Цель урока: научить решать задачи на нахождение среднего арифметического.
Задачи: познакомить учащихся с понятием “среднее арифметическое”;
формировать вычислительные навыки;
уметь применять знание среднего арифметического в жизненных ситуациях;
развивать словесно – логическую память.
Ход урока
I. Организационный момент.
Закрыли глаза, подумали о предстоящей работе и приступаем к уроку.
II. Актуализация знаний.
Посчитаем устно. Японская головоломка “Сан-го-ку”. Расставить шарики с цифрами на пустые места. Помните – сумма цифр в горизонтальных рядах и вертикальных столбцах должна соответствовать числам, стоящим внизу и справа.
Реши кроссворд
- К 10 прибавь 14.
- Я задумала число, уменьшила его на 30 и получила 14. Какое число я задумала?
- Найди сумму чисел 18 и 30.
- Первое число 60, второе на 21 больше. Чему равно второе число.
- Уменьши 29 на 10.
- Первое слагаемое 77, второе слагаемое 20. Найди сумму.
- Сложи 40 и 34.
- Вычитаемое 29, разность 20. Чему равно уменьшаемое?
- Из какого числа надо вычесть 45, чтобы получить 50?
- 26 плюс 30.
- Увеличь 30 на 37.
III. Постановка проблемы.
Задача.
Саша, Миша и Сережа были в походе. Подойдя к лесу, они решили сделать привал. У Сережи было 2 пирожка, у Миши – 6 пирожков, у Саши – 4 пирожка. Все пирожки мальчики разделили поровну и съели. Сколько пирожков съел каждый?
Ответ: по 4 пирожка.
- Как узнали: сложили все пирожки и разделили на 3. Молодцы, правильно решили задачу.
Мы с вами подошли к теме нашего урока: “Среднее арифметическое”. Что это за понятие?
В нашей местной газете можно прочитать: “…Среднемесячная температуру ноября на два градуса выше средней многолетней…”.
Раз в квартал газета публикует величину прожиточного минимума: “…средний прожиточный минимум за III квартал составил в расчете на душу населения 3808 р., для трудоспособного населения-4127р., пенсионеров-3040р., детей-3589р.”.
– Как же находят это понятие “среднее?”
1). Сложили всю температуру ноября и разделили на количество дней-30.
2). Складывают весь доход населения и делят на количество проживающих на нашей территории.
Чтобы понять лучше, решим задачу. У вас у каждого листики с задачами.
Прочитаем 1 задачу:
Средняя дневная температура воздуха в каждый из дней первой недели декабря была такой: 8°,6°,7°,6°,7°,8°,7°. Вычислите среднюю недельную температуру воздуха.
Решаем задачу вместе со мной:
- Сложим температуру декабря: 8°+6°+7°+6°+7°+8°+7°=49°
- В недели 7 дней, разделим общую температуру на эти дни: 49°:7°=7° – средняя температура недели декабря.
– Какой вывод сделаем: Средним арифметическим нескольких чисел называется частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых. Т.е.
Среднее арифметическое = сумма чисел________
количество слагаемых
IV. Первичное закрепление.
Посмотрим на правило нахождения среднего арифметического:
У вас было домашнее задание: записать данные вашей семьи, кто, сколько получает. Эти данные перед вами, и вы сейчас сами рассчитаете средний доход вашей семьи.
Я буду работать у доски с Катей К., помогу ей, а вы, глядя на доску, работать со своими данными в тетради.
Записываем данные. Семья состоит из 4 человек:
Мама –2500р.
Катя-4200р.+150р
Аня-150р.
Полина-400р.+150р.
Решение:
1) 4200р+150р+150р+400р+150+2500р=7550р.– доход семьи за
месяц.
2) кол-во членов семьи (слагаемые) – 4 человека.
3) 7550р.:4=1887,5р. – среднемесячный доход члена семьи.
– А теперь вернемся к нашей газете, где сказано, что средний прожиточный минимум на душу населения составил 3808 р. В семье Кати этот доход ниже нормы, ее семья является малообеспеченной, ей положены субсидии, а у вас? Учащиеся называют свои ответы.
V. Физкультминутка.
Упражнения для рук и глаз.
Прочертим глазами восьмерку, найдем правый верхний угол. Теперь – левый нижний угол. Закрыли глаза, открыли. Поднимем вверх руки и потрясем кистями.
VI. Работа по теме урока.
– Перед вами карточка с задачами на нахождение среднего арифметического.
Решаем задачи по карточке. Один у доски, все в тетради.
Первый стрелок школьной команды выбил 95 очков из 100 возможных, второй -93 очка, третий – 91 очко. Сколько очков в среднем выбил стрелок?
- 95+93+91=279очков
- 279:3=93очка в среднем выбивал стрелок.
Рабочий изготовил 4 одинаковые детали. На изготовление первой детали он затратил 53мин, второй-48мин, третьей – 52мин, а четвертой – 43мин. Найдите среднее время изготовления одной детали.
- 53мин+48мин+43мин+52мин=196мин
- 196мин:4=49мин – среднее время изготовления 1 детали.
– А теперь еще раз повторим правило нахождения среднего арифметического.
– Сейчас будете решать тесты на нахождение среднего арифметического.
VII. Самостоятельная работа.
1
2
3
4
|
Найти среднее арифметическое чисел 740 и 880: 1) 800 2) 810 3) 820 Ученик имеет по математике оценки: 5; 4; 4; 3. Найти средний балл ученика. 1) 4,2 2) 4 3) 4,3 Найти среднее арифметическое чисел: 2т400кг, 1т200кг, 3т300кг. 1) 2т600кг 2) 2т100кг 3) 2т300кг Найти среднее арифметическое: 0,72; 12,48; 5,26 и 8,14. 1) 6,65 2) 7,15 3) 6,85 |
||||
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Номер ответа |
– Правильные ответы записываем в соответствующие клетки и сдаем на проверку.
VIII. Домашнее задание
: с133№388(2).IX. Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
– Надо ли нам знать среднее арифметическое? Для чего?
– Как вы оцениваете работу своих одноклассников?
Выставление оценок за работу.