Цели и задачи урока:
1. Сформировать представление о структуре и географии транспорта мира.
2. Определить основные направления изменения транспорта в эпоху НТР.
3. Закрепить умение и навыки работы с картами и контурными картами.
Тип урока: Урок-презентация.
Оборудование: политическая карта мира, видеофрагмент Кемеровский аэропорт, атласы, тест, проектор, ноутбук.
Оформление доски: тема урока, цели и задачи, план урока, политическая, карты мира.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала:
– значение транспорта
– показатели работы транспорта
– виды транспорта.
– влияние НТР на транспорт.
– характеристика основных видов транспорта, их
презентация.
3. Закрепление изученного материала: работа с контурной картой, с тестом “География транспорт мира”.
4. Итоги урока.
5. Домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие. Проверка отсутствующих. Знакомство с целями и задачами урока, которые проецируются на экран (слайд 1,2).
2.Изучение нового материала
Учитель:
Транспорт – одна из важнейших отраслей экономики любой страны, кровеносная система в сложном организме мирового хозяйства (слайд 3).
Вопрос: Почему транспорт называют “кровеносной системой” страны? (слайд 4) (Обеспечивает перевозки грузов и пассажиров, связующее звено между потребителем и производителем, влияет на размещение отраслей промышленности, является основой географического разделения труда).
Учитель:
Уровень и характер развития транспорта отдельных государств зависит от множества факторов (слайд 5):
– уровня развития экономики:
– размеров и заселенности территории;
– степени участия страны в мировом хозяйстве и международном разделении труда.
Чаще других при характеристике работы транспортной системы используются такие показатели как: грузооборот, пассажирооборт, фрахт, каботаж.
Вопрос: Вспомните определения этих терминов (термины показаны на экране) (слайд 6)
Грузооборот – основной показатель работы транспорта. Произведение перевезенного количества груза (т) и расстояния перевозки (км).
Каботаж – судоходство между портами одной страны.
Фрахт – плата за перевозку грузов или пассажиров различными видами транспорта, главным образом морским.
Вопрос: Какие виды транспорта вы знаете?
Задание № 1: Начертить в тетради структуру транспорта, использую текст параграфа 28 (слайд 7,8)
Структура транспорта
Транспорт
Сухопутный |
Водный |
Воздушный |
Железнодорожный |
Морской |
|
Автомобильный |
Речной |
Трубопроводный
Учитель говорит о влиянии НТР на транспорт (ребята записывают в тетрадь) (слайд 9)
- увеличение грузоподъемности;
- увеличение пропускной способности;
- появление новых видов транспорта;
- увеличение вместимости;
- увеличение скорости.
Характеристика основных видов транспорта и их презентация (Опережающее задание обучающимся)
- Водный транспорт
- Железнодорожный транспорт
- Автомобильный транспорт
- Трубопроводный транспорт
- Воздушный транспорт
Учитель предлагает ребятам снять напряжение – интеллектуальная пауза (вопросы на экране) (слайд 10)
Какие цветные моря вы знаете?
(Черное, Белое, Красное, Желтое, Саргассово(зеленое);
Какое самое большое море?
Показ фрагмента фильма Кемеровский аэропорт
3. Закрепление изученного материала
Задание № 3: На контурной карте отметить 5 крупнейших портов мира и 5 крупнейших аэропортов мира.
Задание №4: Выполнение теста.
Тест по теме “География транспорта мира”
1.Какой из перечисленных портов не является крупнейшим в мире:
А) Роттердам, Б) Сингапур,
В) Сидней, Г) Марсель,
Д) Гамбург, Е) Нью-Орлеан.
2.Самый крупный аэропорт мира О Хэйр расположен в:
А) Атланте, Б) Лос-Анджелесе,
В) Нью-Йорке, Г) Далласе,
Д) Майами, Е) Чикаго.
3.Максимальную протяженность железных дорог имеет:
А) США, Б) Германия,
В) Китай, Г) Россия.
4.Установите соответствие между морским портом и страной, в которой он находится:
Порт 1) Роттердам, |
Страна: А) Бельгия, |
5.Установите соответствие между видами транспорта и их долями (в %) в мировом грузообороте:
Вид транспорта | Доля в мировом грузообороте | |
1) железнодорожный | А) 16 | |
2) морской | Б) 11 | |
3) трубопроводный | В) 8 | |
4) автомобильный | Г) 62 |
6.В какой стране полностью отсутствуют железные дороги и нет морских портов?
А) Таджикистан | Б) Сенегал |
В) Аргентина | Г) Кения |
Д) Ирак | Е) Непал |
7.Наибольшей длины трубопроводы мира проложены:
А) в Западной Европе, России, США;
Б) в Канаде, Западной Европе, России;
В) в России, США, Канаде.
4. Подведение итога урока
5.Домашнее задание
Параграф 28, подготовить интеллектуальную паузу по развитию хозяйства в Кузбассе промышленном сердце России.
Литература:
- Гладкий Ю.Н. Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира – М., Просвещение, 2008.
- Родионова И.А. Бунакова Т.М. Экономическая география, М., “Московский лицей”, 2000.
- Соловьев Л.И. География Кемеровской области.