Цели: формировать у учащихся новые понятия о составе крови, развивать у учащихся понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функций клеток (кровяные клетки).
Оборудование: таблица состава крови.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация:
Отгадайте загадку:
По реке бежит вода-
Очень красная она.
В ней кораблики плывут,
Пищу, кислород везут.
От микробов защищают
И как могут - помогают.
(Кровь)
Что приводит кровь в движение?
(Кровь в движение приводит сокращение сердца).
Какие типы сосудов вам известны?
(Типы сосудов - артерии, вены, капилляры).
III. Постановка проблемной ситуации.
Бывает, что раненый в ногу или в руку воин может погибнуть от потери крови, даже если все внутренние органы у него целы и здоровы.
Почему человек без крови погибнет?
Какое значение имеет кровь в жизни человека?
(Кровь - это особая ткань, которая поддерживает внутри организма условия, благоприятные для жизни клеток).
Вспомните, как называется группа клеток, выполняющих общую задачу в организме растения или животного?
(Ткань - это группа клеток, выполняющих общую задачу в организме).
Определите тему урока?
(Сегодня мы узнаем о крови, её особенностях и составе).
IV. Физминутка:
Мы друг другу улыбнемся,
Вправо - влево повернемся,
Руки вверх, присели, встали,
Носок - пятка - поплясали.
Три хлопка над головой,
Топни левою ногой.
К другу слева повернись
И радушно улыбнись.
Справа от тебя сосед -
Рукой пошли ему привет.
Ты и все твои друзья -
Вместе целая семья.
V. Совместное открытие знаний:
1) Прочитайте диалог на с. 38.
а) какое свойство есть у крови?(свертываемость - перестает течь).
2) Чтение текста. Работа по таблице. (см. приложение № 1)
а) из каких частей состоит кровь? (плазмы, воды, смеси белков, углеводов, жиров, солей).
б) какие клетки крови встречаются? (эритроциты - приносят кислород; лейкоциты - убивают микробы; тромбоциты - обеспечивают свертываемость крови).
в) какие клетки крови изобразил художник. (см. приложение № 2).
VI. Самостоятельное применение знаний.
Работа в парах:
а) Допишем, куда уносятся кровью:
углекислый газ ::::::. (к легким);
питательные вещества:::::: (к клеткам);
излишки воды и солей ::::::: (к почкам и толовым железам);
излишки тепла :::::::::: (к поверхности кожи);
вредные вещества::::::::.. (к почкам).
б) Допишите совет врача, сделавшего анализ крови больного:
У Вас в крови много белых кровяных клеток. Это значит, что Вы больны и организм борется с микробами.
Кровь, вытекающая из ран, красного цвета. Откуда же возникло выражение "Голубая кровь"?
Об этом нам расскажет Петрунин Дима, он читает много книг.
Происхождение понятия "голубая кровь" - древнее, родом из Испании, где крестьяне отличались от знати темной загорелой кожей. Белая кожа с хорошо просматриваемыми голубыми жилками была признаком благородства. Это выражение перешло и в другие страны, но наукой доказано, что у всех людей кровь красная.
Кровь голубого цвета в природе встречается, в частности, у раков, морских червей (показ энциклопедии).
Задания по группам:
Тест по теме "Кровеносная система"
Каждый выбирает по уровню сложности задания.
VII. Подведение итогов.
Какова роль крови в организме? (Кровь поддерживает внутри организма условия, благоприятные для жизни клеток).
VIII. Домашнее задание:
Параграф 8 читать, отвечать на вопросы.