Урок ИЗО "Мои лесные друзья", 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели и задачи: развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности; формировать поэтическое видение мира; учить рисовать по представлению.

Оборудование: акварель, гуашь, кисти, карандаши, иллюстрации с изображением диких животных; плакат-указатель “Лесные домики”; фонограмма записи пения птиц леса.

Ход урока

1. Организационный момент.

1. Приветствие:

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок!
Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели.
Мы сегодня опять
Учиться будем рисовать!

2.Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Сообщение темы урока.

– Тема сегодняшнего урока записана на доске. Давайте прочитаем ее вместе:

“Мои лесные друзья”.

3. Введение в тему урока.

1. Вступительная беседа.

– Сегодня мы с вами отправимся на прогулку. Но гулять мы будем не совсем обычным способом. Дело в том, что вам не придется даже вставать со своих мест.

– А куда мы с вами пойдем, догадайтесь сами.

(Я включаю аудиокассету с записью голосов птиц, она может тихим фоном звучать весь урок).

– Кто из вас отгадал, где мы с вами очутились?

Д. – В лесу!

– Для того, чтобы отправиться в путешествие по лесу, нужно совсем немного, сядьте поудобнее, настройтесь, а я прочту волшебные слова:

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовой?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Все открой, не утаи –
Ты же видишь: мы свои!

– Ребята, а на лесной тропинке можно увидеть много сюрпризов.

– Вот и нас ожидает один сюрприз:

(Я на доске открываю указатель с надписью)

Л Е С Н Ы Е    Д О М И К И

– Ребята, кто из вас научился читать, прочитайте надпись на указателе.

Д. – Дети читают: “Лесные домики”.

– Как вы думаете, а кто может жить в лесных домиках?

Д. – Птицы, животные, насекомые и т.д.

– Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете, чьи домики могут встретиться на лесной тропинке.

– Ну что ж, начнем!

– Смотрите, ребята! Вот какая– то записка. Давайте ее прочтем:

“Если хотите побывать в гостях у лесных жителей, то отгадайте эти загадки!”

2. Разгадывание загадок.

Я загадываю загадки о животных, вывешиваю на доску иллюстрации диких животных, прошу первоклассников рассказать, кто изображен на ней, где живет, чем питается, с кем дружит, после того, как отгадают загадку.

– Ну что, пойдем в гости к лесным жителям? Посмотрим, как они живут? Тогда слушайте!

Дети отгадывают загадки о животных, рассматривают иллюстрации.

Где живет он? В самой чаще,
Самой-самой настоящей.
Там гуляет, там и спит,
Там детей своих растит.
Любит груши, любит мед,
Сладкоежкою слывет.
А еще могу сказать,
Очень любит он поспать.
Ляжет осенью, а встанет,
Лишь когда весна настанет.
(Дети хором) – Медведь!

– Ребята, а как называется дом у медведя?

– Верно, берлога. Она из веток, из стволов упавших деревьев.

Летом шубку серую,
А зимою – белую
Носит попрыгайчик
Боязливый?…
(Дети хором) – Зайчик!

– А какой домик у зайчика? Вот если, пошел дождик, куда зайчику спрятаться?

А на зайца под кустом
Струйки так и льются.
Обмахнуться бы хвостом,
Только хвост – то куцый.

– Итак, куда дальше мы идем погостить?

С ветки на ветку быстрый как мяч
Скачет по лесу ловкий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в лес ускакал.

Дети: – Это белка, она живет в дупле, где у нее на зиму хранятся запасы шишек и грибов.

Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе под елкой,
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не ходят звери,
Ты, смотри, меня не трожь –
Я колючий серый … (ёж)

– Ёжик живет в норке. На зиму он ложится в спячку, а в норке зимние запасы – все в кладовочке, по своим полочкам.

Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее … (лиса)

Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить, знайте, это – … (лось)

(На доске я вывешиваю иллюстрации диких животных)

– Вот какие вы молодцы! Все загадки разгадали. А теперь – отдохнем!

4. Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка рано встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку:
Один, два, три, четыре, пять –
Хомка сильным хочет стать.

5. Беседа о дружбе.

– Ну, ребята, мы хорошо прогулялись.

– Мы с вами заглянули в гости то к одному, то к другому лесному жителю. Побывали в медвежьей берлоге, у зайчика под кустиком, в норке у лисицы, забрались на высокую ель и подглядывали за тем, что делает в своем дупле белочка, приоткрыли дверь норки ёжика.

– Вдруг, на доске появляются одно за другим изображения экзотических животных – слона, крокодила, белого медведя, жирафа; домашних животных – кошки, собаки, поросенка, бычка.

Дети сразу подметили, что изображения этих животных надо убрать, т.к. тема нашего урока звучит “Мои лесные друзья”. Поэтому на уроке речь идет о лесных обитателях.

– Ребята, а кто такой друг?

Дети: – С другом мы играем, к другу мы ходим в гости, вместе веселимся, радуемся.

– А если другу плохо, грустно, он вдруг плачет, как вы себя ведете?

Дети: – Я его развеселю.

– Если он не знает, как решить пример, я ему подскажу…

– А если кто-то обижает вашего друга?

Дети: – Я буду его защищать.

– А если он заболел и не ходит в школу?

Дети: – Я пойду его проведаю и принесу ему гостинец.

– Получается, что друзья – это не только те, с кем мы вместе веселимся и играем, но прежде всего друзья помогают друг другу, заботятся, приходят на помощь в трудную минуту.

– Ребята, можно сказать, что люди и звери – друзья?

(Дети приводят примеры того, как люди помогают животным, защищают леса от пожаров.)

– Зимой, когда на улице холодно, злобно завывает вьюга, птичкам и зверюшкам нужна ваша помощь. Важно очень бережно относиться к лесу и его обитателям. Не разжигать костры, не сорить, не разорять птичьи гнезда, не губить без надобности растения и т.д.

– А как вы, ребята, можете помочь своим лесным друзьям?

Дети: – Я делал с папой скворечник весной.

– Я сыпал в кормушку зимой корм.

– Мы с друзьями в лесу тушили костер, – раздаются ребячьи голоса.

6. Творческая практическая деятельность учащихся.

1. Эмоциональный настрой.

– Вот и сегодня вам предстоит изобразить своих самых любимых лесных зверей

Учащиеся уже чувствуют свою причастность к очень важному и хорошему делу и готовы приступить к работе над рисунком. Кто-то видит муравьишку, несущего соломинку, ежика, принюхивающегося к созревшему грибочку, проворную белочку с кистью созревшей рябины возле своего дупла, дятла, тщательно очищающего могучую сосну от вредителей. Заяц, птички или волк могут стать героями детского творчества.

2. В ходе индивидуальной практической работы с малышами, я обращаю внимание детей

– на расположение рисунка на листе бумаги,

– формирование понятий “близко – далеко”,

– от общего к частному,

– на смешивание красок при раскрашивании.

7. Подведение итогов.

1. Игра “Загадки-шутки”

Снять усталость детей, внести нотку оживления помогут стихи – шутки:

Неуклюжий, косолапый
Он в берлоге лижет лапу.
Знаем, нас не проведешь –
Этот зверь, конечно,… (Медведь)

Вот забавный недотрога,
Он иголок носит много.
Этот маленький зверек
Называется … (Ежик)

У бедняжки нет берлоги.
От врагов спасают ноги.
Он привык к зиме белеть.
Догадались? Он … (Зайка)

Я зимой в пушистой шубе,
Ем грибы на старом дубе.
Мне на месте не сидится,
Потому что я – … (Белка)

Эта рыжая плутовка
Кур ворует ловко-ловко.
Ей не скажешь: “Ну-ка, брысь!”
Этот зверь, конечно,… (Лиса)

2. Экспресс – выставка. Дети с удовольствием вывешивают свои работы “на выставку” и рассказывают творческий замысел своей работы.

3. Выбор лучших рисунков.

4. Уборка рабочего места.