Цели:
- Научить ребят видеть то, что находится за строкой, проникать в текст, выделять тему, идею;
- Развивать орфографическую и грамматическую зоркость, коммуникативные способности учащихся;
- Воспитывать любовь к слову, формировать у учащихся чувство гордости за свой край, восхищение его красотой, ответственности за приумножение его богатств и красоты.
Оборудование:
- «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегов;
- «Этимологический словарь» В. Волина;
- газета «Без проблем» № 16 от 16.04.2008, статья: «Мы за чистую Каму»;
- «География ТАССР» А. Тайсин;
- «География Чистопольского района» Г. З. Давлетшина, Р.В. Мотыгуллин, методическое пособие; картины местных художников А Пашина; А. Зиновьева;
- музыкальное оформление: «Звуки природы».
Тип урока:
- интегрированный.
Ход урока
I. АПЗ
Учитель русского языка: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Сегодня у нас необычный урок – интегрированный. (Презентация, 1-й слайд)
Я хочу поинтересоваться, как вы понимаете значение этого слова – интегрировать? Обратимся к нашим консультантам.
Консультант 1: Интегрировать – 1. Объединить в одно целое. «Толковый словарь»
Учитель русского языка: Вот и мы попытаемся вместе с Юлией Николаевной объединить географию и русский язык в один урок и подчинить общей теме.
Итак, тема нашего урока: «Кама, впадаешь ты в сердце мое…»
У вас на партах лежат тексты, с которыми мы будем работать, задания к тексту, справочный материал, а также атласы и план работы по карте. Надеюсь на вашу активную работу и сотрудничество.
А сейчас давайте окунемся в подводное царство…
(звучит музыка)
II. Формирование новых понятий и способов действия.
Сценка:
Капелька: дедушка Буль-буль, расскажи мне что-нибудь про нашу речку.
Буль-буль: а что ты хочешь услышать, Капелька?
Капелька: что-нибудь интересное, старинное, про то, как раньше в речке жилось.
Буль-буль: ну, слушай. Давно это было. Тогда эти громадины баржи да пароходы по речке не плавали. Люди нас не тревожили, не мучали. Водица в речке нашей чиста была, не чета нынешней. В камских илистых берегах водилось замечательное насекомое – метлица. Рыба – то этой метлицей кормилась, и уважали ее все: и лещ, и сорога, и голавль. А уж стерлядь наша камская хорошела, как царица. А сейчас…эх…
Учитель русского языка: Вы, наверное, догадались о какой реке идет речь.
Ответ учащихся.
- А кто знает, почему Кама так называется? Интересно узнать?
- В каком словаре мы можем это узнать? (В этимологическом)
Консультант 2: Этимология (греч.) –
- Раздел языкознания, изучающий происхождение слов.
- Происхождение того или иного слова или выражения. Установить этимологию слова. (Слайд 2)
Учитель русского языка: попрошу консультанта помочь нам в этом.
Консультант 3. Ученые лингвисты предполагают, что слово Кама угро-финского происхождения. В языке удмуртов, являющихся потомками этих древних племен, до сих пор река называется Буджимками – длинная река. Считают так же, что тюркские племена, появившиеся на берегу Камы позднее, из сочетаний слов кам и кума – создали свое - Чулман, которое первоначально означало просто река. (2-й слайд, часть 2).
Учитель географии: Интересно было узнать о происхождении названия реки?
А теперь, ребята, давайте вместе найдем на карте нашу Каму и, пользуясь планом характеристики реки, сделаем ее описание (работа с атласом и планом «Характеристика реки»)
План.
- В какой части материка течет река?
- Где берет начало? Куда впадает?
- Объясните зависимость характера течения от рельефа.
- Определите источники питания реки?
- Каков режим реки?
- Биологические ресурсы.
- Экологические проблемы.
Корреспондентам класса было дано задание побывать на рыбозаводе, в экологическом центре города и в санэпидемстанции. Вот что они узнали о нашей реке. Давайте дадим им слово.
- Вести из экологического центра (3-й слайд).
- В гостях на рыбозаводе (4-й слайд).
- Посещение санэпидемстанции (5-й слайд).
Спасибо за предоставленную информацию.
III. Формирование умений и навыков.
Учитель русского языка: По материалам работы корреспондентов, учащиеся нашей школы написали статью, которая была опубликована в местной газете «Без проблем» № 16 от 16.04.2008.
Статья называется «Мы за чистую Каму». У вас на партах лежит текст статьи. Я прочитаю его, а вы внимательно следите за мной. Потом вам предстоит выполнить предложенные задания.
Работа учащихся по тексту. (Текст и задания в Приложении 2)
IV. Домашнее задание.
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте позицию автора. Согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните, почему.
V. Итоги урока.
- Ребята, понравился вам интегрированный урок?
- Мнения учащихся.
- Выставление и комментирование оценок.
Слово учителя.
Сегодня на уроке мы говорили о нашей реке, о ее экологическом состоянии. Вспомнили прошлое, поговорили о настоящем, и от нас с вами зависит какое будущее у Камы.
Я считаю, что нам повезло. У нас чудесные места: богатые леса, бескрайние поля и луга и, конечно же, наша Кама, которая привлекала и привлекает творческих людей.
Перед вами «картинная галерея». Прекрасные пейзажи, изображенные на них, принадлежат нашим местным художникам А.Пашину и А. Зиновьеву.
И поэты признавались нашей красавице в любви. Название темы нашего урока – это строчка, взятая из стихотворения «Родная река» поэта, нашего земляка Михаила Скороходова, который родился и жил в нашем городе. Даже в одной строчке чувствуется бесконечная любовь к своему родному краю, своей малой родине.
А завершить урок я хочу стихотворением «река Кама». Прочитает его Пищальникова Анастасия. Автором этого произведения является мама Насти - Пищальникова Надежда Михайловна.
Река Кама.
Много рек протекает в России,
Но особенно мне дорога
Та, что воды приносит бурливо
В Волжско-Камском бассейне река.
Наша Кама-река не простая,
Три притока в ней есть, три сестры:
Вятка, Белая и Чусовая
Воды в Волгу сливают свои.
И достоинств имеет не мало,
Судоходна она, широка.
В летний день по реке, проплывая,
Созерцаем ее берега.
Вот склонились плакучие ивы,
А за ними деревья видны,
Величавые и вековые
Сосны стройные, ели густы.
Рыбы всякой полно в нашей Каме:
Щука, жерех, налим и карась,
И сомы попадают с усами,
Может стерлядь нередко попасть.
Я люблю тебя, дивная Кама,
Выражаю восторг свой и лесть.
Ты прекрасна, река, величава.
И спасибо за то, что ты есть.
Спасибо за работу на уроке.
Приложение 3. Красавица Кама.