Цели:
- 1.Повторить строение атома и явление аллотропии на примере углерода;
- Рассмотреть строение, сравнение свойств и применение алмаза и графита;
- Дать понятие об аморфном углероде и адсорбции, их практическом применение;
- Разбирать химические свойства углерода, закреплять дальнейшие навыки написания уравнений химических реакций на примере свойств углерода;
- Продолжить формирование умения сотрудничества на уроке, работы в коллективе;
- Воспитывать любознательность, самостоятельность;
- Развивать познавательный интерес учащихся к предмету, умение выделять главное, сравнивать.
Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): мультимедийный проектор, экран, модели кристаллических решеток алмаза и графита, образцы изделий из графита (карандаши, электроды), сажи (чернила, резина), древесный уголь, пробирка с дырявым дном, штатив, вата, речной песок, стакан, колба, прибор для восстановления меди, противогаз, пипетка.
Реактивы: таблетки активированного угля, раствор чернил, порошок оксида меди двухвалентного, речной песок.
Дидактические материалы к учебному занятию:
- периодическая система, карточки для закрепления изученного материала «Характеристика углерода по его положению в ПСХЕ»;
- карточки с изображением противогаза, делительной воронки, бытового фильтра, пылесоса, активированного угля;
- карточки для проверки первичного усвоения материала урока «Вставь пропущенные слова»;
- презентация «Углерод».
Ход урока
Этап учебного занятия |
Время |
Цель |
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые цифровые образовательные ресурсы |
|
Знания |
Умения |
||||||
1. Орг.момент | 5 мин |
Положительный настрой на урок (сообщение темы, цели урока) |
|
Умение организовывать работу |
Словесный |
Фронтальная |
Презентация учителя |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||
Открываю слайды №1, 2, 3 |
Учащиеся записывают тему урока, зачитывают цели, знакомятся со структурой урока. |
||||||
Этап учебного занятия |
Время |
Цель |
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые цифровые образовательные ресурсы |
|
Знания |
Умения |
||||||
2. Объяснение нового материала |
35 мин |
Ознакомить со строением атома углерода, аллотропией, адсорбцией, применением этого явления, применением алмаза и графита. |
Строение углерода, Аллотропия, Адсорбция. |
Давать характеристику элемента по его положению в периодической системе |
Словесный, наглядный |
Фронтальная, работа с учебником |
Презентация, слайд № 4 |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||
Открываю слайд № 4 «Строение атома углерода». В контексте слайда у доски объясняю строение атома углерода, рассматриваем вместе с детьми возможные степени окисления, делаем предположения о химических свойствах углерода |
Учащиеся, по желанию, принимают участие в разборе строения атома углерода, так как общий план характеристики элементов им знаком по предыдущим темам. | ||||||
Далее прошу учащихся вспомнить «Что такое аллотропия?» После обсуждения открываю следующий слайд №5 и сообщаю ученикам, что у углерода тоже есть несколько аллотропных модификаций, наибольшее значение из которых имеют алмаз и графит. Затем открываю слайд №5 |
Учащиеся легко вспоминают, что существует такое явление, при котором атомы элемента имеют различное строение кристаллической решетки и это оказывает влияние на свойства той или иной модификации ( так как несколько уроков назад проходили фосфор, где встречалось такое явление). Ученики чертят у себя в тетради таблицу, изображенную на слайде № 5 и заполняют ее, читая текст учебника с.164- с.166 |
||||||
Открываю слайд №6, на котором пустая таблица «Аллотропные модификации углерода» и ученики работают с текстом учебника с.164-с.166 |
|||||||
После заполнения таблицы открываю слайд №7 для проверки правильности заполнения таблицы учениками. |
Совместно с учениками проверяем правильность заполнения таблицы в тетрадях, исправляем ошибки по необходимости |
||||||
Затем Физкультминутка | |||||||
После физкультминутки продолжаем разбирать алмаз и графит. Открываю слайд № 8 «Применение алмаза». Рассказываю о том, что из-за сильной лучепреломляемости ограненный алмаз нашел широкое применение в изготовлении ювелирных изделий и известен всем под названием бриллиант. Заранее, один из учеников получает задание- подготовить сообщение о происхождении слова «карат». |
Ученики слушают сообщение одноклассника: «В аравийской пустыне растет дерево Caratina silikva, от которого пошло название единицы измерения драгоценных камней. Косточки этого дерева всегда имеют одинаковый вес: в любой год и на любом дереве, равный 0,2 г. Поэтому ювелиры с древности применяют их в качестве гирек для своих весов.» Применение алмаза: (записывают в тетради)
|
||||||
Открываю слайд №9. |
Записывают в тетрадь области применения графита:
|
||||||
Переходим к изучению адсорбции. Демонстрационный опыт: В лабораторном штативе закрепляю большую пробирку с разбитым дном , в которую заранее укладываю слоями кусочек ваты, порошок растертого активированного угля и небольшой слой очищенного и высушенного речного песка. Под дно пробирки помещаю стакан. В воронку понемногу начинаю приливать раствор чернил. После прохождения через фильтр раствор становится прозрачным. Открываю слайд № 10 и рассказываю о том, что углерод является пористым по своей структуре, и поэтому обладает способностью к адсорбции – поглощению других веществ. |
Ученики записывают определение адсорбции в тетрадь и слушают объяснение учителя по слайдам. |
||||||
Рассказываю о широком практическом применение адсорбции в современной жизни и промышленности,открываю слайды № 11 и 12. |
Применение адсорбции: (записывают в тетрадь)
|
||||||
Открываю слайд №13 «Химические свойства углерода» |
Учащиеся переписывают уравнения реакций и сами прогнозируют взаимодействие углерода с металлами, водородом (окислитель), с неметаллами и фтором (восстановитель) и записывают в тетради уравнения до конца. |
||||||
Физкультминутка (упражнения для глаз) |
|||||||
Этап учебного занятия |
Время |
Цель |
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые цифровые образовательные ресурсы |
|
Знания |
Умения |
||||||
3. Закрепление нового материала |
15 мин |
Закрепить полученные первоначальные знания учащихся |
|
|
Словесный, наглядный |
Фронтальная, индивидуальнаяя |
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||
Закрепление изученного материала проходит в виде выполнения заданий учителя в несколько этапов: |
|||||||
1. Фронтальный опрос по материалу урока: - Где располагается углерод в ПСХЭ? |
Отвечают на вопросы учителя. |
||||||
2. Каждый получает карточку с таблицей «Характеристика элемента по его положению в периодической системе». |
Заполняют и сдают. |
||||||
3. Учащимся демонстрирую картинки с изображением: Задание: Укажите предметы, при использовании которых происходит адсорбция. |
Смотрят на картинки и говорят, что адсорбция происходит при использовании противогаза, воронки, фильтра, употреблении таблеток активированного угля. |
||||||
4. Раздаю карточки с текстом, где нужно вставить пропущенные слова, чтобы получилась последовательность: Например: А) _________ - ______________ - изготовление ювелирных украшений; |
Каждый работает по свое карточке, затем совместно проверяем. |
||||||
Подведение итогов урока (5 мин) Подводим уроки, выставляем оценки в тетрадь, ученики получают задание:
|