Открытый урок по химии с использованием ЦОР по теме "Углерод"

Разделы: Химия


Цели:

  1. 1.Повторить строение атома и явление аллотропии на примере углерода;
  2. Рассмотреть строение, сравнение свойств и применение алмаза и графита;
  3. Дать понятие об аморфном углероде и адсорбции, их практическом применение;
  4. Разбирать химические свойства углерода, закреплять дальнейшие навыки написания уравнений химических реакций на примере свойств углерода;
  5. Продолжить формирование умения сотрудничества на уроке, работы в коллективе;
  6. Воспитывать любознательность, самостоятельность;
  7. Развивать познавательный интерес учащихся к предмету, умение выделять главное, сравнивать.

Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): мультимедийный проектор, экран, модели кристаллических решеток алмаза и графита, образцы изделий из графита (карандаши, электроды), сажи (чернила, резина), древесный уголь, пробирка с дырявым дном, штатив, вата, речной песок, стакан, колба, прибор для восстановления меди, противогаз, пипетка.

Реактивы: таблетки активированного угля, раствор чернил, порошок оксида меди двухвалентного, речной песок.

Дидактические материалы к учебному занятию:

  • периодическая система, карточки для закрепления изученного материала «Характеристика углерода по его положению в ПСХЕ»;
  • карточки с изображением противогаза, делительной воронки, бытового фильтра, пылесоса, активированного угля;
  • карточки для проверки первичного усвоения материала урока «Вставь пропущенные слова»;
  • презентация «Углерод».

Ход урока

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

1. Орг.момент

5 мин

Положительный настрой на урок (сообщение темы, цели урока)

 

Умение организовывать работу

Словесный

Фронтальная

Презентация учителя

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Открываю слайды №1, 2, 3

Учащиеся записывают тему урока, зачитывают цели, знакомятся со структурой урока.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

2. Объяснение нового материала

35 мин

Ознакомить со строением атома углерода, аллотропией, адсорбцией, применением этого явления, применением алмаза и графита.

Строение углерода, Аллотропия, Адсорбция.

Давать характеристику элемента по его положению в периодической системе

Словесный, наглядный

Фронтальная, работа с учебником

Презентация, слайд № 4

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Открываю слайд № 4 «Строение атома углерода».

В контексте слайда у доски объясняю строение атома углерода, рассматриваем вместе с детьми возможные степени окисления, делаем предположения о химических свойствах углерода

Учащиеся, по желанию, принимают участие в разборе строения атома углерода, так как общий план характеристики элементов им знаком по предыдущим темам.

Далее прошу учащихся вспомнить «Что такое аллотропия?»

После обсуждения открываю следующий слайд №5 и сообщаю ученикам, что у углерода тоже есть несколько аллотропных модификаций, наибольшее значение из которых имеют алмаз и графит.

Затем открываю слайд №5

Учащиеся легко вспоминают, что существует такое явление, при котором атомы элемента имеют различное строение кристаллической решетки и это оказывает влияние на свойства той или иной модификации ( так как несколько уроков назад проходили фосфор, где встречалось такое явление).

Ученики чертят у себя в тетради таблицу, изображенную на слайде № 5 и заполняют ее, читая текст учебника с.164- с.166

Открываю слайд №6, на котором пустая таблица «Аллотропные модификации углерода» и ученики работают с текстом учебника с.164-с.166

 

После заполнения таблицы открываю слайд №7 для проверки правильности заполнения таблицы учениками.

Совместно с учениками проверяем правильность заполнения таблицы в тетрадях, исправляем ошибки по необходимости

Затем Физкультминутка  

После физкультминутки продолжаем разбирать алмаз и графит.

Открываю слайд № 8 «Применение алмаза». Рассказываю о том, что из-за сильной лучепреломляемости ограненный алмаз нашел широкое применение в изготовлении ювелирных изделий и известен всем под названием бриллиант.

Заранее, один из учеников получает задание- подготовить сообщение о происхождении слова «карат».

После сообщения рассказываю об областях применения алмаза под запись.

Ученики слушают сообщение одноклассника:

«В аравийской пустыне растет дерево Caratina silikva, от которого пошло название единицы измерения драгоценных камней. Косточки этого дерева всегда имеют одинаковый вес: в любой год и на любом дереве, равный 0,2 г. Поэтому ювелиры с древности применяют их в качестве гирек для своих весов.»

Применение алмаза: (записывают в тетради)

  1. Изготовление украшений
  2. Изготовление буров и стеклорезов.

Открываю слайд №9.

Записывают в тетрадь области применения графита:

  1. Изготовление электродов и токопроводящих элементов в атомных реакторах и реактивных двигателях.
  2. Изготовление грифелей.

Переходим к изучению адсорбции.

Демонстрационный опыт:

В лабораторном штативе закрепляю большую пробирку с разбитым дном , в которую заранее укладываю слоями кусочек ваты, порошок растертого активированного угля и небольшой слой очищенного и высушенного речного песка. Под дно пробирки помещаю стакан. В воронку понемногу начинаю приливать раствор чернил. После прохождения через фильтр раствор становится прозрачным.

Открываю слайд № 10 и рассказываю о том, что углерод является пористым по своей структуре, и поэтому обладает способностью к адсорбции – поглощению других веществ.

Ученики записывают определение адсорбции в тетрадь и слушают объяснение учителя по слайдам.

Рассказываю о широком практическом применение адсорбции в современной жизни и промышленности,открываю слайды № 11 и 12.


Применение адсорбции: (записывают в тетрадь)

  1. Изготовление бытовых фильтров для очистки воды;
  2. Получение особо чистых веществ, например медицинского спирта и реактивов;
  3. Осушение газов;
  4. Изготовление СИЗ (противогазов).

Открываю слайд №13 «Химические свойства углерода»

Учащиеся переписывают уравнения реакций и сами прогнозируют взаимодействие углерода с металлами, водородом (окислитель), с неметаллами и фтором (восстановитель) и записывают в тетради уравнения до конца.

Физкультминутка (упражнения для глаз)

 

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

3. Закрепление нового материала

15 мин

Закрепить полученные первоначальные знания учащихся

 

 

Словесный, наглядный

Фронтальная, индивидуальнаяя

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Закрепление изученного материала проходит в виде выполнения заданий учителя в несколько этапов:

 

1. Фронтальный опрос по материалу урока:

- Где располагается углерод в ПСХЭ?
- Какие возможные степени окисления проявляет углерод?
- Имеются ли у него Аллотропные модификации?
- Что такое адсорбция?
- Как по химическим свойствам проявляет себя углерод в реакциях с металлами и неметаллами?

Отвечают на вопросы учителя.

2. Каждый получает карточку с таблицей «Характеристика элемента по его положению в периодической системе».

Заполняют и сдают.

3. Учащимся демонстрирую картинки с изображением:
противогаза, делительной воронки, бытового фильтра, пылесоса, таблеток активированного угля.

Задание: Укажите предметы, при использовании которых происходит адсорбция.

Смотрят на картинки и говорят, что адсорбция происходит при использовании противогаза, воронки, фильтра, употреблении таблеток активированного угля.

4. Раздаю карточки с текстом, где нужно вставить пропущенные слова, чтобы получилась последовательность: название вещества – свойство – применение.

Например:

А) _________ - ______________ - изготовление ювелирных украшений;
Б) _________ - ______________ - изготовление смазок
В) _________ - ______________ - изготовление буров и стеклорезов;
Г) _____________ - проводит электрический ток - ________;
Д) ______________ - мягкий - ___________________ ;
Е)_________________ - ______________ - очистка сахара.

Каждый работает по свое карточке, затем совместно проверяем.

Подведение итогов урока (5 мин)

Подводим уроки, выставляем оценки в тетрадь, ученики получают задание:

  • Найти в Интернете историю открытия углерода;
  • Вспомнить из курса биологии какой период носит название карбона и почему?