Тип урока:
- урок обобщения и систематизации знаний по теме «Окружность. Круг. Сфера. Шар»
Общая дидактическая цель:
- создать условия для осмысления уже известных знаний; проверить теоретические и практические знания и умения по данной теме.
Триединая дидактическая цель:
образовательный аспект:
- проверить знание и понимание изученных формул длины окружности, площади круга, площади поверхности сферы, объема шара;
- проверить умение применять изученные формулы при решении задач, применять знания в незнакомой и несколько измененной ситуации;
развивающий аспект:
- способствовать развитию познавательных умений учащихся, развитию самостоятельности, внимательности, настойчивости в достижении цели;
воспитательный аспект:
- воспитание организованности,
- воспитание навыков самоконтроля.
Формы организации познавательной деятельности:
- индивидуальная,
- самостоятельная,
- фронтальная.
Методы обучения, применяемые на уроке:
- репродуктивный,
- наглядный,
- частично-поисковый.
Этапы урока:
I. Этап организации деятельности.
II. Этап мотивации и целеполагания.
III. Игра – путешествие.
IV. Подведение итогов.
V. Информация о домашнем задании.>
Ход игры
Каждому участнику перед началом путешествия выдается маршрутный лист. Маршрутный лист разделен на 8 частей, каждая из которых по ходу игры заклеивается жетоном из самоклеющейся цветной бумаги (для каждого участника свой цвет жетона).
I этап: космодром «Окружность»
Игра «Кубик – экзаменатор»
Каждый ученик выходит к столу и бросает кубик, на каждой грани которого изображена формула. Выпавшей на верхней грани формуле учащийся дает пояснение (устно). Если выпавшая формула повторяется, ученик бросает кубик повторно.
За правильный ответ в маршрутный лист вклеивается жетон.
II этап «Шаровые горы»
Игра «Лесенка»
Учащиеся работают в парах. Девочки «поднимаются» на пик «Умница», а мальчики на пик «Умник».
Тому, кто поднимается на пик первым в маршрутный лист вклеивается жетон.
Задания для первой пары:
Задачи 1-у ученику |
Ответы |
Задачи 2-у ученику |
|
I. D1 = 16см. Найти R1 |
R1 = 8см |
D1 = 12см |
I. R1 = 6см. Найти D1. |
II. Вычислить С1. |
С1 = 50,24см |
С1 = 37,68см |
II. Вычислить С1. |
III. Вычислить С2 , если она составляет 25% от С1. |
С2 = 12,56см |
С2 = 12,56см |
III. Вычислить С2 , если она составляет от С1. |
IV. Вычислить радиус второй окружности. |
R2 = 2см. |
IV. Вычислить радиус второй окружности. |
Задания для второй пары:
Задачи 1 ученику |
Ответы |
Задачи 2 ученику |
|
I. D1 = 8см. Найти R1 |
R1 = 4см |
D1 = 18см |
I. R1 = 9см. Найти D1. |
II. Вычислить С1. |
С1 = 25,12см |
С1 = 56,52см |
II. Вычислить С1. |
III. Вычислить С2 , если она составляет 25% от С1. |
С2 = 6,28см |
С2 = 6,28см |
III. Вычислить С2 , если она составляет от С1. |
IV. Вычислить радиус второй окружности. |
R2 = 1см. |
IV. Вычислить радиус второй окружности. |
III этап «Привал у Круглого озера»
Игра «Рыбалка»
Учащиеся «ловят» рыбок на удочку с магнитом. Рыбки трех видов по уровню сложности представленных задач.
- «Золотая» рыбка – задачи III уровня;
- «Треугольная» рыбка – задачи II уровня;
- «Круглая» рыбка – задачи I уровня.
За решение задач I уровня в маршрутный лист вклеивается один жетон, II уровня – два жетона, III уровня – три жетона.
Задачи I уровня:
1. Диаметр окружности 50см. Найдите длину окружности. (С = 157см)
2. Диаметр окружности 2,8м. Найдите длину половины окружности. ()
3. Радиус окружности равен 1,6дм. Найдите длину окружности. (С = 5,024дм)
4. Радиус круга равен 5см. Вычислите площадь круга. (S = 78,5см2)
Задачи II уровня:
1. Диаметр планеты Меркурий приближенно равен 5 тыс. км. Найдите площадь поверхности Меркурия. (S = 54500000км2)
2. Сколько кафельных плиток нужно взять, чтобы уложить пол круглого бассейна, если радиус бассейна 10м, а площадь одной плитки 0,2м2. (S = 314м2, n = 1570 плиток)
3. Около водопада Виктория в Центральной Африке растет баобаб, окружность ствола которого 26,69м, а окружность ствола кипариса, растущего в Мексике, на 21,98м больше. Определите диаметры ствола баобаба и ствола кипариса. (DБ = 8,5м, DК = 15,5м)
4. Один из самых больших глобусов Земли был изготовлен в 1889г. для Парижской всемирной выставки. Его диаметр был 12,6м. Определите площадь поверхности этого глобуса. (S = 498,5064м2)
Задачи III уровня:
1. Диаметр колеса тепловоза равен 180см. За 2,5мин. колесо сделало 500 оборотов. С какой скоростью идет тепловоз? (С = 5,652м, s = 500× С = 2826м, v = 1130,4м/мин, v = 67,824 км/ч)
2. Площадь поверхности Луны приближенно равна 36298400км2. Найдите радиус Луны. (R = 1700км)
3. Останкинская телебашня в Москве опирается на площадку, имеющую форму кольца. Диаметр наружной окружности 62м, а внутренней окружности 44м. Вычислите площадь фундамента Останкинской телебашни. (Sвнутр. = 1519,76м2, Sвнешн. = 3017,54м2, Sкольца = 1497,78м2)
4. Каков диаметр опаленной площади тайги от взрыва Тунгусского метеорита в 1908 году, если площади пострадавшей от метеорита тайги равны 119,32км2, будем считать, что пострадавшая часть тайги имеет форму круга. (D = 38км)
IV этап «Переправа через озеро Круглое»
Чтобы попасть на паром, нужно решить задачу:
Во сколько раз путь от места привала до города Сферического на пароме короче пути по берегу озера, если радиус Круглого озера 8км? (в 1,57 раза)
Схема местности:
V этап «город Сферический»
Необходимо преодолеть путь до вертолета, который вернет нас на космодром «Окружность».
Игра «Лото»
Каждому игроку выдается одна большая карточка, разделенная на шесть частей, в каждой из которых записана задача (решается устно), и шесть маленьких, на каждой из которых записан ответ к одной из задач большой карточки. При решении задач большая карточка закрывается маленькими, из которых должна сложиться картинка с изображением вертолета.
Задачи к игре «Лото»:
Во всех задачах
1. Найдите длину окружности, радиус которой равен 12см. (С = 72см)
2. Определите диаметр окружности, если ее длина равна 108дм. (D = 36дм)
3. Найдите площадь круга диаметром 8м. (S = 12м2)
4. Найдите площадь круга, если длина окружности этого круга равна 6см. (S = 27см2)
5. Вычислите площадь поверхности сферы, диаметр которой 6см. (S = 108см2)
6. Определите объем шара радиусом 2дм. (V = 32дм3)
VI этап «космодром Окружность»
Подведение итогов.
Если в маршрутном листе вклеено
- 6 – 7 жетонов в восьмую клеточку листа вклеивается оценка «5»,
- 4 – 5 жетонов – оценка «4»,
- 3 жетона – оценка «3».
Возвращаемся домой под стихи Франца Карла Гинскея «Шар» (1908г.)
В моей привычной форме – благородство.
Я все права имею первородства.
Мне совершенство щедрое дано.
Что создано, во мне завершено.
Кто через оболочку видит верно,
Тот из меня впивает соразмерность.
Кто глубь пространства знает лишь на слух,
Во мне увидит круг, и только круг.
Земному только малым я обязан:
Я в равновесье с ним лишь точкой связан.
И если б эту косность я избыл,
Я в тот же миг вознесся б и уплыл.
Маршрутный лист (титульная сторона):
Маршрутный лист (обратная сторона):