Тип урока: закрепление.
Цели урока:
1. Обобщение знаний по прочитанному
произведению.
2. Развивать культуру речи, мышление.
3. Воспитывать уважительное отношение к
творчеству.
Ход урока
1 этап: Организационный момент.
– Поприветствуем друг друга и гостей. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь, повернитесь друг к другу пожмите друг другу руки в группе, улыбнитесь, создайте друг другу хорошее настроение.
2 этап: Вступительное слово учителя.
– Сейчас мы проведём урок закрепление по произведению Лидии Чарской “Записки маленькой гимназистки”. Вспомним о биографии автора, о чём повествует в данной повести автор и познакомимся с новыми произведениями Лидии Чарской.
3 этап: Вступительное слово ученика, биография Лидии Чарской.
– Послушайте биографию Лидии Чарской и подумайте легко ли сложилась судьба у писательницы?
– Настоящее имя Лидии Чарской – Лидия Воронова – Лидия Алексеевна Чурилова. Сведения о её жизни скупы и противоречивы. Датой рождения называют то 1875 год, то 1878, по одним сведениям, она умерла в Ленинграде, по другим в Краснодарском крае. Известно, что она рано лишилась матери, обожала отца и ненавидела мачеху, несколько раз в знак протеста убегала из дома. С 10 лет сочиняла стихи, с 15 лет вела дневник, в котором, вспоминая своё детство, писала: “Почему я переживаю всё острее и болезненнее, чем другие? Почему у других не бывает таких странных мечтаний, как у меня?” после окончания института вышла замуж за офицера Бориса Чурилова и начала самостоятельную жизнь. Сын её погиб в гражданскую войну. Увлекалась театром и литературой. За два десятилетия ею было написано около 80 книг, в которые входили стихи и рассказы. Сказки и пьесы, повести и романы. Её первая книга для детей вышла в 1902 году, и больше двадцати лет Лидия Чарская была самой популярной и любимой детской писательницей в России. Потом книги Чарской стали критиковать, даже ругать и перестали печатать. Но через некоторое время её стали опять читать маленькие читатели.
– Какова была жизнь у Лидии Чарской? Легка ли была её жизнь?
4 этап: Выполнение учащимися в группах и коллективно различного рода устных и
письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера.– Сейчас вам предстоит работа в группах, вам будет предложено три задания: кроссворд, викторина и тест. Ответы на каждое из заданий вы должны будете найти и обсудить в группах.
– Также на столе в каждой группе лежит лист самооценки, вы после каждого задания должны будете обсудить и оценить работу каждого участника группы по пятибалльной системе.
1. Кроссворд о героях повести. (работа в группах, самостоятельно)
1. Назовите имя кондуктора, который сопровождал Лену в поездке в Петербург? (Никифор Матвеевич)
2. Фамилия начальницы гимназии? (Чирикова Анна Владимировна)
3. Фамилия дяди Лены, к которому она едет жить? (Иконин Михаил Васильевич)
4. Как звали первого учителя Лены? (Василий Васильевич)
5. Какое прозвище у гувернантки? (Бавария)
6. Как звали младшего брата Нины? (Толя)
7. Имя старшего двоюродного брата Лены? (Жорж)
8. Имя гувернантки в семье дяди? (Матильда Францевна)
– Проверяем правильность заполнения кроссворда.
– Оценили работу каждого ученика в группе.
Физ.пауза.
2. Викторина по содержанию повести.
– Каждая группа вытянет по три вопроса по содержанию повести и попробует ответить, после того как посовещаетесь в группах (устная работа со всеми).
1. Что общего между актрисой Лидией Алексеевной Чуриловой и писательницей Лидией Чарской.
2. Как вы думаете, чем записки отличаются от рассказа?
3. Что заставило главную героиню уехать из родного города?
4. Вспомним 1 и 4 главу. Что творится в душе маленькой пассажирки? (Ей тревожно – “чутко прислушиваюсь”, “немного страшно от неизвестности”, “мчится без оглядки”, “не знаю, не понимаю”)
5. Что больше всего вас поразило в приёме девочки родственниками?
6. Чем закончился первый день в доме дяди для Лены Икониной?
7. Вокруг Лены много хороших и плохих людей, кого из них вы назовёте?
8. Что имела в виду Матильда Францевна, называя девочку лживой, драчливой, грубой и непослушной? О каком поступке говориться?
9. Как Лену встретили в школе и почему начальница школы не стала провожать её до кабинета?
– Молодцы! Все группы отвечали на вопросы правильно, верно.
– Оцените работу каждого ученика в группе.
3. Тест по прочитанной повести.
– Каждой группе выдаётся тест по содержанию. То есть, задан вопрос и несколько вариантов ответов, нужно из данных вариантов выбрать правильный.
1. В каком городе живёт дядя Лены?
– Москва
– Петербург
– Красноярск
2. Как назвали Лену двоюродные братья и сестра, когда она только к ним приехала?
– Мокрица
– Мимоза
– Выскочка
3. Какими словами представила девочку гувернантка Матильда Францевна в школе.
– Красивая, умная, воспитанная, прилежная
– Лжива, груба, драчлива и непослушна
4. Кого Лене напомнила начальница гимназии Анна Владимировна?
– Тётю
– Бабушку
– Маму
5. Как девочка приблизилась к двери класса?
– Храбро
– Боязливо
– Без интереса
6. Как Лена работала на уроке, как выводила слова?
– В тетради было очень грязно
– Правильно и очень красиво
– Выводила буквы с усердием
7. Какова была тетрадь Жюли?
– Было много ошибок
– На листах находились крупные и мелкие кляксы
– Работа была выполнена аккуратно
8. Кто пропал у Жоржа?
– Собака
– Попугай
– Сова
9. Кто на самом деле украл домашнего любимца Жоржа?
– Толя
– Лена
– Жюли
10. Кто заступился за Лену когда её хотели высечь розгами?
– Толя
– Жорж
– Нина
– Проверяем правильность ответов на вопросы (по одному из группы)
– Молодцы! Все справились с тестом.
Физ.пауза.
5 этап: Знакомство с другими произведениями Лидии Чарской.
– Ребята кроме повести “Записки маленькой гимназистки” у писательницы есть множество и других произведений. С некоторыми из них мы кратко познакомимся сегодня на уроке.
“Смелая жизнь” – историческая повесть о легендарной судьбе Надежды Дуровой, которая прославила своё имя подвигами во время Отечественной войны 1812 года.
“Один за всех” – повесть о жизни великого подвижника Земли Русской – Сергии Радонежском.
“Счастливчик” и Сибирочка” – о приключениях мальчика и девочки, невероятных испытаниях, из которых они выходят исключительно благодаря стойкости, смелости и находчивости.
– Каждой группе даётся книга с произведением. Ваша задача попробовать выяснить, предположить по названию по иллюстрациям, о чём идёт речь в каждой книге.
Дополнительно:
– Чтение вслух отрывков из книг одного ученика из группы (страницы указаны).
– Оценили работу каждого ученика.
6 этап: Оценка результатов работы на уроке.
– Подведём общий итог по работе каждой группы и каждого ученика в отдельности.
– В какой группе у всех вышли пятёрки? Есть ли четвёрки, тройки? Почему их работу оценили именно так?
Фамилия, имя ученика. | 1. Кроссворд | 2. Викторина | 3. Тест по содержанию | 4. Знакомимся с новыми книгами | Итоговое оценивание |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. | |||||
6. |
7 этап: Формулировка выводов и подведение итогов.
– Несмотря на то, что героиня – маленькая девочка, её жизнь полна событий, встреч с людьми, жизненными перипетиями.
– Что дарят книги Чарской каждому читателю? (Доброту, её книги учат сопереживать.)
– На доске даны особенности книг Чарской. Какие из них можно заметить в “Записках маленькой гимназистки”? Сформулируйте своё мнение о её книгах.
– занимательность;
– чёткость сюжетной линии;
– неожиданность развязки;
– счастливый конец;
– сентиментальность (чувствительность);
– противоположность героев (плохой – хороший);
– постоянная смена плохого и хорошего;
– простые мечты героев.