Цели:
- Актуализировать знания по теме.
- Продемонстрировать практическую пользу правил безопасного поведения, помочь освоить элементарные правила безопасного поведения дома.
- Способствовать формированию и развитию у детей чувства ответственности за свое поведение и здоровье, за свои поступки и последствия этих поступков.
Основные понятия:
- Правила поведения в критических для человека ситуациях дома.
- Правила безопасного поведения и их практическая реализация в реальных жизненных условиях.
Оборудование: Плакаты “Запомни!”, “04 - помни”, “Лифт - это серьезно!”, маски героев сказки “Волк и семеро козлят”, карточки для самостоятельной работы, грамзапись, магнитофон, телефон.
I. Организация класса.
- Сядет тот, кто скажет друг другу комплемент или пожелает удачи.
II. Активизация базовых знаний обучающихся.
- Вспомним правила поведения на уроке, в школе.
- Вставайте дружно каждый раз, когда учитель входит в класс.
- Ежели вы вежливы, то сидя на уроке.
Не будете с товарищем трещать, как две сороки.
- Парта это не кровать и на ней нельзя лежать.
- Какими ещё правилами пользуются люди в общественных местах.
- Правила поведения в театре.
- Правила поведения в транспорте.
- Правила поведения на улице.
- Правила поведения в природе.
- Правила товарищества.
- Правила дружной работы.
- Правила честной игры.
- Правила вежливости.
- Правила поведения в обществе.
- Много правил существует, по которым должен жить человек, чтобы окружающим людям было хорошо и приятно друг с другом.
III Основная часть.
а) Объяснение учителя.
- Жизнь человека – большая ценность. Её необходимо беречь. Но иногда встречаются опасности, которые угрожают вашему здоровью и жизни. В таком случае говорят - человек находится в
критической ситуации. Как помочь? И в силах ли он помочь сам себе?
Учитель обращает внимание на плакат “Запомни!”. Рассказывает о том, что в нашей стране и
других государствах организованы специальные службы, которые могут помочь людям в беде.
01 Пожарная часть | Кошкин дом |
02 Милиция | У светофора - милиционер |
03 Скорая помощь | Доктор Айболит |
04 Служба газа | Кот Матроскин варит обед |
Стихотворение:
Мир наш огромен, богат и ярок!
Человеку он дан не зря.
Но жить в этом мире каждый обязан
По правилам жизни, друзья.
Правила эти просты
Их выполним и я, и ты!
А человеку, который делает то, что желает
Правил этих не выполняет
Создает себе в быту такие проблемы,
Что нужно ему оказать помощь непременно.
- Для этого есть телефоны с номерами служб спасения (показать на плакате):
- если что-то горит,
- когда кто-то кого-то обидел,
- позови если плохо тебе или кому-то,
- звони, когда запах ты газа вдруг обнаружил.
- Герои мультфильмов помогут вам запомнить эти номера служб, которые обязательно надо знать каждому человеку и уметь ими пользоваться в опасных ситуациях.
б) Закрепление.
- Вспомните сказку, в которой герои попали в критическую ситуацию. (“Волк и семеро козлят”. Русская народная сказка)
Кто верит в чудеса – закройте глазки,
Мы попадём сегодня в гости к сказке!
Инсценировка.
Коза:
Я коза – дереза.
У меня есть семь козлят.
Я хочу вам всем ребята
Что-то важное сказать.
Чтоб в беду вам не попасть,
Как моим козлятам.
Козленок 1:
Мы – весёлые ребята!
Мы – активные козлята!
Мы хотим всё - всё знать,
Чтоб в беду не попасть.
Козленок 2:
Ну, а если кому-то плохо,
Знать-уметь, как помогать.
Учитель:
Уходя за продуктами,
Коза козлятам наказывает
Коза:
Спички в руки не брать,
Чужих зверей не пускать,
В шумные игры не играть,
Газ без дела не включать.
Учитель:
Только вышла коза за порог,
Стали козлята играть,
По телефону разные службы набирать
01, 02, 03, 04.
Что-то там сообщать.
(Дети делают вид, что ведут разговор по телефону)
Учитель: Правильно ли ведут себя козлята? Можно ли так делать? А как нужно поступить?
Дети: Вызывать службы по необходимости и правильно передавать сведения.
Учитель: А вы умеете разговаривать по телефону? Сейчас проверим. Садитесь козлята.
С чего начинается разговор по телефону? Как называются эти слова? (Слова приветствия)
После слов приветствия, что должно звучать? (Надо представиться)
Как передавать сообщения? (Четко, кратко, не задерживать телефон)
Примерный разговор: (какую службу будем вызывать?) Набираем номер службы...
- Здравствуйте!
- Меня зовут...
- Прошу вас приехать по адресу...
- У нас случилось...
- Спасибо!
- До свидания.
Учитель: Поняли козлята? А теперь отдохнем.
Физкультминутка.
Утром солнышко проснулось, потянулось, улыбнулось,
И, отбросив одеяло, на зарядку побежало.
Все в затылок подравнявшись,
На носочки приподнявшись,
По тропиночке пошли и овражек перешли.
Высоко подняв колени, мы шагаем, как олени.
Расправить руки захотели –
Птицы с дерева слетели.
Дружно все присели
И друг друга не задели.
А теперь мы приподнялись
Аккуратно подравнялись.
Посмотрели через левое плечо,
Посмотрели через правое плечо.
Прямо, ровненько стоим,
За осанкою следим.
(Дети сели, а “Козлята” выходят)
Учитель: Вот и пришла коза, а козлята ей рассказали, чему они научились и просят маму…
Козленок 3: Помоги, пожалуйста, нам мама, научи службы различать.
Козленок 4: И когда - какие службы по телефону вызывать.
Коза: Ну, давайте играть и ребят обучать.
Учитель: Можно я вам помогу? Какое место в доме наиболее опасное? (Кухня)
На кухне стоит множество приборов и хранится множество разных предметов. Отметьте в карточках наиболее опасные предметы. (На карточках изображены топор, ножи, вилки, ножницы, отвёртка, ложка, тарелка, ножовка, стаканы, кастрюля, чайник)
в) Самостоятельная работа по карточкам.
Учитель: Справились с заданием? Молодцы!
Козленок 1: А я сочинил стихи. Они называются “Опасно-безопасная поэма”.
К нам пришел сегодня гость
И случайно сел на гвоздь.
Гость смертельно побледнел,
На табуретку пересел.
(Где лежала кнопка).
Бедный гость из-за стола
Вылетел как птица...
На полу его ждала
Бабушкина спица.
С полки вдруг упал топор,
Нож, пила и гвозди...
Гость несчастный с этих пор
К нам не ходит в гости.
Коза: Какие то жутковатые стихи получились, но с точки зрения безопасности - очень полезные.
Учитель: Ребята, а как надо хранить такие предметы?
Дети: Все надо хранить на своих местах - в доме необходим порядок.
Учитель: Вторая опасность на кухне - это электроприборы. Они могут вызвать пожар или поразить вас электротоком.
Козленок 2: А я знаю стихотворение “Про стиральную машину”.
Даже если ты испачкан,
У тебя под носом грязь,
Но в стиральную машину,
Ты, пожалуйста, не лазь!
Раз не сваришься, так значит,
Будешь кашлять и чихать,
И на бельевой веревке
Будешь долго просыхать.
Учитель: А что еще, ребята может быть опасным в доме?
Учитель: Ребята, что должны знать детки?
Ученики:
1. Лекарства пробовать и принимать самим нельзя.
2. Бутылки и упаковки бытовой химии вскрывать нельзя.
3. Баловаться со спичками нельзя.
Козленок 1: Я вспомнила: если случится, пожар звони - 01, а если отравление или поражение током - звони "03".
Козленок 3 (точит карандаш): Ой, ой, я, кажется, порезал пальчик!
Козленок 4 (точит карандаш): И я тоже!
Учитель: Ребята, пожалуйста, помогите, что надо делать? У кого есть бинт?
г) Практическая работа.
2 человека бинтуют пальчики.
Учитель: Дома потренируйтесь бинтовать пальчик себе самим и своим близким, даже если в этом нет необходимости. В случае опасности вы уже будете уметь это делать.
Коза: У кого получилось лучше? Вместо какой службы мы помогли себе сами? Но после оказания первой помощи, все же со взрослыми надо обратится к врачу за консультацией.
Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке,
Скачем мы на правой ножке,
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке,
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
Раз, два, три.
Учитель: Ребята, вы ничего не ощущаете?
Есть такая бесшумная и невидимая опасность в доме - газ. Скопившись в кухне, он может взорваться, если кто-нибудь, зажжет спичку или даже включит электроприбор. Самая большая опасность - отравление угарным газом. Если забудешь выключить газ, уснешь и не проснешься. Что вы будете делать, если почувствуете запах газа? (Перечисляют, затем читаем плакат)
"04" - ПОМНИ!
- Открыть окна и проветрить помещение.
- Проверить краны на плите.
- Не включать свет.
- Не зажигать спички.
- Позвони "04".
Козлёнок 1: Запах, чувствуя в квартире, наберите "04"!
Если ж не уходит газ, надевай противогаз.
Коза: А я слышала, что у людей есть еще в доме одна опасность большая. Это машина, которая возит их вверх - вниз. Забыла, как она называется.
Учитель: Что за машина? (Лифт) Да, лифт может представлять опасность, если не соблюдать правила пользования им. Вспомним их и прочитаем по памятке.
Лифт это серьезно!
Убедитесь, что кабина перед вами.
Учитель: Ребята, а кто это к нам пришел? (Появляется Волк)
Волк: Это сказка? Как хорошо! Где-то здесь живут мои козлятки. (Стучится) Козлятки, ребятки, ваша мама пришла, кушать вам принесла.
Козленок: Наша мама дома, но она спит.
Волк: А я – почтальон, принес вам срочную телеграмму. Не открывают. Почему?
- А я доктор, вы вызывали "03"? Не открывают.
- А я водопровод пришел чинить, мама коза просила. Не открывают.
- А я соседка, ой дайте воды мне плохо! Опять не открывают. Что случилось?
Учитель: Дорогой волк! Не откроют дверь тебе козлята.
Волк: Почему?
Учитель: А вот послушайте! Сейчас преступники могут переодеваться в любую форму, даже милиционера, а уж сумку почтальона надеть проще простого.
д) Игра “Я говорю нет”.
Во время игры инсценируется ситуация, в которой незнакомый человек пытается “проникнуть в дверь”, а дети отвечают так, чтобы предотвратить нежелательное вторжение. (Папа в ванной. Бабушка спит. Мама пошла к соседке за мукой. Дедушка сломал ногу и не может подойти.
Старший брат гуляет с собакой и сейчас вернется!)
IV. Итог занятия. Рефлексия.
Учитель: Но... Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается! Урок к концу подходит и герои приготовили для вас контрольные вопросы. Послушайте и дайте ответ:
- Что произошло страшное в одной сказке, после того, как кто-то укололся острым предметом. Что за сказка? Что за предмет? (“Спящая красавица” игла).
- Какую ошибку совершила бабушка Красной Шапочки? (Разрешила волку войти)
- Почему Волку удалось съесть семерых козлят?
- Какую главную ошибку с точки зрения личной безопасности совершил Колобок в одноименной русской народной сказке? (ушел без разрешения от дедушки и бабушки)
- Почему снежной Королеве удалось украсть мальчика Кая? (Сел в чужие сани).
- В какой сказке героиню угостила незнакомка? Что с ней произошло? (“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”) Можно ли вам принимать угощения от незнакомых людей?
- В какой сказке предмет, специально предназначенный для получения, огня был абсолютно безопасен в противопожарном отношении? (“Огниво”)
- Какие правила безопасности вы посоветовали бы соблюдать Емеле на печке?
- Какие правила безопасности вы посоветовали бы соблюдать Старику Хоттабычу на ковре самолете?
Учитель: Молодцы! Тихо закрыли глазки, возвращаемся из сказки, (музыка)
V. Домашнее задание. Завести дома памятку с номерами специальных служб спасения.
Учитель. А вам я желаю:
- Запомнить правила пользования лифтом.
- Научится оказывать первую помощь.
- Пользоваться телефонами служб спасения.
- Уметь с достоинством выйти из любой критической ситуации.
- Делать так, чтобы было всегда хорошо тебе и другим.