Формирование основ безопасности на дороге при ознакомлении с окружающим

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила формировались, когда люди пытались себя защитить от возникающих опасностей. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой системой коммуникаций, большим скоплением людей.

Правила поведения и меры безопасности связаны непосредственно с проживанием человека, будь то современный город или село. Если бы все люди знали и соблюдали правила безопасности на дороге, меньше было бы травм и несчастных случаев. Сложившаяся обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых маленьких и беззащитных граждан - детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и подготовить его к встрече со сложными, а порой с опасными ситуациями.

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Детский травматизм в нашей стране в десятки, а то и в сотни раз превышает травматизм в других станах. До настоящего времени снизить уровень дорожного травматизма не удается. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный ГИБДД, травмы происходят по неосторожности детей, из - за несоблюдения и незнания правил дорожного движения.

В связи с этим остро возникла необходимость создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасности на дороге.

Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно кататься на велосипеде, переходить улицу. Нужно привить детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных часто встречающихся травмоопасных ситуациях.

П. Лич, П. Статмэн в своих исследованиях отмечают, что "преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, они любят правила и целиком их поддерживают. Если правила кем - то забываются, то малыш мгновенно на это реагирует. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности".

Проанализировав программу "Развитие" Л. А. Венгера, используемую в нашем детском саду, я сделала вывод, что раздел по охране жизнедеятельности отсутствует.

Изучив методические рекомендации и программу "Основы безопасности детей дошкольного возраста" авторов Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, я составила проект "Береги себя сам" для детей старшего дошкольного возраста.

Идея, которая легла в основу разработанного мной подхода к формированию у детей безопасного поведения на дороге, заключается в том, что эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции содержания воспитательно-образовательного процесса в ходе реализации проектного метода.

Новизной в моей работе стало формирование навыков безопасного поведения на дороге через различные виды детской деятельности.

Цель проекта: формировать у детей старшего дошкольного возраста умения и навыки безопасного поведения на дороге, умения адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Задачи проекта:

  • Способствовать усвоению первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице и в транспорте.
  • Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
  • Развивать познавательную активность, творческие способности, связную речь и коммуникативные навыки.
  • Активно сотрудничать с родителями воспитанников и со специализированной службой ГИБДД.

Работа по проекту позволяет сформировать у детей навыки личной безопасности и способствует укреплению здоровья и физическому развитию детей. Образовательное содержание осваивается детьми в соответствии с определенными темами.

В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми:

  • Игровая (дидактические, сюжетно - ролевые, подвижные, игры - эстафеты, динамические часы).
  • Познавательная (работа на занятиях, экскурсии, тематические дни).
  • Художественно - речевая (беседы, работа в книжном уголке: чтение произведений, рассматривание иллюстраций по правилам дорожного движения).
  • Изобразительная (выставки рисунков, составление альбомов).
  • Музыкальная.

Мною разработаны блоки тематических занятий и планы проведения тематических дней. Например, при проведении тематического дня "Наша улица" дети на занятии по развитию речи составляют рассказ о своей улице, уточняем знания своего адреса, видов транспорта, дорожных знаков, правила перехода улицы. В течение дня знания закрепляются в дидактических подвижных, настольных играх, в книжном уголке, в уголке по безопасности.

Рассказы и сказки в доступной форме знакомят детей с правилами безопасности жизнедеятельности.

По-настоящему в ребенке может укорениться лишь то, что воспитано в семье, поэтому мною, совместно с родителями было принято решение создать в рамках проекта семейный клуб "Зеленый огонек". Семейный клуб позволяет родителям - лучше понять своего ребенка, детям - привить чувство гордости за свою семью, педагогам - более эффективно строить процесс воспитания и образования ребенка.

Цель: объединение усилий педагогов и родителей в формировании у детей навыков безопасного поведения на дороге.

Родители оказывают посильную помощь в составлении мини-альбомов, в изготовлении атрибутов к играм. Я смогла привлечь внимание родителей к проблеме детской безопасности, сделать из равнодушных наблюдателей - активных помощников в деле обучения правилам безопасного поведения на дороге и в транспорте.

В группе создана и обогащается развивающая среда по данной проблеме. Имеется уголок безопасности для детей, в котором находятся дидактические и настольные игры, художественная литература, серия картин по правилам дорожного движения. Создана картотека игр, загадок, стихотворений.

Работа по формированию знаний, умений и навыков у детей безопасного поведения очень эффективна и не трудоемка, но дает хорошие результаты.

Приложение 1, приложение 2.