Цели и задачи:
- обобщить и систематизировать степень понимания подростками правовых терминов, уровень знания прав и свобод детей;
- продолжить формирование умения работать в малых группах, оценивать итоги игры
- развивать умение слушать окружающих и отстаивать свое мнение;
- развивать умение практически применять полученные знания, анализировать предложенные ситуации, обобщать, делать выводы.
Оформление:
- на классной доске выведено название темы мероприятия, использована схема «Конституционные права в РФ»;
- в мероприятии используется презентация по теме.
Ход мероприятия
Игра проходит по группам: две группы детей, одна группа родителей, жюри, группа болельщиков из числа родителей, обучающихся, гостей. Каждая группа сидит за столами, обращенными к экрану, на котором демонстрируется презентация. Игра проводится по этапам.
1. На экране выведена тема занятия.
Вводное слово учителя с обозначением темы мероприятия, представления участников и жюри, объявление условий игры.
Учитель:
Мы очень часто произносим фразу: «Имею право!», но не всегда задумываемся о ее значении. Сегодня я предлагаю вам испытать себя в знании своих прав. Вы разделены на группы, среди участников есть команда родителей , умудренных жизненным опытом. Присутствуют сегодня и гости и болельщики, которые не останутся на нашем мероприятии без внимания. Сегодня нашу игру будет оценивать неподкупное, справедливое и строгое жюри. Предлагаю командам придумать свое название, выбрать капитана команды.
- Команды, представьтесь!
- Предлагаю нашу игру начать с разминки.
(Каждая команда получает комплект «Ромашек», на которых напечатаны отрывки из сказок и соединить их с вариантами ответов, приведенных на другом комплекте карточек с ответами- задание на соотношение. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу, команда , первой закончившая выполнять задание, получает поощрительный балл. Жюри объявляет результаты первого тура игры.)
2. Учитель:
Переходим к следующему туру. Приглашаю капитанов отстаивать честь команды на знание прав. Вам необходимо ответить на поставленные вопросы.
(Каждому капитану дается отпечатанное задание, на экране он дублируется для присутствующих. Выполнив задание, карточки с ответами сдаются жюри).
3. Учитель:
Следующее задание вы можете выполнить, воспользовавшись помощью команды.
(Участники команд используя дублированное на бумаге и экране задание, помогают капитану. Каждый правильный ответ данного этапа игры - 1 балл.)
Жюри объявляет результаты.
4. Учитель:
Предлагаю вам прогулку по страницам наших всем хорошо знакомых мультфильмов. Вы внимательно смотрите фрагменты и по ходу просмотра комментируете, какие права героев и кем были нарушены . можете для полноты ответов использовать Конституцию РФ. Чем полнее ответы участников- тем большее количество баллов зарабатывает команда.
Демонстрируются фрагменты, команды дают ответы. В подготовленной презентации использованы фрагменты мультфильмов:
- Простоквашино;
- 12 месяцев;
- Гуси-лебеди;
- Заяц и лиса;
- Колобок;
- Снежная королева;
- Карлсон вернулся;
- Сказка о мертвой царевне и семи богатырях;
- Царевна –лягушка;
- Золушка;
- Гадкий утенок
- Сказка о царе Салтане.
(Можно использовать и другие фрагменты из мультфильмов или худ. фильмов.)
5. Учитель:
Предлагаю командам выполнить следующее задание: необходимо продолжить необычное высказывание. Это один из принципов римского права. Свою версию вы должны аргументировать. Та команда, которая даст правильный ответ и сумеет доказать свою точку зрения, получает дополнительные баллы.
Команды получают карточки с заданием: «Кто пользуется своим правом, тот…».
6. Учитель:
Пока команды выполняют задание, предлагаю команде болельщиков ответить на вопросы, но, при этом, каждый болельщик, который даст правильный ответ, заработанный им балл отдает своей команде.
(Жюри подводит итоги двух конкурсов и объявляет результаты).
7. Учитель:
Продолжим нашу игру. Предлагаю командам погулять по лабиринту и прочесть высказывание В.Гюго. Дополнительный балл уходит команде, которая быстрее справится с заданием.
Начать прогулку необходимо с буквы «Л».
л |
в |
е |
е |
м |
. |
у |
а |
д |
ч |
б |
к |
ч |
р |
л |
, |
е |
о |
ш |
п |
и |
ь |
с |
д |
е |
с |
в |
т |
п |
я |
н |
е |
о |
с |
о |
р |
8. Учитель:
Следующий конкурс вновь заставит вас действовать быстро, но необходимо будет ответить на вопрос: согласны ли вы с автором высказывания, писателем-сатириком Лецем. Итак, конкурс «Соедини слоги».
- ко на ди пу та ми за лю с пра ют ва ны.
Жюри объявляет результаты двух конкурсов.
Учитель:
Вот и подошла к концу наша игра «Имею право». Мы вспомнили пройденный на уроках материал, надеюсь, узнали много интересного, смогли еще раз убедиться в том, что от того, насколько сплоченно и четко работает каждый участник в группе, зависит результат всей команды. Давайте подведем итоги сегодняшнего мероприятия и узнаем команду-победительницу.
Слово предоставляется жюри.
Жюри объявляет результаты игры. Вручаются призы.
Учитель:
Для наших детей предлагается домашнее задание, ответ на которое мы сможем разобрать на уроке обществознания.
Подготовьте эссе по высказыванию Еврипида: «Государство крепко, когда в нем соблюдается закон».
Приложение.
Ответы на задания:
5. «Продолжи высказывание»:
« Кто пользуется своим правом, тот…. Не нарушает ничьего права».
7. Лабиринт:
«Лучше несправедливость, чем беспорядок.» В. Гюго
8. «Люди путают законы с правами».