Организация работы с родителям в ДОУ

Разделы: Работа с родителями


«Человек не должен жаловаться на времена;
из этого ничего не выходит. Время дурное –
ну и что ж, на то и человек, чтобы улучшить его».
Томас Карлейль

«Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца.
Воспитание не сумма мероприятий и приемов,
а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка»
В.А. Сухомлинский.

Организация работы с родителями в ДОУ

Детство - незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми сказочными героями, теплыми взаимоотношениями с педагогами, любовью и заботой родителей. Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге.

Первая школа воспитания растущего человека – это семья, ибо все человеческие тропы начинаются в семье. Это целый мир для ребенка, в котором он учиться любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, жить среди людей.

Любая педагогическая система не существует без семьи. Важно детскому саду найти такую форму общения с семьей воспитанников, при которой осуществлен поиск взаимопонимания, помощь в решении сложных ситуаций, касающихся воспитания, развития ребенка.

Но почему-то в последнее время дети приходят в детский сад с несколько искаженными понятиями о мире взаимоотношений, о справедливости, о добре и зле, ребенок не всегда понимает, любим ли он, положительно ли к нему относятся близкие, почему на него кричат и обзывают.

Наступает кризисная ситуация в семье. Исследуя эту проблему, мы увидели, что родителей появилась потребность в «хорошем воспитании» ребенка, но желательно, чтобы это происходило без их участия.

И детям приходится подчиняться настроению взрослых в семье, «учиться не видеть» плохие поступки родителей, забывая, мудрую пословицу: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

Для решения возникших проблем встала необходимость поиска новых форм работы с семьями, но не исключая, традиционных. Кроме этого было решены проблемы сплочения семьи, сближение детей и взрослых невозможно без активного участия ребенка и родителей как двух равноправных и равнозначимых сторон.

А также необходимо педагогам перейти с родителями к новым формам отношений, что не возможно сделать в рамках закрытого детского сада.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института воспитания и развития ребенка. Их функции различны, но для полноценного, содержательного течения периода дошкольного детства необходимо объединения усилий родителей и педагогов.

Для этого, чтобы организовать работу с родителями по-новому, необходимо было научить педагогов перестроить всю работу, поставить ее в новые рамки, а еще раньше осмыслить и понять для чего все это делается.

Поэтому основным блоком мы считаем есть:

  • работа с педагогами, то есть подготовка педагогов к сотрудничеству и взаимодействию.

Второй и третий блоки идут параллельно это:

  • работа с родителями;
  • работа с детьми.

Кроме всех традиционных форм работы с родителями, которые также были доработаны и видоизменены, особенно были отмечены родителями, приняты и одобрены следующие:

  • школа молодой семьи;
  • мини-занятия;
  • совместные праздники;
  • работа театральной труппы дети – родители «Арлекино»;
  • День пап;
  • презентации семей;
  • «Зарничка» (спортивные развлечения);
  • конкурсы (многие семьи стали дипломантами различных конкурсов, не только в детском саду, но и на всероссийском уровне);
  • участие в педагогических советах;
  • семейные встречи;
  • выпуск информационных бюллетеней;
  • экскурсии, походы;
  • проведение веломарофона 1-го июня;
  • благотворительные акции;
  • музыкальные и литературные салоны;
  • коллекционирование и многое другое.

Но особо хотелось бы отметить создание и работу Родительского клуба.

Клуб строит свои отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности, взаимоуважении. Вся работа клуба направлена на максимальную результативность встреч для всех его участников.

Цель работы клуба:

  1. Объединить усилия ДОУ и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка.
  2. Предоставить возможность родителям общаться друг с другом, делиться опытом воспитания.

Направления:

Просветительское – представление информации для повышения психологической, педагогической и правовой культуры родителей.

Практически–действенное – заинтересовать родителей в выполнении общего дела; создать условия для полноценного общения, желания обменяться мнениями.

Задачи:

Организационные:

  • разработать положение, составить план работы клуба;
  • выявить запросы родителей;
  • определить график заседания клуба.

Познавательные:

  • привлечь специалистов, педагогов к работе клуба.

Принципы:

  • участие в работе клуба на добровольной основе;
  • строить общение на взаимопонимании, взаимоуважении, на принципах эмпатии, толерантности;
  • учиться проявлять деликатность, такт, учитывая точку мнения каждого;
  • осознание важности общих усилий, творческого подхода к делу каждого. Работу клуба должна стать интересной, нужной, полезной для каждого.

Некоторые особенности деятельности клуба:

  1. Заседание проходит в помещении детского сада.
  2. Заседание проходит 1 раз в квартал.
  3. Членами клуба могут быть все желающие члены семьи воспитанников.

Заповеди клуба:

  1. Быть примером для своего ребенка.
  2. Оберегать ребенка от грубых слов, поощрять словами ласковыми и нежными.
  3. Любить ребенка любым: красивым и некрасивым, удачливым инее очень, здоровым и больным.
  4. Не унижать ребенка, стараться помогать ем во всем.
  5. Не торопиться увидеть быстрые результаты своего родительского труда: у каждого ребенка своя «скорость» развития.
  6. Не забывать, что главное для ребенка – это радость жизни, духовная свобода.
  7. Воспитывая, помнить: главное – не навредить!
  8. Не забывать о том, что ребенок – маленький гражданин с большими правами.

Тема работы клуба на 2008 – 2009 год.

«Формирование нравственно-ценностного поведения дошкольника»

Тематический план заседаний клуба:

1-е заседание «Давайте познакомимся»

Форма проведения: круглый стол.

Цель: определить направления работы клуба, выявить наиболее важные темы заседаний, возможности участников клуба.

2-е заседание. Тема: «Физическое развитие детей дошкольного возраста».

Форма проведения: практическая

Цель: обратить внимание родителей на важность физического развития детей; поделиться опытом семейного физического воспитания.

3-е заседание. «О чем мечтают дети? Знаете ли вы своих детей?»

Форма проведения: круглый стол

4-е заседание. Тема: «Маленьким детям – большие права».

Форма проведения: театрализованное представление.

Цель: правовое просвещение родителей и привлечение к правовому воспитанию.

Гимн клуба:

Пусть звезды зарождаются
С новым светом дня.
Родительское братство –
Дружная семья!
Любовью и заботой
Нам вместе с вами жить.
Звездочками детства
Будем дорожить!

Примерное положение о родительском клубе

«__________________________»

Клуб « _____________________» - это родительский добровольный коллектив с яркой творческой деятельностью, объединяющий педагогов, родителей и детей.

Цель: взаимодействие с родителями по сознательному построению и совершенствованию семейного общения.

Задачи:

  1. Выработать новый стиль отношений в системе «Педагоги ГДОУ – дети - родители».
  2. Создание условий для совместных встреч родителей , педагогов и детей.
  3. Оказание педагогической и психологической помощи в общении с детьми, в нормализации внутрисемейных отношений, поддержании традиций семейного воспитания.
  4. Вовлечение родителей в досуговую деятельность в ГДОУ, семье, социуме.

1-е заседание.

Тема: “ Давайте, познакомимся»

Предварительная работа: выпуск информационного бюллетеня на тему: «Родительский клуб в нашем саду».

Повестка дня:

  1. Давайте. Познакомимся (выступает социальный педагог).
  2. Утверждение символа и заповедей клуба.
  3. Общение – это искусство (выступает педагог-психолог).
  4. Просмотр видеофильмов «Один день из жизни в детском саду»
  5. Исполнение гимна «Солнечный круг».

Решение:

  1. Продолжить работу родительского клуба в ГДОУ.
  2. Объявить конкурс на название клуба.
  3. Следующее заседание родительского клуба посвятить физическому развитию детей дошкольного возраста.

2-е заседание клуба.

Тема: «Физическое развитие детей дошкольного возраста».

Предварительная работа: выпуск информационного бюллетеня «Организация физического развития в ГДОУ»

Повестка заседания:

  1. Что такое физическое здоровье и развитие детей дошкольного возраста. (Выступление врача-педиатра).
  2. Мониторинг физического развития детей ГДОУ. (Выступление медицинской сестры ДОУ).
  3. Организация физического развития в ГДОУ. Показ мини-занятий с детьми 2 мл. гр. и подг. гр.. (Инструктор по физической культуре).
  4. Выставка нестандартного физического оборудования.
  5. Итоги по названию родительского клуба. (Социальный педагог).
  6. Исполнение гимна «Солнечный круг».

Решение:

  1. Физическое развитие детей залог здоровья и развития ребенка. Необходимость физического развития в семье и ГДОУ.
  2. Родителям, принять участие в изготовлении нестандартного физического оборудования.
  3. Следующее заседание родительского клуба посвятить теме: «О чем мечтают дети? Знаете ли вы своих детей?»

3-е заседание клуба.

Тема: «О чем мечтают дети? Знаете ли вы своих детей?»

Повестка заседания:

  1. Выступление педагога-психолога.
  2. Просмотр видеофильма «Родители глазами детей». ( Педагог-психолог).
  3. Дискуссия с родителями, насколько их ответы совпадают с ответами детей.
  4. Выполнение рисунка «О чем мечтают ваши дети?». Сравнение рисунков родителей и детей.
  5. Исполнение гимна.

Связь родительского клуба ГДОУ № 42 с социумом

Родительский клуб ГДОУ № 42

«РОДНИЧОК»

Гарнизонный дом офицеров

Школы № 58, 1, 29, гуманитарно-музыкальный лицей №1

Художественный музей им. Сампилова

Музей природы Бурятии

Театр кукол «Ульгэр»