Интегрированный урок "Светлый праздник Пасхи. Пасхальные зайчики с начинкой". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 2


ЦЕЛЬ:

  1. Знакомство с православными и народными традициями при праздновании Пасхи.
  2. Изготовление подарка.

ЗАДАЧИ:

  • активизация познавательной деятельности, расширение представлений детей о православных праздниках, народных традициях при праздновании Пасхи;
  • развитие словесной регуляции деятельности, навыков самоконтроля;
  • формирование организованности детей, умения длительное время последовательно трудиться, доводить дело до завершения;
  • обеспечение школьников знаниями и способами ручного труда, развитие мелкой моторики рук;
  • воспитание умения экономно использовать материал, аккуратно работать с бумагой, клеем, ножницами;
  • развитие творчества, воображения, формирование "дизайнерского мышления".

Оборудование:

  • образцы пасхальных подарков;
  • рисунки детей на тему "Пасхальное яйцо";
  • иллюстрации с изображением пасхальных блюд, сувениров;
  • детская иллюстрированная книга "Жизнь Иисуса Христа";
  • карточки для коррекционных упражнений;
  • аудиозапись альбома Ж.Бичевской "Колокольный звон".
  • на доске карточки со словами на пасхальную тематику.

Материал для выполнения работ:

  • заранее оформленный пластиковый стаканчик;
  • картон,
  • цветная бумага;
  • шаблоны;
  • ножницы,
  • клей,
  • кисточка,
  • клеенка,
  • салфетка,
  • карандаш,
  • фломастеры.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Расширение представлений детей о праздниках. Православная Пасха.

  1. Вопросы к классу: Что вы знаете о церковных, календарных праздниках, о традиционных подарках, почему вам нравится получать и дарить подарки? Какой православный праздник приближается (Пасха), что вы знаете о нем?
  2. Сообщение ученика о праздновании Пасхи у народа мари.
  3. Сообщение ученика о традиционных мусульманских праздниках Рамазан, Курбан-байрам.
  4. Слово учителя (с просмотром соответствующих иллюстраций).

Церковными праздниками называют дни торжества в честь и в память особых милостей Божиих, дарованных людям. Христианская Пасха - праздник Воскресения Иисуса Христа (ИХ), особо почитается вот уже две тысячи лет. Это основное событие религиозной жизни, глубоко вошедшее в народные традиции тех стран, культура которых сформирована христианством. Поэтому и для людей не верующих праздник Пасхи сохранил свое значение как замечательная традиция, несущая радость и мир в душу каждого человека.

К Воскресению Христову (ВХ) готовятся с особым тщанием: постятся, молятся, тем самым верующие повторяют по мере сил путь, пройденный ИХ.

Верующие встречают Праздник ВХ в храме - с вечера до утра идет молебен. После этого священнослужители окропляют приготовленные для пасхального стола яства святой водой: кулич, пасху, крашенные яйца.

Кулич выпекают из дрожжевого теста в форме цилиндра, напоминающую церковную башенку с куполом. Для приготовления пасхи используют творог лучшего качества, оформляют в виде усеченной пирамиды, похожей на гробницу ИХ. Яйца чаще всего красят в красный цвет - символ крови Христа.

Красочные пасхальные яйца изготовляют для подарков-сувениров из фарфора, хрусталя, из цветного и прозрачного стекла, из кости и дерева. Для пасх.яиц делают вот такие красивые, яркие, красочные подарочные подставки в виде курочек, петушков, цыплят.

В этот день в церкви звонят в колокола. Звонят по особенному, торжественно. (Звучит запись колокольного звона).

Мы все христосуемся на Пасху, обмениваемся яичком, целуемся друг с другом и говорим:"Христос Воскрес" - "Воистину Воскрес". Этот обычай очень давний. Христос дал нам жизнь, а яйцо - символ жизни. Обратить внимание детей на карточки со словами на пасхальную тематику (на доске).

Сегодня в нашей творческой мастерской нам предстоит выполнить вот такие сувениры - Пасхальные зайчики с начинкой.

Физкультминутка

III. Практическая работа.

1. Рассматривание образцов с учетом формирования основных положений технической эстетики:

  • красота вещи заключается в определенности ее характера, в художественной выразительности формы и в полной ее согласованности с назначением самой вещи;
  • соразмерность частей изделия;
  • выразительность формы образуется контурными линиями;
  • качества материала должны соответствовать предмету;
  • использование цвета как средство художественной выразительности;
  • уместность украшений.

2. Определение последовательности выполнения работы:

На доске непоследовательно расположены карточки с выполнением определенной операции. Необходимо определить последовательность выполнения работы. Сначала выслушать предложения детей, обобщить, затем предложить выполнить задание - расположить карточки (на доске) согласно последовательности выполнения работы. При правильном выполнении задания контуры карточек совпадут.

  • обвести шаблон зайчика на картоне
  • вырезать фигурку зайчика
  • нарисовать и вырезать дополнительные детали
  • оформить мордочку и лапки зайчика
  • закрепить стаканчик
  • приклеить дополнительные детали
  • прибрать рабочее место

3. Культура труда.

Задание: определите, кто из детей экономно использует материал, почему, какой вариант вы используете? (На доске расположены 4 листа с изображением обведенного шаблона. 1- зайчик в центре листа, 2 – зайчик справа, 3 – в правом углу, 4 – посередине нижней части листа)

Обратить внимание детей на правила безопасной работы и гигиены труда, посадку за столом.

Физкультминутка

4. Изготовление поделок по намеченному плану. (Под музыкальное сопровождение песен Ж.Бичевской)

Первая подгруппа детей оформляет мордочку зайчика с использованием фломастеров и цветной бумаги, использует дополнительные украшения - травку, бантик (по замыслу). Вторая подгруппа (более медлительные дети) оформляют мордочку зайчика фломастерами.

IV. Итог урока. Выставка работ учащихся.

Кому вы подарите пасхального зайчика? Что положите в его стаканчик?

Что нового узнали на уроке, чему научились?

Высказывания детей о лучших поделках-сувенирах. Похвала учителем каждого ученика (выделить наиболее успешно выполненные элементы поделки).