Цель урока:
Обобщить и расширить знания учащихся о природе Архангельской области.
Задачи:
1.Образовательные:
- Систематизировать знания учащихся о природе Архангельской области.
- Познакомить учащихся с разнообразием минеральных вод Архангельской области.
- Продолжить знакомство учащихся с творчеством северных поэтов.
- Проверить знания географической номенклатуры.
2.Развивающие:
- Развивать географическую зоркость путём нахождения ошибок.
- Развивать способности учащихся к рефлексии.
3.Воспитательные:
- Воспитывать чувство патриотизма и любви к малой родине.
Оборудование:
- Физическая карта Архангельской области.
- Компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку. (приложение 1)
- Минеральная вода в бутылках “Вельская”, “Сияние Севера”, “Жемчужина Севера”, “Куртяевская”.
- Поднос, скатерть, одноразовые стаканчики.
- Оценочные листы для учащихся.
- Тексты задания “Найди ошибки”.
- Тест “Рельеф, геологическое строение Архангельской области” в 2-х вариантах.
- Творческий проект группы учащихся в виде природного герба.
Содержание урока:
1.Организационный момент.
2.Объявление темы, цели и задач урока.
Слово учителя.
Сегодняшний урок мы начнём со стихотворения нашего северного поэта А.Яшина “Только на Родине” (читает ученица, слайды 1-10)
Да, только здесь, на Севере моем,
Такие дали и такие зори,
Дрейфующие льдины в Белом море,
Игра сполохов на небе ночном.
Нехожеными кажутся леса,
Бездонными – озерные затоны,
Неслыханными – птичьи голоса,
Невиданными – каменные склоны.
Здесь, словно в сказке, каждая тропа
Вас к роднику выводит непременно.
Здесь каждая деревня так люба,
Как будто в ней красоты всей вселенной.
И, уж конечно, нет нигде людей
Такой души и прямоты, и силы,
И девушек таких вот, строгих, милых,
Как здесь в лесах, На родине моей.
Но если б вырос я в другом краю,
То все неповторимое,
Как чудо,
Переместилось, верно бы, отсюда
В тот край, другой –
На родину мою.
– Как вы уже поняли, наш урок-обобщение знаний по теме “Природа Архангельской области” (слайд 11)
Каждый человек должен любить свою Родину, а это невозможно, если о ней мало знаешь.
– Какие разделы географии Архангельской области мы уже изучили?
Сегодня наша задача обобщить и повторить то, что нами изучено. На уроке работайте активно, соблюдайте дисциплину. Сегодня мы будем использовать оценочные листы, поэтому постарайтесь быть объективными.
3. Обобщение и закрепление изученного материала.
1) Задание “Найди ошибки в тексте”.
Это задание на повторение разделов “Географическое положение Архангельской области и Коношского района”, административное устройство. Каждому из вас выдан текст, в котором есть ошибки, которые вы найдёте и подчеркнёте. После 2-3 минут работы организуем проверку.
Нашей области в 2007 году исполнилось 80 лет.
Область находится на востоке Русской равнины. На севере она омывается водами Белого, Балтийского и Баренцева морей. На западе Архангельская область граничит с Вологодской областью, на востоке с Республикой Коми, на юге с Кировской областью, на северо-востоке с Мурманской областью.
Крайняя северная островная точка находится на островах Новая Земля, а южная находится в Вельском районе.
Коношский район занимает центральное положение на территории области. Он на северо-западе граничит с Каргопольским районом, на севере – с Вельским, а на северо-востоке – с Няндомским.
В состав области входит много островов. Самые северные из них– Соловецкие, а самые крупные – Новая Земля, которые находятся в Белом море.
Область занимает 3 место по площади среди субъектов РФ и разделена на 15 административных районов.
- Сколько ошибок вы нашли(12). Где? Давайте исправим (устно).
- Какой раздел мы вспомнили, выполняя это задание? Назовите положительные и отрицательные стороны географического положения нашей области.
2.Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Архангельской области.
А) На вопросы о геологическом строении и рельефе нашей области вы ответите, решив небольшой тест(3 мин.)
На экран выводятся ответы на вопросы теста. (слайд 12)
– Кто не сделал ни одной ошибки? 1?2?
Дети выполняют взаимопроверку, выставляют полученную оценку в оценочный лист соседа по парте.
Б) Посмотрите на карту “Полезные ископаемые Архангельской области”. (слайд 13)
- Какие полезные ископаемые имеют промышленное значение для области? Показать и назвать.(1 человек у доски). По мере ответа, на экране изображение алмазов, Североонежский бокситовый рудник, буровые нефтяные установки в Ненецком автономном округе, агаты Тиманского кряжа.
(слайд 14,15)
В) Знание о рельефе области проверим по карте. 1 человек отвечает у доски, а остальные по цепочке называют географические объекты.
3)Особенности климата Архангельской области.
(Фронтальный опрос, дети отвечают устно, после себя оценивают).– В каких климатических поясах находится наша область?
– Условия какого климатического пояса считаются более благоприятными для проживания человека?
– Откуда чаще приходят воздушные массы на территорию области? Какие из них приносят больше осадков?
– Какие климатообразующие факторы оказывают влияние на температурный режим летом и зимой?
– Влияют ли на климат течения?
– Почему осадки выпадают неравномерно?
– Почему при малом ГКО на островах Северного Ледовитого океана образуются ледники?
– Какое значение имеет коэффициент увлажнения на территории всей нашей области?
– К чему это привело?
Можем ли мы в нашей области в условиях открытого грунта получить хороший урожай пшеницы, кукурузы, огурцов?
4)Особенности внутренних вод Архангельской области.
– Назовите и покажите на карте самые крупные реки Архангельской области, самое большое и глубокое озеро, реку, где наблюдаются высокие приливы?(1 человек у карты)
– Какой тип питания преобладает у рек нашей области?
– Почему на Северной Двине весной можно слышать взрывы?
– Какого происхождения озёра нашей области?
– Какие виды вод ещё относят к внутренним? (болота, подземные воды, ледники, искусственные водоёмы).
– Вспомните, какая площадь нашей области занята болотами?
Посмотрите на карту. В нашей области есть месторождения минеральных вод.
Чем отличается минеральная вода от обычной? Как вы можете описать вкус минеральной воды? Откуда в воду попадают эти вещества?
Сегодня я принесла на урок минеральную воду, которую добывают у нас в области. Эта минеральная вода продаётся в наших магазинах. Давайте послушаем сообщения, которые подготовили ребята о минеральных водах, что добывают у нас в области. Желающие могут попробовать воду и оценить её вкус, тем более он неодинаковый у разных вод.
Дети выступают с сообщениями о минеральных водах (Приложения 2)
- “Вельская”
- “Сияние Севера”
- “Жемчужина Севера”
- “Куртяевская”.
5) Особенности почв.
Что такое почва? Назовите наиболее распространённые типы почв в нашей области. Что можно сказать об их природном плодородии? Что такое мелиорация? Какие виды мелиоративных работ применятся в нашей области?
Давайте попробуем решить практическую задачу. Представьте, что вашей семье достался дачный участок с подзолистыми почвами, а семье ваших соседей с болотно-подзолистыми почвами. Что вы должны предпринять, чтобы на участках получили хороший урожай культур, выращиваемых в наших условиях? (дети предлагают свои варианты и поясняют, почему.)
6) Природные зоны.
Сейчас на экране появятся изображения характерных представителей флоры и фауны нашей области. Ваша задача определить для какой природной зоны они характерны, найти лишнее и показать на карте где расположена природная зона.( Тайга-слайд 17, арктическая пустыня-слайд 18, тундра-слайд 19.)
4. Итог урока.
Наша область один из субъектов Российской Федерации. Её символом является герб.
(слайд 20)
Посмотрите на экран, где он изображён. Каждая его деталь символична. Послушайте о том, что означают детали и цвета нашего герба.(сообщение)
Неделю назад 3 девочкам из вашего класса я задала творческое задание -придумать герб Архангельской области, который бы символизировал природу, а так же я и сама выполнила это задание. Давайте посмотрим на эти гербы и попытаемся пояснить все символы на них, ведь мы весь урок занимались повторением (на доске вывешены 2 герба).
Сдайте оценочные листы, я заполню свою графу, и средний балл полученный вами – ваша оценка за урок. Надеюсь, вы были объективны.
5. Домашнее задание:
Повторить карту к зачёту, подготовить сообщения по темам:
- “Пинежский государственный заповедник”.
- “Кенозерский национальный парк”.
- “Соловецкий музей-заповедник”.
- “Малые Корелы”.