Информация об опыте.
В условиях преобразования нашего общества все большее внимание на страницах самых разных изданий уделяется проблемам человека, его сознания, духовности, культуры, нравственности, образования и прежде всего проблеме интеллектуального потенциала и интеллектуальных ресурсов общества.
Мы начинаем осознавать, что совокупный человеческий интеллект все в большей степени становится главной производительной и вместе с тем творческой силой культуры и цивилизации. Именно поэтому к интеллекту пора относится как к главному ресурсу человечества, важнейшему средству решения глобальных насущных проблем современности и как к важнейшей ценности и цели развития общества. Думается, что из всех существующих этот ресурс станет самым надежным, неисчерпаемым.
Современная тенденция развития системы образования ставит перед нами задачу о сохранении интеллигентной нации России. Поэтому необходимо уже сейчас в учениках увидеть и развить интеллектуальные способности. Мною разработана программа развития школы одаренных и просто способных детей, которую я назвала "Серебряные нити".
1. Основанием для разработки программы стали:
- Федеральные законы
- Закон об образовании конвенция, о правах ребенка
- Закон "О гарантии прав ребенка"
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.
- Региональные программы
- Устав ОУ МОУ СОШ №2 г. Темрюка
2. Программы интегрированных курсов по предметам гуманитарного, физико-математического и естественнонаучного циклов.
Цели программы: Выявление одаренных детей. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, а также просто способных детей в отношении, которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии способностей. Поддержка исследовательской деятельности учеников.
Задачи программы:
- Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального морально физического развития одаренных детей.
- Раскрытие интереса и склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности.
- Разработать и поэтапно внедрять новое содержание образования прогрессивной технологии в работе с одаренными детьми.
- Стимулировать творческую деятельность одаренных детей.
- Воспитать сознательного гражданина России.
- Создать условия одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в научно-исследовательской и поисковой деятельности.
- Содействовать занятиям старшеклассников на подготовительных курсах филиалов Крапоткинского юридического техникума, Ейского рыбопромышленного техникума, Анапского индустриального техникума, Московского университета управления технологий.
- Создать группы педагогической ориентации совместно с КубГУ.
- Осуществлять издательскую деятельность по проблеме, поставленной в программе.
С целью развития творческих способностей учащихся:
- Проводить творческие конкурсы "Ученик года", предметные олимпиады, педсоветы с участием учащихся, научно-практические конференции.
- Разработать совместно с ПС (попечительским советом) школы и органами ученического самоуправления систему мер поощрения за призовые места в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, КВН и т.п.
- Создание раскрепощенной обстановки и исключение какого-либо давления на ребенка.
- Оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других мнение.
- Поощрение максимальной вовлеченности в совместную деятельность.
Технология опыта.
Работая с одаренными надо:
- Учитывать одаренность как сложное явление в психофизиологическом, интеллектуальном и социальном развитии личности.
- Учитывать личностные и возрастные особенности одаренных детей.
- Учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально-волевых качеств.
- Оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.
Данный проект показывает технологию внеурочной работы -обязательное звено учебно-воспитательного процесса. Одним из видов внеурочной работы является интеллектуальные соревнования и турниры. Их тематика может быть самой разнообразной, включает в себя вопросы не только физики, но и экологии, литературы, музыки. Цель этих турниров - в увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках показать их широкое использование в жизни. Интеллектуальные соревнования помогают развивать творческие способности старшеклассников. Некоторые задачи требуют для своего решения длительных наблюдений теоретических и практических исследований. Учащиеся учатся совершать маленькие открытия, ведут научно-исследовательскую работу. Наряду с серьезными задачами выступают задачи с веселым шуточным условием и тогда многогранные неизведанный мир физики, и ее строгие точные законы сразу становятся не такими скучными и чопорными и переливаются всеми цветами радуги, отражая мир блеском огней нашей земли. При поиске решений турнирных заданий решается комплекс общеобразовательных и воспитательных задач. У учащихся формируются навыки исследовательской работы, чувство коллективизма, умение отстаивать свои убеждения обосновывать свою точку зрения по тем или иным вопросам. Ученики ищут дороги к научным и техническим идеям, учатся работать самостоятельно. Ребята глубже знакомятся с выдающимися достижениями ученых, их биографическими данными.
Комплексно-целевая программа представляет следующие компоненты:
ОЛИМП - общество любителей искусства, музыки, поэзии.
ПОИСК - клуб историков и патриотов родного края.
ИНТЕЛЛЕКТ - исследователи, наблюдатели, проектировщики.
Сроки и этапы реализации:
1 этап. Организационное и функциональное обеспечение реализации программы .
2 этап. Переподготовка и повышение квалификации специалистов школы. Создание базы данных об учащихся на основе комплексной оценки.
3этап. Анализ и создание условий необходимых для реализации программ. Разработка и издание методических рекомендаций по применению инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе диагностических развивающих программ и методик. Обобщение опыта. Выработка рекомендаций для других моделей образовательных учреждений по организации системы управления качеством.
Ежегодное проведение приема в честь победителей олимпиад, научно-исследовательских работ и отличников учебы, проведение дня науки в рамках презентации проектной деятельности учащихся.
И в течении всего срока создание банка данных о творческих конкурсах различного уровня и условиях участия в них, привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства преподавателей и студентов ВУЗов, специалистов различных направлений и профилей в качестве научных консультантов по вопросам исследования учащихся .
Материально-техническое обеспечение реализации программы.
- Оснащение кабинетов ТСО
- Компьютеризация образовательного процесса.
- Комплектование школ библиотеки и методического кабинета психолого-педагогической литературой.
- Обеспечение необходимым оборудованием и материалами работу кружков, секций.
- Формирование системы спонсорского финансирования для материального поощрения учащихся, добившихся наиболее значительных результатов в исследовательской деятельности.
Ожидаемые конечные результаты программы:
- Повышение результативности качества образовательного процесса по объективным показателям.
- Обеспечение лабораторий компьютерными коммуникациями, информационно-техническим образованием: школьный Интернет центр, медиотека.
- Воспитание музыкально-эстетического и художественно-прикладного вкуса, создание детской школы искусства и художественной школы.
- Увеличение удельного веса численности обучающихся принявших участие в предметных олимпиадах конкурсах конференциях на школьном уровне до 50%,на муниципальном уровне до20%, на региональном уровне до5% и на всероссийском до 3%
- Создание до Вузовской подготовки т.е. консультационный пункт, рубежное тестирование, курсы для абитуриентов, курсы профессиональной подготовки.
- Оптимизация образовательного процесса: летние предметные школы, проведение олимпиад и профильных турниров, межшкольные образовательные акции.
- Наладить систему связи дополняющих, культурологическую среду социума (музеи, филармонии, заповедники, библиотеки); обеспечивающий иноватику и развития образовательного процесса.
- Сотрудничество с высшими учебными заведениями Краснодарского края, создание собственной информационной газеты и страницы в Интернете.
Данный проект содержит в себе потенциальные возможности для создания стандартов качественного образования и может внести серьезный вклад в общенациональную систему оценки качества и эффективности образования.
Мною разработана авторская программа занятий Малого научно-исследовательского общества "Квант".
Программа направлена на развитие творческой деятельности учащихся , выявления и привитие интереса к физике, математике, систематизации и углублений знаний, полученных на уроках начиная с начальной школы.
В основе программы лежит идея целостности развития личности, реализуемой через создание социально-культурной среды, способствующей раскрытию творческих и интеллектуальных способностей детей.
Разделы программы включают научные исследования, эксперименты, решение турнирных и олимпиадных задач. Оригинальность программы состоит в том, что она представляет различные направления науки и искусства, включает рассмотрение экологических проблем нашего города и края.
Особое место в программе отводится организации занятий знакомства с интеллектуальными соревнованиями. Эти турниры помогают развивать творческие способности старшеклассников. Некоторые турнирные задачи требуют для своего решения длительных наблюдений теоретических и практических исследований. Учащиеся учатся совершать маленькие открытия, ведут научно-исследовательскую работу.
Результативность опыта.
Особенностью данного проекта является направленность на пробуждение творческой активности учащихся, развития их интеллектуальных способностей, формирование у них качества мышления, характерных для физико-математической деятельности и не только. Результатом этой системы является участие и победы в творческих конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах муниципального, зонального и Всероссийского уровня.
Работая по программе развития с 2006 по 2009 год, учащимися МОУ СОШ №2 г. Темрюка получены стабильно высокие результаты в научно-исследовательской деятельности, конкурсах, турнирах, олимпиадах различного уровня.( приложение 1)
У учащихся повысилась мотивация к изучению предметов естественнонаучного цикла, речь стала более грамотной. Практически весь коллектив МОУ СОШ №2 г. Темрюка включен в работу по реализации программы развития " Серебряные нити". Многолетняя работа учителей над проблемой активизации мыслительной деятельности школьников, а также насущной потребности внедрения инновационных педтехнологий нашла отражение во внеурочной работе с одаренными детьми. Предлагаемые формы обучения воспитывают у учащихся ответственность за выполненную работу, умение принимать самостоятельные решения, прививают эстетический вкус, познавательный интерес к изучаемому предмету. У учащихся повышается интерес к изучаемым предметам. Они с удовольствием принимают участие в конкурсах всевозможных уровней, учатся представлять свои проекты, оценивать соответствие предлагаемых тем проектов и уровень технического исполнения.
Библиографический список.
- Аганов А. В. и др. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. М.: Дом педагогики, 1998.-58 с.
- Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. 10-11 кл. М.: Просвещение, 1998.- 124 с.
- Всероссийские олимпиады по физике. 1992-2001 / Под ред. С. М. Козела, В. П. Слободянина. М.: Вер-бум-М, 2002.-348 с.
- Глушко Г.Р. Интеллектуальные соревнования: Краснодар. "Советская Кубань", 1999.-287 с.
- Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 2002.-214 с.
- Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 10-11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями. М.: Мнемозина, 2004-178 с.
- Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М.: Наука, 1985.-225с.
- Малинин А. Н. Сборник вопросов и задач по физике. 10-11 классы. М.: Просвещение, 2002-150 с.
- Смирнов А.П., Захаров О.В. Веселый бал и вдумчивый урок: "Кругозор", Москва 1994.-78 с.
- Черноуцан А. И. Физика. Задачи с ответами и решениями. М.: Высшая школа, 2003.- 180 с.
- Физика - юным. Книга для внеклассного чтения. - М.: Просвещение, 1980.- 280 с.