Малые Пифийские игры как форма творческого взаимодействия детей и родителей

Разделы: Музыка, Внеклассная работа, Работа с родителями


В течение ряда лет в нашем учебном заведении велась разработка системы работы с родителями по активному привлечению их к образовательно-развивающей деятельности. Родители-партнеры, родители-союзники, заинтересованные в развитии личности ребенка, такую задачу ставили мы, разрабатывая эту систему. Опыт прошлых лет показал, что именно во взаимодействии с родителями повышается общая заинтересованность учащихся в художественном образовании, совместное творчество приносит радость. Взаимопонимание учащихся, родителей и преподавателей в целом положительно сказывается на качестве учебного процесса. Главное условие: принимать активное участие должны все – родители, ученики, преподаватели.

За годы работы традиционными стали конференции, встречи-концерты, встречи-визитки, лекторий для родителей, конкурс “Самый, самый”. Появились новые формы работы: конкурс семейных ансамблей, сдача академических зачетов в форме конкурса “Беглые пальцы” или выступления с концертной программой “Мой первый концерт”, где наряду с преподавателями, творчество учащихся оценивают их родители.

Одна из форм работы по совместному творчеству детей и родителей – Малые Пифийские игры. Прообразом их стали Пифийские игры Древней Греции – музыкальные и спортивные состязания, посвященные покровителю искусств Аполлону. Игры проводятся с учащимися 1-4 классов в несколько этапов и охватывают различные области творчества. Учащимся и родителям на каждом этапе игр предлагаются домашние задания, затем подводятся итоги каждого этапа. В финале игр проводится заключительное мероприятие, оформляется выставка работ, подготовленных в ходе выполнения домашних заданий, награждаются победители.

Как правило, игры проводятся в четыре этапа, причем области творчества могут быть различны и меняются год от года. На выполнение домашнего задания дается одна неделя.

Этап “Музыка и художественное творчество”

Родители и учащиеся в качестве домашнего задания должны были посетить концерт или прослушать музыкальные записи, а затем обсудить наиболее понравившиеся произведения. Как вариант, музыкальные произведения, которые ребенок изучает на уроках специальности или музыкальной литературы.

Задание для выполнения:

Модест Петрович Мусоргский, написал свои знаменитые “Картинки с выставки”, вдохновленный работами художника Виктора Гартмана.

Мы предлагаем вам, уважаемые участники, вспомнить несколько музыкальных произведений, из которых бы, по вашему мнению, можно было составить свою выставку. Попробуйте нарисовать то, что вы слышите в этих произведениях.

Теплякова Анастасия, 1 класс (7 лет)

Е. Поплянова. Камышинка-дудочка

Л. Иванова. Улыбка кота

Рисунок 1

Рисунок 2

Семья Глуховых

М. Мусоргский. Баба-Яга

Рисунок 3

Этап “Музыкальный эрудит” викторина для детей и родителей

Задание для выполнения:

Ответить на вопросы викторины. Самые красочные и полные ответы поощряются дополнительными баллами.

Вопросы викторины (с примерами ответов)

1. Перечислите оперы и балеты, написанные на сюжеты сказок, назовите имена композиторов.

  • П.И. Чайковский, балеты “Щелкунчик”, “Спящая красавица”, “Лебединое озеро”, оперы “Ундина”, “Черевички”
  • А.С. Даргомыжский, опера “Русалочка”
  • С.С. Прокофьев, балет “Золушка”, опера “Любовь к трем апельсинам”, музыкальная сказка “Петя и волк”
  • Н.А. Римский-Корсаков, оперы “Снегурочка”, “Ночь перед Рождеством”, “Садко”, “Сказка о царе Салтане”, “Кащей Бессмертный”, “Золотой петушок”
  • М.И. Глинка, опера “Руслан и Людмила”
  • Р.К. Щедрин, балет “Конек-Горбунок”
  • Б. Павловский, балет “Белоснежка и семь гномов”

2. В этом стихотворении спрятались ноты:

Ежедневно, ежечасно,
Каждый МИг существования
Слышу музыки пРЕкрасной
Я знакомое звучание.
Вслушайся, она повсюду.
Слышишь, словно чьи-то руки
Из теченья наших судеб
Плавно извлекают звуки.
И глубокое молчание
В ритм ДОждя, что бьет по крыше,
Это музыки звучание.
Вслушайся и ты услышишь…

Сочини свое или найди отрывок, где спряталось как можно больше нот.

Иванов Кирилл, 1 класс (7 лет)

Размышления Иванова Кирилла по дороге из музыкальной школы домой

Кирилл, Дорогою домой,
Долго думал надо собой.
Как Решиться мне сегодня
По Сольфеджио попеть.
Очень важно мне к уроку
Номер выучить успеть!
Конечно мне Милее с Вовкой
На приставке поиграть,
Побить Рекорд в смертельных гонках,
Иль в “бродилках” постРелять.
А лучше было б поСидеть
И с Вовой мультик посмотРеть.
Но чем больше увлекался,
Тем Сильнее убеждался,
Что Сольфеджио из “мухи”
ПРевращается в “слона”.
И тут, он вот что, братцы понял:
Я лучше выучу сейчас номер
Зато потом с какой свободой,
С каким блаженством и восторгом
Я буду вместе с братом Вовой
Как захочу – так и играть!

3. Тромбон, труба, валторна, туба, саксофон. Какой из инструментов в этом ряду лишний? Объясните почему.

Лишний саксофон, потому что он относится к деревянным духовым инструментам.

4. Вы когда-нибудь видели танец снежинок, знаете ли вы, как танцуют цветы? А может быть вы, когда то танцевали с феей из сказочной страны? Вспомните название балета и фамилию композитора, перечислите волшебные танцы.

Это балет русского композитора Петра Ильича Чайковского “Щелкунчик”. Волшебные танцы – Испанский танец (Шоколад), Восточный танец (Кофе), Китайский танец (Чай), Вальс Цветов, Танец Феи Драже.

5. В честь какого греческого бога назван духовой музыкальный инструмент?

Флейта Пана названа в честь греческого бога Пана, покровителя пастухов, плодородия и дикой природы.

6. Вспомните, какие ещё музыкальные инструменты посвящены греческим богам.

Кифара (Лира), посвящена богу Аполлону, флейта – Дионису.

7. Знаете ли вы, как называется самый низкий и самый высокий певческий голос? Можете ли вы назвать имена исполнителей?

Низкий мужской голос – бас-профундо. В хорах встречается бас-октавист, певец умеющий исполнить партию на октаву ниже. Часто до фа контроктавы (Владимир Милер).

Самый высокий мужской оперный голос – контратенор (Евгений Журавкин, Николай Гладских, Альфред Деллер).

Самый высокий женский оперный голос – колоратурное сопрано (Диана Дамрау).

8. “Говорящие” фамилии. Каменщиков – и перед глазами образ строителя с мастерком в руке, Рыбак, Плюшкин… Давайте вспомним “говорящие” фамилии композиторов.

Иванов Кирилл, 1 класс (7 лет)

Шуточные стихи Иванова Кирилла, про “говорящие” фамилии

Чайковский, Бизе и Сметана –
Любили позавтракать вкусно.
Глинка, Гладков – лепили из глины,
А Мусоргский не любил мусор.
Шуман – шумел, Плетнев – заплетался,
Бах постоянно что-то ронял,
Но все они вместе:
И не лысый Лысенко,
И даже бородатый Бородин –
Сочиняли прекрасно
Все как один!

Этап “Музыкальный”

Подготовка и выступление учащихся на академическом зачете в форме конкурса. В состав жюри входят родители.

Этап “Спортивный”

Проводится в финале Пифийских игр и включает веселые спортивные состязания с участием детей и родителей. Интересны соревнования с участием команды “Родители” и команды “Дети”.