«Человек не должен жаловаться на времена;
из этого ничего не выходит. Время дурное –
ну и что ж, на то и человек, чтобы улучшить его».
Томас Карлейль
«Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца.
Воспитание не сумма мероприятий и приемов,
а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка»
В.А. Сухомлинский.
Организация работы с родителями в ДОУ
Детство - незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми сказочными героями, теплыми взаимоотношениями с педагогами, любовью и заботой родителей. Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге.
Первая школа воспитания растущего человека – это семья, ибо все человеческие тропы начинаются в семье. Это целый мир для ребенка, в котором он учиться любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, жить среди людей.
Любая педагогическая система не существует без семьи. Важно детскому саду найти такую форму общения с семьей воспитанников, при которой осуществлен поиск взаимопонимания, помощь в решении сложных ситуаций, касающихся воспитания, развития ребенка.
Но почему-то в последнее время дети приходят в детский сад с несколько искаженными понятиями о мире взаимоотношений, о справедливости, о добре и зле, ребенок не всегда понимает, любим ли он, положительно ли к нему относятся близкие, почему на него кричат и обзывают.
Наступает кризисная ситуация в семье. Исследуя эту проблему, мы увидели, что родителей появилась потребность в «хорошем воспитании» ребенка, но желательно, чтобы это происходило без их участия.
И детям приходится подчиняться настроению взрослых в семье, «учиться не видеть» плохие поступки родителей, забывая, мудрую пословицу: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».
Для решения возникших проблем встала необходимость поиска новых форм работы с семьями, но не исключая, традиционных. Кроме этого было решены проблемы сплочения семьи, сближение детей и взрослых невозможно без активного участия ребенка и родителей как двух равноправных и равнозначимых сторон.
А также необходимо педагогам перейти с родителями к новым формам отношений, что не возможно сделать в рамках закрытого детского сада.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института воспитания и развития ребенка. Их функции различны, но для полноценного, содержательного течения периода дошкольного детства необходимо объединения усилий родителей и педагогов.
Для этого, чтобы организовать работу с родителями по-новому, необходимо было научить педагогов перестроить всю работу, поставить ее в новые рамки, а еще раньше осмыслить и понять для чего все это делается.
Поэтому основным блоком мы считаем есть:
- работа с педагогами, то есть подготовка педагогов к сотрудничеству и взаимодействию.
Второй и третий блоки идут параллельно это:
- работа с родителями;
- работа с детьми.
Кроме всех традиционных форм работы с родителями, которые также были доработаны и видоизменены, особенно были отмечены родителями, приняты и одобрены следующие:
- школа молодой семьи;
- мини-занятия;
- совместные праздники;
- работа театральной труппы дети – родители «Арлекино»;
- День пап;
- презентации семей;
- «Зарничка» (спортивные развлечения);
- конкурсы (многие семьи стали дипломантами различных конкурсов, не только в детском саду, но и на всероссийском уровне);
- участие в педагогических советах;
- семейные встречи;
- выпуск информационных бюллетеней;
- экскурсии, походы;
- проведение веломарофона 1-го июня;
- благотворительные акции;
- музыкальные и литературные салоны;
- коллекционирование и многое другое.
Но особо хотелось бы отметить создание и работу Родительского клуба.
Клуб строит свои отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности, взаимоуважении. Вся работа клуба направлена на максимальную результативность встреч для всех его участников.
Цель работы клуба:
- Объединить усилия ДОУ и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка.
- Предоставить возможность родителям общаться друг с другом, делиться опытом воспитания.
Направления:
Просветительское – представление информации для повышения психологической, педагогической и правовой культуры родителей.
Практически–действенное – заинтересовать родителей в выполнении общего дела; создать условия для полноценного общения, желания обменяться мнениями.
Задачи:
Организационные:
- разработать положение, составить план работы клуба;
- выявить запросы родителей;
- определить график заседания клуба.
Познавательные:
- привлечь специалистов, педагогов к работе клуба.
Принципы:
- участие в работе клуба на добровольной основе;
- строить общение на взаимопонимании, взаимоуважении, на принципах эмпатии, толерантности;
- учиться проявлять деликатность, такт, учитывая точку мнения каждого;
- осознание важности общих усилий, творческого подхода к делу каждого. Работу клуба должна стать интересной, нужной, полезной для каждого.
Некоторые особенности деятельности клуба:
- Заседание проходит в помещении детского сада.
- Заседание проходит 1 раз в квартал.
- Членами клуба могут быть все желающие члены семьи воспитанников.
Заповеди клуба:
- Быть примером для своего ребенка.
- Оберегать ребенка от грубых слов, поощрять словами ласковыми и нежными.
- Любить ребенка любым: красивым и некрасивым, удачливым инее очень, здоровым и больным.
- Не унижать ребенка, стараться помогать ем во всем.
- Не торопиться увидеть быстрые результаты своего родительского труда: у каждого ребенка своя «скорость» развития.
- Не забывать, что главное для ребенка – это радость жизни, духовная свобода.
- Воспитывая, помнить: главное – не навредить!
- Не забывать о том, что ребенок – маленький гражданин с большими правами.
Тема работы клуба на 2008 – 2009 год.
«Формирование нравственно-ценностного поведения дошкольника»
Тематический план заседаний клуба:
1-е заседание «Давайте познакомимся»
Форма проведения: круглый стол.
Цель: определить направления работы клуба, выявить наиболее важные темы заседаний, возможности участников клуба.
2-е заседание. Тема: «Физическое развитие детей дошкольного возраста».
Форма проведения: практическая
Цель: обратить внимание родителей на важность физического развития детей; поделиться опытом семейного физического воспитания.
3-е заседание. «О чем мечтают дети? Знаете ли вы своих детей?»
Форма проведения: круглый стол
4-е заседание. Тема: «Маленьким детям – большие права».
Форма проведения: театрализованное представление.
Цель: правовое просвещение родителей и привлечение к правовому воспитанию.
Гимн клуба:
Пусть звезды зарождаются
С новым светом дня.
Родительское братство –
Дружная семья!
Любовью и заботой
Нам вместе с вами жить.
Звездочками детства
Будем дорожить!
Примерное положение о родительском клубе
«__________________________»
Клуб « _____________________» - это родительский добровольный коллектив с яркой творческой деятельностью, объединяющий педагогов, родителей и детей.
Цель: взаимодействие с родителями по сознательному построению и совершенствованию семейного общения.
Задачи:
- Выработать новый стиль отношений в системе «Педагоги ГДОУ – дети - родители».
- Создание условий для совместных встреч родителей , педагогов и детей.
- Оказание педагогической и психологической помощи в общении с детьми, в нормализации внутрисемейных отношений, поддержании традиций семейного воспитания.
- Вовлечение родителей в досуговую деятельность в ГДОУ, семье, социуме.
1-е заседание.
Тема: “ Давайте, познакомимся»
Предварительная работа: выпуск информационного бюллетеня на тему: «Родительский клуб в нашем саду».
Повестка дня:
- Давайте. Познакомимся (выступает социальный педагог).
- Утверждение символа и заповедей клуба.
- Общение – это искусство (выступает педагог-психолог).
- Просмотр видеофильмов «Один день из жизни в детском саду»
- Исполнение гимна «Солнечный круг».
Решение:
- Продолжить работу родительского клуба в ГДОУ.
- Объявить конкурс на название клуба.
- Следующее заседание родительского клуба посвятить физическому развитию детей дошкольного возраста.
2-е заседание клуба.
Тема: «Физическое развитие детей дошкольного возраста».
Предварительная работа: выпуск информационного бюллетеня «Организация физического развития в ГДОУ»
Повестка заседания:
- Что такое физическое здоровье и развитие детей дошкольного возраста. (Выступление врача-педиатра).
- Мониторинг физического развития детей ГДОУ. (Выступление медицинской сестры ДОУ).
- Организация физического развития в ГДОУ. Показ мини-занятий с детьми 2 мл. гр. и подг. гр.. (Инструктор по физической культуре).
- Выставка нестандартного физического оборудования.
- Итоги по названию родительского клуба. (Социальный педагог).
- Исполнение гимна «Солнечный круг».
Решение:
- Физическое развитие детей залог здоровья и развития ребенка. Необходимость физического развития в семье и ГДОУ.
- Родителям, принять участие в изготовлении нестандартного физического оборудования.
- Следующее заседание родительского клуба посвятить теме: «О чем мечтают дети? Знаете ли вы своих детей?»
3-е заседание клуба.
Тема: «О чем мечтают дети? Знаете ли вы своих детей?»
Повестка заседания:
- Выступление педагога-психолога.
- Просмотр видеофильма «Родители глазами детей». ( Педагог-психолог).
- Дискуссия с родителями, насколько их ответы совпадают с ответами детей.
- Выполнение рисунка «О чем мечтают ваши дети?». Сравнение рисунков родителей и детей.
- Исполнение гимна.
Связь родительского клуба ГДОУ № 42 с социумом
Родительский клуб ГДОУ № 42 «РОДНИЧОК» |
Гарнизонный дом офицеров |
Школы № 58, 1, 29, гуманитарно-музыкальный лицей №1 |
|
Художественный музей им. Сампилова |
|
Музей природы Бурятии |
|
Театр кукол «Ульгэр» |