Обобщающий урок по теме "Реки"

Разделы: География


Цели: повторить и закрепить знания по теме;

Образовательные: продолжить формирование навыков работы с картой: формировать знания об основных источниках загрязнения вод;

Воспитательные: воспитывать чувства прекрасного, любовь к природе, желание охранять результаты труда;

Развивающие: развивать память, логическое мышление, творческие способности. Продолжить формирование у учащихся частично-поисковой познавательной деятельности.

Друзья мои! Я очень рада, войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда, вниманье ваших умных глаз.
Я знаю в классе каждый гений, но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений, и вместе проведем урок.
Мы соавторы и судья, оценкой вас не накажу
За странный слог не обессудьте, а дальше прозой я скажу

Я рада приветствовать на нашем уроке гостей и сияющие доброжелательные ваши лица.

Эпиграфом к уроку являются слова:

"Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами::: Ты самое большое богатство на свете:::" Антуан де Сент-Экзюпери.

Жизнь на Земле зародилась именно в воде. Без воды нет жизни. Все организмы на 60% состоят из воды. А разве вода это только бесцветная жидкость, что налита в стакан? Тучи, туман, облака это тоже вода. Вы не раз наблюдали как прекрасны золотые перерывы солнечного заката или нежные краски восхода солнца. Эта необыкновенная симфония цвета обязана рассеиванию и поглощению солнечного спектра водяными парами в атмосфере. Это великий художник-вода. Она всюду.

Вы слыхали о воде Мы её не замечаем
Говорят она везде! Мы привыкли, что вода-
В луже, в море, в океане Наша спутница всегда!
И в водопроводном кране. Без меня вам не умыться,
Как сосулька замерзает. Не наесться, на напиться!
В лес туманом заползает, Смею вам я доложить:
Лентой серебристой вьется. Вы меня в пруду найдете
Средь высоких, стройных елей, И в сыром лесном болоте,
Рушится потоком селей, Путешествует всегда
На плите у вас кипит, Наша спутница-вода!
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае.

Человек не может прожить без воды более 8 дней. Вода - чудесный дар природы. Но человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет лишь 2% гидросферы. Это внутренние воды. А какие внутренние воды мы изучали на уроках? Прослушайте загадки. О каких внутренних водах говорится в загадках? "Течет, течёт- не вытечет, бежит, бежит- не выбежит" или "Не конь, а бежит, не лес, а шумит". ( Река).

Итак, сегодня на уроке мы будем повторять и закреплять знания по теме "Реки". I . Географический диктант.

Место, где река впадает в другую реку, озеро или море.

Граница, разделяющая соседние речные бассейны.

Главная река со всеми притоками.

Начало реки.

Водный поток, текущий в выработанном им углублении.

Ежегодный продолжительный подъем уровня воды в реке.

Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.

Выходы трудноразмываемых твердых пород.

Ответы: устье, водораздел, речная система, исток, река, половодье, бассейн, пороги.

II. На экране схема речной системы. Назвать элементы реки.

III. Заполните пропуски, указав типы питания реки.

В верхнем течении река Инд имеет::..питание.

У рек, протекающих в районе экватора, преобладает :.. питание.

Повышение уровня воды на волге в апреле, мае связано с ::::питанием.

Зимой у рек нашей страны преобладает :: питание.

В целом для рек умеренного пояса характерен :::тип питания.

IV. Географические загадки. Угадать реку и показать её на карте.

1. На дне реки в прохладной тьме скрываюсь я века.
Но вот ты "н" добавил мне - и я уже река. (Нил).

2. Я - сибирская река, широка и глубока.
Букву "е" на "у" смени - стану спутником Земли. (Лена).

3. Ты меня наверно знаешь, я сказки Пушкина герой.
Но если "л" на "н" ты поменяешь, то сразу стану я рекой. ( Елисей- Енисей).

4. Я укрываю самолёты, когда кончаются полёты,
Но ты поставь союз за мной - и стану бурной я рекой. (Ангара).

5. Первый слог мой - нота, буква - слог второй
Целое - широко разлилось рекой. (Дон).

6. Где водится хищная рыба пиранья?. (Амазонка).

7. Покажите цветные реки. (Белая - приток Камы, Хуанхэ- жёлтая, Янцзы - голубая, Оранжевая, Черная и Красная во Вьетнаме).

8. Индейцы, некогда жившие на её берегах, называли её "отцом вод".(Миссисипи).

9. Весной многоводной ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной переполнилась наша Земля.
(Н.А.Некрасов. Волга.)

V. Работа за компьютором. На карте обозначить реки России.

VI. Поэтическая страница.

Вода не только необходима человеку для самой жизни. В ней заключается еще и сила эстетического воздействия на человека. Поэтому вода во все века и для всех народов является источником вдохновения для поэтов. Особенно много стихов посвятили поэты рекам, на берегах которых им довелось побывать.

М.Ю.Лермонтов в 1839г. написал:

Терек воет, дик и злобен
Меж утесистых громад
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.

Ёще раньше о Тереке, в 1829г, о Тереке писал А.С.Пушкин:

Меж горных рек несется Терек,
Волнами точет дикий берег,
Клокочет вкруг огромных скал.

О великой русской реке Волге сложено немало песен и стихов.

О Волга!...Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда ещё все в мире спит
И алый блеск ещё скользит
По темно- голубым волнам,
Я убегал к родной реке:.

писал Н.А.Некрасов в 1860г.

VII. Презентация о Волге.

Уч-ся предлагают основные направления по охране вод реки Волги.

Пусть на земле не умирают реки
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.

VIII. Тестирование.

Итоги урока.

Составить синквейн.

Урока время истекло,
Я вам ребята благодарна,
За то что встретили тепло
И поработали ударно.

Оценки уч-ся.