Урок "Вес воздуха. Атмосферное давление" (7-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 7


Цели урока.

Учащиеся должны усвоить, что:

  1. Воздух имеет вес;
  2. Атмосфера оказывает давление на земную поверхность и тела, находящиеся на ней.

Учащиеся должны научиться:

  1. Объяснять причину наличия атмосферного давления,
  2. Объяснять проделанные эксперименты.

Учащиеся должны убедиться, что существуют явления, вызванные действием атмосферы.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Фронтальная беседа.

Вопросы:

  1. Какие свойства газов отличаются от свойств твердых тел и жидкостей?
  2. Как с точки зрения МКТ объяснить причину возникновения давления газов?
  3. Как можно доказать, что газ производит давление на стенки сосуда?
  4. Как доказать, что газ производит одинаковое давление по всем направлениям?
  5. От каких величин зависит давление газа? Как его можно изменить?

2. Актуализация знаний.

П. Что такое вес тела? Найдите значение веса следующих тел: гири, массой 100г, стакана с водой.

У. Вес-это сила, характеризующая действие тел на горизонтальную опору или вертикальный подвес. Вес гири приблизительно 1Н, вес стакана с водой приблизительно 2,5Н.

Это значит, что гиря и стакан с водой действуют на опору (стол и дно стакана) с силой 1Н и 2,5 Н.

3. Этап создания нового знания.

П. Мы нашли значение веса гири и веса стакана с водой. А как определить вес газа? Существует ли давление газа, аналогичное давлению жидкости?

Запишем познавательную задачу 1 (ПЗ 1). Найти вес газа.

Как найти ответ на эту задачу?

У. Нужно определить массу газа (воздуха), а затем рассчитать его вес.

П. Предложите экспериментальную установку для определения массы газа, начертите схему установки в тетради (организация обсуждения предложенных установок).

У. (Изображает схему установки у доски) Нужно взять сосуд, откачать из него воздух и найти массу сосуда, затем заполнить сосуд воздухом и найти массу сосуда с воздухом. Разность масс гирь умножить на 9,8Н/кг и получим вес воздуха.

П. Проводит эксперимент, используя для этого колбу, объемом 1 литр. Запишите значение массы одного литра воздуха. Рассчитайте его вес.

У. Воздух объемом один литр имеет массу 1,3 г. Вес воздуха приблизительно 0,01 Н.

П. А теперь рассчитайте вес 1м3 воздуха.

У.Вес 1 м3 воздуха:

П.Сформулируйте ответ на ПЗ 1. Запишите его в тетрадь (после обсуждения).

4. Мотивационный этап.

П. Воздушную оболочку, окружающую Землю, называют атмосферой. Что вы знаете об атмосфере?

У.Воздушная оболочка, которая окружает Землю. Простирается на десятки километров. Масса атмосферы 5- 1015т. Атмосфера состоит из смеси газов. Плотность уменьшается при удалении от Земли.

П. В состав атмосферы входят: кислород, водород, азот, углекислый газ, водяной пар и другие газы. Оказывает ли атмосфера давление на поверхность Земли и на тела, находящиеся на Земле?

5. Этап создания нового знания.

П. Запишем ПЗ 2. Давит ли атмосфера на поверхность Земли и на тела, находящиеся на ней? Укажите, что является причиной атмосферного давления.

Как решить данную задачу?

У. Можно подобрать примеры из жизни или придумать установку, чтобы какое-то тело двигалось или деформировалось под действием атмосферы.

П. (организует обсуждение предложенных примеров: действия атмосферного давления и установок)

П. Существованием атмосферного давления объясняется целое множество явлений.

Рассмотрим опыт «фонтан в разряженном воздухе». Сначала при помощи насоса откачиваем воздух из колбы. Затем, перевернув колбу горлышком вниз, опускаем в сосуд с водой. Вода всасывается через трубку и бьет фонтаном внутри колбы.

Объясните этот опыт (проводит демонстрацию действия атмосферы: действие фонтана)

У. Вода входит в сосуд, так как атмосферное давление больше давления разряженного воздуха в колбе. Причина атмосферного давления - наличие притяжения молекул (массы) воздуха и Земли.

П. (проводит демонстрацию действия атмосферы: втягивание яйца в бутылку, автоматической поилки для птиц)

У. (отвечают на вопросы)

  1. Почему яйцо оказалось в бутылке?
  2. Почему вода не выливается из бутылки?
  3. Если уровень воды в корытце уменьшится, и горлышко бутылки выйдет из воды, то часть воды из бутылки выльется. Почему?

П. Сформулируйте ответ на ПЗ 2.

У. (учащиеся делают выводы и записывают ответ на ПЗ 2).Атмосфера оказывает давление на поверхность Земли и на тела при любом их расположении.

6. Закрепление изученного материала:

а) Экспериментальная задача. Объяснить действие пипетки, поршневой авторучки.

Оборудование:

  • медицинская пипетка,
  • стакан с водой
  1. Как набрать в пипетку воду?
  2. Как освободить пипетку от воды?

Объяснить это на основе существования атмосферного давления.

Аналогично с авторучкой. Сделайте рисунки.

б) Объясните причины вдоха и выдоха.

в) Когда трубка опускается в пакет с соком, сок устанавливается на одном уровне в пакете и трубке. А как заставить его подняться по трубке в рот?

г) Почему мы не чувствуем что на нас давит вертикальный столб воздуха?

7. Итоги урока.

  1. Какое физическое явление изучалось сегодня на уроке?
  2. Почему существует атмосферное давление?
  3. Опишите опыты, подтверждающие существование атмосферного давления (кратко).

8. Домашнее задание.

§40, упражнение 17, задание10 (1, 4)

Сочинение « Что произойдет с атмосферой Земли, если исчезнет

сила земного притяжения?

Придумать загадку об атмосферном давлении (по желанию).