ЦЕЛЬ:
- Знакомство с православными и народными традициями при праздновании Пасхи.
- Изготовление подарка.
ЗАДАЧИ:
- активизация познавательной деятельности, расширение представлений детей о православных праздниках, народных традициях при праздновании Пасхи;
- развитие словесной регуляции деятельности, навыков самоконтроля;
- формирование организованности детей, умения длительное время последовательно трудиться, доводить дело до завершения;
- обеспечение школьников знаниями и способами ручного труда, развитие мелкой моторики рук;
- воспитание умения экономно использовать материал, аккуратно работать с бумагой, клеем, ножницами;
- развитие творчества, воображения, формирование "дизайнерского мышления".
Оборудование:
- образцы пасхальных подарков;
- рисунки детей на тему "Пасхальное яйцо";
- иллюстрации с изображением пасхальных блюд, сувениров;
- детская иллюстрированная книга "Жизнь Иисуса Христа";
- карточки для коррекционных упражнений;
- аудиозапись альбома Ж.Бичевской "Колокольный звон".
- на доске карточки со словами на пасхальную тематику.
Материал для выполнения работ:
- заранее оформленный пластиковый стаканчик;
- картон,
- цветная бумага;
- шаблоны;
- ножницы,
- клей,
- кисточка,
- клеенка,
- салфетка,
- карандаш,
- фломастеры.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Расширение представлений детей о праздниках. Православная Пасха.
- Вопросы к классу: Что вы знаете о церковных, календарных праздниках, о традиционных подарках, почему вам нравится получать и дарить подарки? Какой православный праздник приближается (Пасха), что вы знаете о нем?
- Сообщение ученика о праздновании Пасхи у народа мари.
- Сообщение ученика о традиционных мусульманских праздниках Рамазан, Курбан-байрам.
- Слово учителя (с просмотром соответствующих иллюстраций).
Церковными праздниками называют дни торжества в честь и в память особых милостей Божиих, дарованных людям. Христианская Пасха - праздник Воскресения Иисуса Христа (ИХ), особо почитается вот уже две тысячи лет. Это основное событие религиозной жизни, глубоко вошедшее в народные традиции тех стран, культура которых сформирована христианством. Поэтому и для людей не верующих праздник Пасхи сохранил свое значение как замечательная традиция, несущая радость и мир в душу каждого человека.
К Воскресению Христову (ВХ) готовятся с особым тщанием: постятся, молятся, тем самым верующие повторяют по мере сил путь, пройденный ИХ.
Верующие встречают Праздник ВХ в храме - с вечера до утра идет молебен. После этого священнослужители окропляют приготовленные для пасхального стола яства святой водой: кулич, пасху, крашенные яйца.
Кулич выпекают из дрожжевого теста в форме цилиндра, напоминающую церковную башенку с куполом. Для приготовления пасхи используют творог лучшего качества, оформляют в виде усеченной пирамиды, похожей на гробницу ИХ. Яйца чаще всего красят в красный цвет - символ крови Христа.
Красочные пасхальные яйца изготовляют для подарков-сувениров из фарфора, хрусталя, из цветного и прозрачного стекла, из кости и дерева. Для пасх.яиц делают вот такие красивые, яркие, красочные подарочные подставки в виде курочек, петушков, цыплят.
В этот день в церкви звонят в колокола. Звонят по особенному, торжественно. (Звучит запись колокольного звона).
Мы все христосуемся на Пасху, обмениваемся яичком, целуемся друг с другом и говорим:"Христос Воскрес" - "Воистину Воскрес". Этот обычай очень давний. Христос дал нам жизнь, а яйцо - символ жизни. Обратить внимание детей на карточки со словами на пасхальную тематику (на доске).
Сегодня в нашей творческой мастерской нам предстоит выполнить вот такие сувениры - Пасхальные зайчики с начинкой.
Физкультминутка
III. Практическая работа.
1. Рассматривание образцов с учетом формирования основных положений технической эстетики:
- красота вещи заключается в определенности ее характера, в художественной выразительности формы и в полной ее согласованности с назначением самой вещи;
- соразмерность частей изделия;
- выразительность формы образуется контурными линиями;
- качества материала должны соответствовать предмету;
- использование цвета как средство художественной выразительности;
- уместность украшений.
2. Определение последовательности выполнения работы:
На доске непоследовательно расположены карточки с выполнением определенной операции. Необходимо определить последовательность выполнения работы. Сначала выслушать предложения детей, обобщить, затем предложить выполнить задание - расположить карточки (на доске) согласно последовательности выполнения работы. При правильном выполнении задания контуры карточек совпадут.
- обвести шаблон зайчика на картоне
- вырезать фигурку зайчика
- нарисовать и вырезать дополнительные детали
- оформить мордочку и лапки зайчика
- закрепить стаканчик
- приклеить дополнительные детали
- прибрать рабочее место
3. Культура труда.
Задание: определите, кто из детей экономно использует материал, почему, какой вариант вы используете? (На доске расположены 4 листа с изображением обведенного шаблона. 1- зайчик в центре листа, 2 – зайчик справа, 3 – в правом углу, 4 – посередине нижней части листа)
Обратить внимание детей на правила безопасной работы и гигиены труда, посадку за столом.
Физкультминутка
4. Изготовление поделок по намеченному плану. (Под музыкальное сопровождение песен Ж.Бичевской)
Первая подгруппа детей оформляет мордочку зайчика с использованием фломастеров и цветной бумаги, использует дополнительные украшения - травку, бантик (по замыслу). Вторая подгруппа (более медлительные дети) оформляют мордочку зайчика фломастерами.
IV. Итог урока. Выставка работ учащихся.
Кому вы подарите пасхального зайчика? Что положите в его стаканчик?
Что нового узнали на уроке, чему научились?
Высказывания детей о лучших поделках-сувенирах. Похвала учителем каждого ученика (выделить наиболее успешно выполненные элементы поделки).