Цель: закрепление учащихся по правописанию корней с чередованием; развитие умений применять данные орфограммы.
Знать: в каких случаях происходит чередование а - о в указанных корнях.
Уметь: распознавать слова с чередующимися гласными а - о в корнях -раст-, -ращ-, -рос- и -лаг-, -лож-.
Оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, презентация.
Ход урока
Учитель. Сегодня мы закрепим работу по правописанию корней с чередованием.
- Какие трудности встретились в домашней работе? (проверка д/з)
Теоретический опрос.
- Как называется раздел русского языка, в котором мы будем работать? (Орфография).
- Что изучает орфография? (Систему правил написания слов).
- А если написание слова не подчиняется никакому правилу? (Надо обратиться к орфографическому словарю).
- Обратите внимание на таблицу и вспомните правила по правописанию корней с чередующимися гласными. (Слайд)
Словарно-орфографическая работа.
- Полог - слово вошло в русский язык из народной диалектной лексики.
- Каково его лексическое значение? Где его можно узнать? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова? (Полог - занавеска, покрывало). Как будут называться эти слова? (Синонимы). Какие еще значения, кроме лексического, имеет это слово? (Грамматические значения - сущ. мужского рода, 2 скл., в ед.ч., в им. пад.).
- Вспомним исключения из правил (запись в тетрадь).
Росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик.
Ростовщик (узнаем ЛЗ слова по толковому словарю).
Запомнить: нельзя говорить "ложу книгу на стол", надо говорить "кладу книгу на стол" в настоящем времени; в будущем времени - "положу книгу на стол".
Проверочная работа (слайд ).
1) Излагать, 2) полагать, 3) слагаемое, 4) предлагать, 5) возлагать, 6) изложение, 7) возложить, 8) полог, 9) переложить, 10) располагать, 11) слагать, 12) предполагать, 13) прилагательное, 14) растение, 15) прорасти, 16) отрасль, 17) ростовщик, 18) росток, 19), подросли, 20) прорасти, 21) выращенный, 22) дорасти, 23) растительность, 24) возраст, 25) прирасти.
Работа с текстом (слайд ).
Р_сти, р_сти яблонька подр_стай.
Цв_ти, цв_ти яблонька ра_цв_тай!
З_л_тое2 солнышко жарче грей!
Выр_стайте яблоки1 поск_рей!
Р_сла, р_сла яблонька, подр_сла.
Цв_ла, цв_ла яблонька, отцв_ла2.
Отр_хнула яблонька свой наряд,
И поспели яблоки для ребят4.
Классу: списать, расставить знаки препинания, выделить корни с чередованием.
Индивидуально: 1) сделать разбор цифр (3 ученика у доски);
2) выписать слова с чередующимися гласными в корне, обозначить графически
орфограмму;
3) выписать слова с проверяемой безударной гласной в корне, обозначить
графически орфограмму;
4) выписать слова с орфограммой в приставках.
Класс объясняет знаки препинания.
- Назовите слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом (яблонька, солнышко).
Игра "третий лишний" (слайд).
- Кроме корней с чередованием, еще какие кони бывают? (с проверяемой и непроверяемой безударной гласной).
- Определите "третий лишний".
1) прилагать, ловить, помирить;
2) усложнить, положить, изложение;
3) произрастать, потрясти, излагать.
Объяснительный диктант. Объяснить орфограммы, выделить корни с чередованием.
Папирус - это болотное растение. В древние времена его выращивали в Египте. Когда папирус вырастет, проникнуть в его заросли невозможно. Группа растений отрывается от берегов и образует островок.
Творческая работа.
- Без растений жизнь человека невозможна. Почему?
- Наверняка у вас дома есть растения, которые посадила мама, а может быть, вы сами. Наблюдательны ли вы? Расскажите об удивительном растении у вас дома (на даче, в саду, в палисаднике около дома). Можете использовать словосочетания, написанные на доске:
выращивать цветы, удивительное растение, цветочный горшок, зеленый росточек, разрослось по подоконнику (по балкону, по комнате). (Слайд).
- Выделите корни с чередованием.
Чтение и анализ творческих работ.
Домашнее задание: параграфы 84, 85, упр. 441.
Что нового узнали на уроке?