Урок биологии в 8-м классе по теме "Размножение"

Разделы: Биология


Цель урока: развить и углубить понятие о размножении, как основного свойства всего живого.

Задачи:

  1. Изучить половую систему и особенности жизнедеятельности организма в период полового созревания, оплодотворение человека.
  2. Сформировать представление о половой зрелости.
  3. Провести разъяснительную работу по предупреждению заболеваний половой системы.

Оборудование:

Целеполагание:

Звучит музыка (Марш Мендельсона), затем учитель читает стихи:

Минута единения святая
Мужчину с женщиной свела.
А с появлением деток в доме
Жизнь будет радости полна.

Ребята, вы узнали, что за музыка прозвучала сейчас? Да, свадебный марш.

Что обычно бывает через некоторое время, кагда мужчина и женщина поженятся? Появляются дети. Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать?

Записываем тему урока – размножение.

Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, что такое размножение? (Показ слайдов).

Какие два вида размножение есть в органическом мире? Половое и бесполое Показ презентации. Давайте, сравним два способа размножения.

Бесполое
     
Половое
1 особь
     
2 особи
Потомство идентично материнской
     
потомство похоже на обоих

Изучение нового материала

1. Период полового созревания (показ слайдов).

2. Половое созревание мальчиков, изменение в организме. Показ видео материала.

3. Половое созревание девочек. Показ видео материала

4. Строение половой системы мальчиков. Показ видео материала

5. Строение половой системы девочек. Показ видео материала

6. Оплодотворение – слияние яйцеклетки и сперматозоида (показ слайда). Рисунок в учебнике на с. 184 слева.

Учитель. Зигота – зародышевая клетка. В ней двойной набор хромосом, она несет половину хромосом отцовского и половину хромосом материнского организма. Затем зародышевая клетка многократно делится – образуется зародыш. Он имеет вид полого многоклеточного шарика с многочисленными ворсинками на поверхности.

Зародыш перемещается в матку и внедряется в ее слизистую оболочку и начинается развитие зародыша, смотрим рисунок на странице 183 справа.

Закрепление материала.

1. Перед вами на столах таблицы по строению мужской и женской половой системы. Чтобы запомнить что видели, попробуем строение половой системы человека изобразить в виде схемы.

Начинаем с половой системы мальчиков, схему записывайте в тетрадь.

Начинаем делать схему (показ слайдов), с помощью детей, дидактического материала и рисунков в учебнике (страницы 183,184).

Проверка полученных знаний.

2. На столах тесты 2 варианта:

1-й вариант

1. Яичники - это органы:

А) мужской половой системы;
Б) женской половой системы;
В) выделительной системы.

2. Где образуются сперматозоиды:

А) в семенниках
Б) в яичниках
В) в кишечнике

3. Размеры яйцеклетки и сперматозоидов:

А) одинаковые
Б) неодинаковые - яйцеклетка значительно крупнее сперматозоидов
В) неодинаковые - сперматозоид больше яйцеклетки

4. Оплодотворение- это процесс:

А) деления зиготы
Б) слияние сперматозоида и яйцеклетки
В) развития зародыша

5. Зигота:

А) зародышевая клетка
Б) женская половая клетка
В) мужская половая клетка

6. Какой вид размножения у человека

А) половое
Б) бесполое
В) вегетативное

2-й вариант

1. Семенники - это органы:

А) мужской половой системы
Б) женской половой системы
В) выделительной системы.

2. Где образуется яйцеклетка:

А) в семенниках
Б) в яичниках
В) в матке

3. Оплодотворенная яйцеклетка содержит только:

А) 23 хромосомы матери
Б) 23 хромосомы отца
В) 46 хромосом, из которых 23 матери и 23 отца

4. Где происходит оплодотворение:

А) в матке
Б) в маточной трубе
В) во влагалище

5. Что происходит с зиготой:

А) перемещается в матку
Б) делится
В) исчезает

6. На кого похоже потомство при: половом размножении

А) на маму
Б) на папу
В) на обоих родителей

Ответы:

1-й вариант:

  • 1 – Б;
  • 2 – А;
  • 3 – Б;
  • 4 – Б;
  • 5 – А;
  • 6 – А;

2-й вариант:

  • 1 – А;
  • 2 – Б;
  • 3 – В;
  • 4 – Б;
  • 5 – А;
  • 6 – В.

Применение полученных знаний

Ребята, может быть такое, что не произойдет оплодотворение? Не образуется яйцеклетка или сперматозоиды – т.е. нарушение функций яичников и семенников. Это называется бесплодием. Бесплодие продолжает оставаться актуальной проблемой гинекологии. И вполне понятен интерес к этой проблеме.

1. Профилактика – не простужать яичники девочкам, не перегревать семенники мальчикам. Температура в мошонке, для образования сперматозоидов должна быть на два градуса ниже температуры тела.

2. Также, актуальной проблемой является простатит.- Что такое простата? Простата или предстательная железа – непарный железистый орган мужчины, размером с грецкий орех или каштан. Основные ее функции - в выработке секрета, входящего в состав семенной жидкости, а также участие в удержании мочи у мужчин. Воспаление предстательной железы будет, если в организм попала инфекция. Не вырабатывается семенная жидкость с помощью, которой сперматозоид продвигается к семявыводящему протоку. С целью профилактики простатита рекомендуется – избегать переохлаждения, вести активный образ жизни, т.е. заниматься спортом…

Это малая доля заболеваний органов половой системы, поэтому чтобы иметь детей надо сейчас беречь свое здоровье.

Здоровье ты свое беречь обязан,
Ведь пред потомками ты долгом связан:
Здоров ты будешь - и здоровы будут дети
Здоровье нации важней всего, поверьте люди.

Задание на дом с. 182-184, вопросы на 186 с 1-8.