Цели урока.
Учащиеся должны усвоить, что:
- Воздух имеет вес;
- Атмосфера оказывает давление на земную поверхность и тела, находящиеся на ней.
Учащиеся должны научиться:
- Объяснять причину наличия атмосферного давления,
- Объяснять проделанные эксперименты.
Учащиеся должны убедиться, что существуют явления, вызванные действием атмосферы.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Фронтальная беседа.
Вопросы:
- Какие свойства газов отличаются от свойств твердых тел и жидкостей?
- Как с точки зрения МКТ объяснить причину возникновения давления газов?
- Как можно доказать, что газ производит давление на стенки сосуда?
- Как доказать, что газ производит одинаковое давление по всем направлениям?
- От каких величин зависит давление газа? Как его можно изменить?
2. Актуализация знаний.
П. Что такое вес тела? Найдите значение веса следующих тел: гири, массой 100г, стакана с водой.
У. Вес-это сила, характеризующая действие тел на горизонтальную опору или вертикальный подвес. Вес гири приблизительно 1Н, вес стакана с водой приблизительно 2,5Н.
Это значит, что гиря и стакан с водой действуют на опору (стол и дно стакана) с силой 1Н и 2,5 Н.
3. Этап создания нового знания.
П. Мы нашли значение веса гири и веса стакана с водой. А как определить вес газа? Существует ли давление газа, аналогичное давлению жидкости?
Запишем познавательную задачу 1 (ПЗ 1). Найти вес газа.
Как найти ответ на эту задачу?
У. Нужно определить массу газа (воздуха), а затем рассчитать его вес.
П. Предложите экспериментальную установку для определения массы газа, начертите схему установки в тетради (организация обсуждения предложенных установок).
У. (Изображает схему установки у доски) Нужно взять сосуд, откачать из него воздух и найти массу сосуда, затем заполнить сосуд воздухом и найти массу сосуда с воздухом. Разность масс гирь умножить на 9,8Н/кг и получим вес воздуха.
П. Проводит эксперимент, используя для этого колбу, объемом 1 литр. Запишите значение массы одного литра воздуха. Рассчитайте его вес.
У. Воздух объемом один литр имеет массу 1,3 г. Вес воздуха приблизительно 0,01 Н.
П. А теперь рассчитайте вес 1м3 воздуха.
У.Вес 1 м3 воздуха:
П.Сформулируйте ответ на ПЗ 1. Запишите его в тетрадь (после обсуждения).
4. Мотивационный этап.
П. Воздушную оболочку, окружающую Землю, называют атмосферой. Что вы знаете об атмосфере?
У.Воздушная оболочка, которая окружает Землю. Простирается на десятки километров. Масса атмосферы 5- 1015т. Атмосфера состоит из смеси газов. Плотность уменьшается при удалении от Земли.
П. В состав атмосферы входят: кислород, водород, азот, углекислый газ, водяной пар и другие газы. Оказывает ли атмосфера давление на поверхность Земли и на тела, находящиеся на Земле?
5. Этап создания нового знания.
П. Запишем ПЗ 2. Давит ли атмосфера на поверхность Земли и на тела, находящиеся на ней? Укажите, что является причиной атмосферного давления.
Как решить данную задачу?
У. Можно подобрать примеры из жизни или придумать установку, чтобы какое-то тело двигалось или деформировалось под действием атмосферы.
П. (организует обсуждение предложенных примеров: действия атмосферного давления и установок)
П. Существованием атмосферного давления объясняется целое множество явлений.
Рассмотрим опыт «фонтан в разряженном воздухе». Сначала при помощи насоса откачиваем воздух из колбы. Затем, перевернув колбу горлышком вниз, опускаем в сосуд с водой. Вода всасывается через трубку и бьет фонтаном внутри колбы.
Объясните этот опыт (проводит демонстрацию действия атмосферы: действие фонтана)
У. Вода входит в сосуд, так как атмосферное давление больше давления разряженного воздуха в колбе. Причина атмосферного давления - наличие притяжения молекул (массы) воздуха и Земли.
П. (проводит демонстрацию действия атмосферы: втягивание яйца в бутылку, автоматической поилки для птиц)
У. (отвечают на вопросы)
- Почему яйцо оказалось в бутылке?
- Почему вода не выливается из бутылки?
- Если уровень воды в корытце уменьшится, и горлышко бутылки выйдет из воды, то часть воды из бутылки выльется. Почему?
П. Сформулируйте ответ на ПЗ 2.
У. (учащиеся делают выводы и записывают ответ на ПЗ 2).Атмосфера оказывает давление на поверхность Земли и на тела при любом их расположении.
6. Закрепление изученного материала:
а) Экспериментальная задача. Объяснить действие пипетки, поршневой авторучки.
Оборудование:
- медицинская пипетка,
- стакан с водой
- Как набрать в пипетку воду?
- Как освободить пипетку от воды?
Объяснить это на основе существования атмосферного давления.
Аналогично с авторучкой. Сделайте рисунки.
б) Объясните причины вдоха и выдоха.
в) Когда трубка опускается в пакет с соком, сок устанавливается на одном уровне в пакете и трубке. А как заставить его подняться по трубке в рот?
г) Почему мы не чувствуем что на нас давит вертикальный столб воздуха?
7. Итоги урока.
- Какое физическое явление изучалось сегодня на уроке?
- Почему существует атмосферное давление?
- Опишите опыты, подтверждающие существование атмосферного давления (кратко).
8. Домашнее задание.
§40, упражнение 17, задание10 (1, 4)
Сочинение « Что произойдет с атмосферой Земли, если исчезнет
сила земного притяжения?
Придумать загадку об атмосферном давлении (по желанию).