Дети: В середине расположен желтый сигнал светофора.
Воспитатель: На какой сигнал можно переходить улицу?
Дети: На зеленый сигнал светофора можно переходить улицу.
Воспитатель: Где он расположен?
Дети: Зеленый сигнал расположен внизу.
Игра “Собери светофор” (из разрезных картинок).
А наш светофор обрадовался и хочет с вами поиграть, Антошка мы и тебя приглашаем поиграть с нами.
Игра ”Красный, желтый, зеленый” (на зеленый, свободно передвигаются по залу, на желтый хлопают; красный замирают в разных позах).
Воспитатель: Давайте, ребята еще научим нашего гостя правилам движенья
Картина 3. Дети играют на площадке и на проезжей части
Воспитатель: Ребята, внимательно рассмотрите картину. Кто на этой картине поступает правильно?
Дети: Правильно поступают дети, которые играют на игровой площадке.
Воспитатель: Перечислите причины, по которым нельзя играть на тротуаре и вблизи проезжей части?
Дети. Играть нужно только на игровой площадке, мальчик катается на велосипеде на проезжей части, его может задавить машина и т.д.
Воспитатель. Молодцы ребята, я надеюсь, вы будете вести себя правильно, будете играть, только на игровой площадке и с вами никогда не случится несчастье. Антошка, ты теперь понял, где нужно играть детям?
Антошка: Да, я никогда больше не буду играть на проезжей части и всегда буду выполнять правила дорожного движенья.
Воспитатель:
А теперь вас я проверю,
И игру для вас затею
Я задам сейчас вопросы
Отвечать на них не просто
Я буду задавать вопрос, а вы, если согласны, отвечайте: “Это я, это я, это все мои друзья!” А если не согласны – молчите. Будьте внимательны.
Воспитатель:
Кто из вас идет вперед
Только там где переход?
Дети. “Это я, это я, это все мои друзья!”
Воспитатель:
Кто летит вперед так скоро,
Кто не видит светофора?
Дети. “Это я, это я, это все мои друзья!”
Воспитатель:
Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место?
Дети. “Это я, это я, это все мои друзья!”
Воспитатель:
Знает кто, что красный свет -
Это значит, хода нет?
Дети. “Это я, это я, это все мои друзья!”
Воспитатель. Молодцы, ребята, Антоша, ты теперь понял, как важно знать и выполнять правила движения.
Ребята, вы сегодня все справились с заданиями. Правильно отвечали на вопросы, называли правила дорожного движения, правила для пешеходов, дорожные знаки и их значения. (Отмечать всех детей)
На улице будьте внимательны, дети!
Твердо запомните правила эти
Правила эти помни всегда,
Что не случилась с тобою беда!
Ребята вам всем инспектор Мигалочкин, передал настольную игру “Дорожное движение”, чтобы вы играли в группе и закрепляли свои знания.
Ребята, я желаю вам всего доброго! А главное - будьте здоровы! Берегите себя! Всегда выполняйте правила движенья.
Воспитатель: Самый яркий свет.
Дети: Зеленый.
Воспитатель: Самый добрый свет…
Дети: Зеленый.
Воспитатель: Можно ехать и идти.
Дети: Всем счастливого пути.
Слова песни “Антошка” взяты из книги “Правила дорожные – знать каждому положено”, автор-составитель М.С.Коган.