Цели:
1. Совершенствовать умения детей использовать транспортир для измерения данных углов, построения углов заданной величины и для проверки точности определения величины углов на глаз.
2. Развивать внимание, речь, память, логическое мышление, умение сравнивать и решать задачи, близкие по сюжету, но различные по математическому содержанию, вычислительные навыки, умения анализировать и доказывать свой ответ.
3. Воспитывать интерес к изучаемой теме, чувство дружбы и коллективизма, взаимовыручки.
Методы и приёмы: демонстрационный, практический, частично-поисковый, проблемный, приём анализа, синтеза и обобщения.
Тип урока: урок повторения и закрепления материала.
Форма проведения: игра – путешествие.
Оборудование: карта путешествия “Страна Математика”, транспортир, линейка, карандаши, изображение дракона, изображение “жителей” страны, поделки детей, учебник, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе №2,алгоритм проектной деятельности уч-ся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка целей и задач урока.
– Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в одну очень интересную страну. Об этой стране известно всем ученикам, но ни на одной карте мира вы её не найдёте. Путешествуя по этой стране, ученики учатся считать, решать, находить закономерности, чертить различные фигуры и т.д.У кого из вас появились предположения, о какой стране я говорю? (Да. Это страна Математики).
– А кто живёт в этой стране? (цифры и числа, знаки действий, уравнения, задачи, геометрические фигуры и т.д.) А вот от геометрических фигур к нам пришло письмо, в котором они просят нас о помощи.
"Многоголовый дракон заточил их в темницу. Найти их и победить дракона мы сможем, если будем двигаться по маршруту изображённому на карте, выполняя все задания указанные в пунктах А,В,С, Д, Е."
– Итак, ребята, отправляемся в путь по стране Математики на помощь геометрическим фигурам? (да). А что возьмём с собою в путь? (линейки, карандаши, транспортиры, тетради, ручки).
III. Актуализация знаний учащихся.
1. Найди закономерность.
Первый пункт нашего отправления – пункт А. (на карте)
Отсюда мы должны добраться в пункт В на лодках “произведений”. (На доске изображение карты, лодок с выражениями). Какие произведения можно добавить, сохраняя ту же закономерность? Запишите и найдите их значения.
100 х 8 |
100 х 9 |
100 х 2 |
100 х 1 |
10 х 8 |
10 х 9 |
10 х 2 |
10 х 1 |
1 х 8 |
1 х 9 |
1 х 2 |
1 1 |
– Итак, мы добрались до пункта В.
2. Построение углов с помощью транспортира.
А здесь нас встречает хозяин долины Транспортир. И у него есть для нас задание. (на листочках у каждого ученика начерчены углы 30* и 70*).
Задание Транспортира: а)Измерь и запиши величину каждого угла.б) построй углы на 10* меньше данных. (20* и 60*)в) построй углы на 25* больше данных. (55* и 95*)
г) какие углы получили? Докажите. д) узнайте, на сколько градусов один угол каждой пары меньше другого. Постройте угол равный этой разнице. Почему разница оказалась одинакова? (т.к. 55*-20*=35* и 95*-60*=35*, т.е. изменения углов произошли на 35*=25*+10*) (Демонстрация различных видов транспортира).е) измените угол 15* на 15*(или увеличить или уменьшить. Почему разные ответы?)
(Все задания дети выполняют на листочках и сдают учителю).
– Молодцы!.– А теперь объявляется привал.
Физ.минутка.
Наш путь лежит на северо-запад по 110*. (ученик у доски строит на карте угол 110*)
4. Решение и составление обратных задач.
– Итак, мы попадаем в лес “задач” (№154 в учебнике)
Сравни данную задачу с задачами под пунктом 2, №154 с.70-71.
– Как вы думаете, являются ли они обратными к данной задаче? Докажите. Решите задачи. (Все задачи выполняются на доске).– Какие обратные задачи вы предлагаете составить.
5. Найди закономерность.
Вы замечательно справились с задачами и тем самым выбрались из волшебного леса. И перед нами Дракон. (рисунок на доске).
Его можно победить, если вы найдёте следующие закономерности в ряду чисел.
98, 109, 120, 131, 142, … (+11)
172, 173, 175, 178, 182, … (+1,+2,+3,+4,+5,+6 …)
458, 456, 461, 459, 464 … (-2,+5,-2,+5…)
(При каждой разгаданной закономерности у дракона исчезает одна голова).
– Чтобы совсем сразить дракона вам необходимо придумать свои закономерности с числами натурального ряда.
(По одному ученику выходят к доске и составляют ряды числовых закономерностей).
6. Блиц-опрос.
–Молодцы, вы замечательно справились и с этой задачей. Думаю, что составляя различные закономерности вы сможете победить ещё не одного математического дракона.
– Но темница по-прежнему на замке, чтобы он открылся ответьте на следующие вопросы:
– Что означает слово “геометрия”? (землемерие). Прибор, позволяющий легко и быстро измерить любой угол? (транспортир). Единица измерения углов? (градус).Чем являются стороны угла? (лучами)
(Постепенно при ответах, стены темницы рушатся и появляются геометрические фигуры).– Ура! Жители страны на свободе. Но как же им расселиться?
7. Практическая работа с элементами проектной деятельности.
Работа идёт по группам (4 чел).
( учащиеся получают пособие к игре “Найди свой дом” и расселяют всех “жителей” (геометрические фигуры) в нужные районы и составляют карту города "ГЕОМЕТРИИ").
(Дополнительное задание – измерить величину угла на своих рисунках).