Внеклассное мероприятие "Имею право!" для учащихся 10-х классов

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи:

  • обобщить и систематизировать степень понимания подростками правовых терминов, уровень знания прав и свобод детей;
  • продолжить формирование умения работать в малых группах, оценивать итоги игры
  • развивать умение слушать окружающих и отстаивать свое мнение;
  • развивать умение практически применять полученные знания, анализировать предложенные ситуации, обобщать, делать выводы.

Оформление:

  • на классной доске выведено название темы мероприятия, использована схема «Конституционные права в РФ»;
  • в мероприятии используется презентация по теме.

Ход мероприятия

Игра проходит по группам: две группы детей, одна группа родителей, жюри, группа болельщиков из числа родителей, обучающихся, гостей. Каждая группа сидит за столами, обращенными к экрану, на котором демонстрируется презентация. Игра проводится по этапам.

1. На экране выведена тема занятия.

Вводное слово учителя с обозначением темы мероприятия, представления участников и жюри, объявление условий игры.

Учитель:

Мы очень часто произносим фразу: «Имею право!», но не всегда задумываемся о ее значении. Сегодня я предлагаю вам испытать себя в знании своих прав. Вы разделены на группы, среди участников есть команда родителей , умудренных жизненным опытом. Присутствуют сегодня и гости и болельщики, которые не останутся на нашем мероприятии без внимания. Сегодня нашу игру будет оценивать неподкупное, справедливое и строгое жюри. Предлагаю командам придумать свое название, выбрать капитана команды.

- Команды, представьтесь!

- Предлагаю нашу игру начать с разминки.

(Каждая команда получает комплект «Ромашек», на которых напечатаны отрывки из сказок и соединить их с вариантами ответов, приведенных на другом комплекте карточек с ответами- задание на соотношение. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу, команда , первой закончившая выполнять задание, получает поощрительный балл. Жюри объявляет результаты первого тура игры.)

2. Учитель:

Переходим к следующему туру. Приглашаю капитанов отстаивать честь команды на знание прав. Вам необходимо ответить на поставленные вопросы.

(Каждому капитану дается отпечатанное задание, на экране он дублируется для присутствующих. Выполнив задание, карточки с ответами сдаются жюри).

3. Учитель:

Следующее задание вы можете выполнить, воспользовавшись помощью команды.

(Участники команд используя дублированное на бумаге и экране задание, помогают капитану. Каждый правильный ответ данного этапа игры - 1 балл.)

Жюри объявляет результаты.

4. Учитель:

Предлагаю вам прогулку по страницам наших всем хорошо знакомых мультфильмов. Вы внимательно смотрите фрагменты и по ходу просмотра комментируете, какие права героев и кем были нарушены . можете для полноты ответов использовать Конституцию РФ. Чем полнее ответы участников- тем большее количество баллов зарабатывает команда.

Демонстрируются фрагменты, команды дают ответы. В подготовленной презентации использованы фрагменты мультфильмов:

  • Простоквашино;
  • 12 месяцев;
  • Гуси-лебеди;
  • Заяц и лиса;
  • Колобок;
  • Снежная королева;
  • Карлсон вернулся;
  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях;
  • Царевна –лягушка;
  • Золушка;
  • Гадкий утенок
  • Сказка о царе Салтане.

(Можно использовать и другие фрагменты из мультфильмов или худ. фильмов.)

5. Учитель:

Предлагаю командам выполнить следующее задание: необходимо продолжить необычное высказывание. Это один из принципов римского права. Свою версию вы должны аргументировать. Та команда, которая даст правильный ответ и сумеет доказать свою точку зрения, получает дополнительные баллы.

Команды получают карточки с заданием: «Кто пользуется своим правом, тот…».

6. Учитель:

Пока команды выполняют задание, предлагаю команде болельщиков ответить на вопросы, но, при этом, каждый болельщик, который даст правильный ответ, заработанный им балл отдает своей команде.

(Жюри подводит итоги двух конкурсов и объявляет результаты).

7. Учитель:

Продолжим нашу игру. Предлагаю командам погулять по лабиринту и прочесть высказывание В.Гюго. Дополнительный балл уходит команде, которая быстрее справится с заданием.

Начать прогулку необходимо с буквы «Л».

л

в

е

е

м

.

у

а

д

ч

б

к

ч

р

л

,

е

о

ш

п

и

ь

с

д

е

с

в

т

п

я

н

е

о

с

о

р

8. Учитель:

Следующий конкурс вновь заставит вас действовать быстро, но необходимо будет ответить на вопрос: согласны ли вы с автором высказывания, писателем-сатириком Лецем. Итак, конкурс «Соедини слоги».

  • ко на ди пу та ми за лю с пра ют ва ны.

Жюри объявляет результаты двух конкурсов.

Учитель:

Вот и подошла к концу наша игра «Имею право». Мы вспомнили пройденный на уроках материал, надеюсь, узнали много интересного, смогли еще раз убедиться в том, что от того, насколько сплоченно и четко работает каждый участник в группе, зависит результат всей команды. Давайте подведем итоги сегодняшнего мероприятия и узнаем команду-победительницу.

Слово предоставляется жюри.

Жюри объявляет результаты игры. Вручаются призы.

Учитель:

Для наших детей предлагается домашнее задание, ответ на которое мы сможем разобрать на уроке обществознания.

Подготовьте эссе по высказыванию Еврипида: «Государство крепко, когда в нем соблюдается закон».

Приложение.

Ответы на задания:

5. «Продолжи высказывание»:

« Кто пользуется своим правом, тот…. Не нарушает ничьего права».

7. Лабиринт:

«Лучше несправедливость, чем беспорядок.» В. Гюго

8. «Люди путают законы с правами».