Урок математики в 8-м классе на тему "Среднее арифметическое"

Разделы: Математика


Цель урока: научить решать задачи на нахождение среднего арифметического.

Задачи: познакомить учащихся с понятием “среднее арифметическое”;

формировать вычислительные навыки;

уметь применять знание среднего арифметического в жизненных ситуациях;

развивать словесно – логическую память.

Ход урока

I. Организационный момент.

Закрыли глаза, подумали о предстоящей работе и приступаем к уроку.

II. Актуализация знаний.

Посчитаем устно. Японская головоломка “Сан-го-ку”. Расставить шарики с цифрами на пустые места. Помните – сумма цифр в горизонтальных рядах и вертикальных столбцах должна соответствовать числам, стоящим внизу и справа.

Реши кроссворд

  1. К 10 прибавь 14.
  2. Я задумала число, уменьшила его на 30 и получила 14. Какое число я задумала?
  3. Найди сумму чисел 18 и 30.
  4. Первое число 60, второе на 21 больше. Чему равно второе число.
  5. Уменьши 29 на 10.
  6. Первое слагаемое 77, второе слагаемое 20. Найди сумму.
  7. Сложи 40 и 34.
  8. Вычитаемое 29, разность 20. Чему равно уменьшаемое?
  9. Из какого числа надо вычесть 45, чтобы получить 50?
  10. 26 плюс 30.
  11. Увеличь 30 на 37.

III. Постановка проблемы.

Задача.

Саша, Миша и Сережа были в походе. Подойдя к лесу, они решили сделать привал. У Сережи было 2 пирожка, у Миши – 6 пирожков, у Саши – 4 пирожка. Все пирожки мальчики разделили поровну и съели. Сколько пирожков съел каждый?

Ответ: по 4 пирожка.

- Как узнали: сложили все пирожки и разделили на 3. Молодцы, правильно решили задачу.

Мы с вами подошли к теме нашего урока: “Среднее арифметическое”. Что это за понятие?

В нашей местной газете можно прочитать: “…Среднемесячная температуру ноября на два градуса выше средней многолетней…”.

Раз в квартал газета публикует величину прожиточного минимума: “…средний прожиточный минимум за III квартал составил в расчете на душу населения 3808 р., для трудоспособного населения-4127р., пенсионеров-3040р., детей-3589р.”.

– Как же находят это понятие “среднее?”

1). Сложили всю температуру ноября и разделили на количество дней-30.

2). Складывают весь доход населения и делят на количество проживающих на нашей территории.

Чтобы понять лучше, решим задачу. У вас у каждого листики с задачами.

Прочитаем 1 задачу:

Средняя дневная температура воздуха в каждый из дней первой недели декабря была такой: 8°,6°,7°,6°,7°,8°,7°. Вычислите среднюю недельную температуру воздуха.

Решаем задачу вместе со мной:

  1. Сложим температуру декабря: 8°+6°+7°+6°+7°+8°+7°=49°
  2. В недели 7 дней, разделим общую температуру на эти дни: 49°:7°=7° – средняя температура недели декабря.

– Какой вывод сделаем: Средним арифметическим нескольких чисел называется частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых. Т.е.

Среднее арифметическое = сумма чисел________

количество слагаемых

IV. Первичное закрепление.

Посмотрим на правило нахождения среднего арифметического:

У вас было домашнее задание: записать данные вашей семьи, кто, сколько получает. Эти данные перед вами, и вы сейчас сами рассчитаете средний доход вашей семьи.

Я буду работать у доски с Катей К., помогу ей, а вы, глядя на доску, работать со своими данными в тетради.

Записываем данные. Семья состоит из 4 человек:

Мама –2500р.
Катя-4200р.+150р
Аня-150р.
Полина-400р.+150р.

Решение:

1) 4200р+150р+150р+400р+150+2500р=7550р.– доход семьи за месяц.
2) кол-во членов семьи (слагаемые) – 4 человека.
3) 7550р.:4=1887,5р. – среднемесячный доход члена семьи.

– А теперь вернемся к нашей газете, где сказано, что средний прожиточный минимум на душу населения составил 3808 р. В семье Кати этот доход ниже нормы, ее семья является малообеспеченной, ей положены субсидии, а у вас? Учащиеся называют свои ответы.

V. Физкультминутка.

Упражнения для рук и глаз.

Прочертим глазами восьмерку, найдем правый верхний угол. Теперь – левый нижний угол. Закрыли глаза, открыли. Поднимем вверх руки и потрясем кистями.

VI. Работа по теме урока.

– Перед вами карточка с задачами на нахождение среднего арифметического.

Решаем задачи по карточке. Один у доски, все в тетради.

Первый стрелок школьной команды выбил 95 очков из 100 возможных, второй -93 очка, третий – 91 очко. Сколько очков в среднем выбил стрелок?

  1. 95+93+91=279очков
  2. 279:3=93очка в среднем выбивал стрелок.

Рабочий изготовил 4 одинаковые детали. На изготовление первой детали он затратил 53мин, второй-48мин, третьей – 52мин, а четвертой – 43мин. Найдите среднее время изготовления одной детали.

  1. 53мин+48мин+43мин+52мин=196мин
  2. 196мин:4=49мин – среднее время изготовления 1 детали.

– А теперь еще раз повторим правило нахождения среднего арифметического.

– Сейчас будете решать тесты на нахождение среднего арифметического.

VII. Самостоятельная работа.

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

 

Найти среднее арифметическое чисел

740 и 880:

1) 800 2) 810 3) 820

Ученик имеет по математике оценки:

5; 4; 4; 3. Найти средний балл ученика.

1) 4,2 2) 4 3) 4,3

Найти среднее арифметическое чисел:

2т400кг, 1т200кг, 3т300кг.

1) 2т600кг 2) 2т100кг 3) 2т300кг

Найти среднее арифметическое:

0,72; 12,48; 5,26 и 8,14.

1) 6,65 2) 7,15 3) 6,85

Номер задания 1 2 3 4
Номер ответа        

– Правильные ответы записываем в соответствующие клетки и сдаем на проверку.

VIII. Домашнее задание: с133№388(2).

IX. Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке?

– Надо ли нам знать среднее арифметическое? Для чего?

– Как вы оцениваете работу своих одноклассников?

Выставление оценок за работу.