Учебные задачи:
- Учить воспринимать стихи о природе;
- Сравнивать стихи о природе разных поэтов;
- Учить выражать свою точку зрения о прослушанном произведении;
- Учить замечать особенности стихов (повторение слов и звуков);
- Формировать читательские умения, используя такие виды работы:
а) анализ сюжета;
б) работа с иллюстрациями;
в) выбор ласковых слов;
г) самостоятельное знакомство с текстом;
д) комментированное чтение.
- Знакомство с литературоведческими понятиями;
- Обобщать речь (этикеты, сравнения).
Учебные умения:
- Определить тему и жанр прослушанного произведения, правильно его называть;
- Выделять особенности звучания стихов А. Барто.
Учебный материал:
- Стихотворение А. Барто “Весенняя гроза”, детские книги о природе, модели обложек.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.1. Выявление читательского опыта.
Назовите как можно больше произведений, соответствующих какой-нибудь из этих моделей. На выставке книги о природе (стихи, сказки, рассказы).
Рисунок 1.
2. Работа со стихотворением А. Барто “Весенняя гроза”.
а) Игра “Узнай фамилию”
Сложите фамилию автора стихотворения из первых букв названий рисунков.
Рисунок 2.
(Барто)
- Что это?
- Фамилия.
- Ребята, а кто из вас помнит, как зовут эту поэтессу?
- Агния Львовна.
б) Литературная игра “Послушай и назови”
1. Верба, верба, верба,
Верба зацвела.
Это значит верно
Что весна пришла.
(“Апрель” А. Барто)2. Воробей по лужице
Прыгает и кружится
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
(“Воробей” А. Барто)3. Он теперь не просто мальчик.
А теперь он новичок.
У него на новой куртке
Отложной воротничок.
(“В школу” А. Барто)4. Мы целое утро возились с ростками.
Мы их посадили своими руками.
Мы с бабушкой вместе сажали рассаду,
А Катя ходила с подругой по саду.
(“Катя” А. Барто)
3. Слушание стихотворения А. Барто “Весенняя гроза”
4. Моделирование обложки
Рисунок 3.
5. Повторное слушание стихотворения, беседа:
6. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
Упражнение в чтении:
a) слов: весенняя гроза,
весенний гром,
весенний дождь.
б) четверостишие (выделение повторяющихся слов), выразительное чтение (выделение “грохочущих слов”):
“Все громче, громче слышится,
Гремит через огонь:
Черемуху, черемуху,
Черемуху не тронь”.
7. Помогите заполнить таблицу – схему
Рисунок 4.
8. Физкультминутка:
Есть в лесу три полочки
(Хлопаем в ладоши):
Ели – елки – елочки
(Руки вверх – в стороны, вниз)
Лежат на елях небеса
(Руки вверх)
На елках – птичьи голоса
(Руки в стороны)
Внизу на елочках роса
(Руки – вниз, присели).
9. Повторное чтение стихотворения А. Барто
Сравнение моделей и чтение наизусть стихотворений А.Л. Барто.
Рисунок 5.
(О детях “В школу”, о природе “Весенняя гроза”)