Подпрограмма "Школа первоклассных родителей"

Разделы: Школьная психологическая служба


Аннотация

МОУ “Средняя общеобразовательная школа №5” расположена в центре города в окружении МОУ СОШ №№ 8, 9,10, 3 (2-ое здание - бывшая СОШ № 4), что естественно создает острую конкуренцию между учреждениями, вызванную как переходом школ на новые условия финансирования, так и повсеместным ежегодным сокращением количества детей. Анализ показывает, что немалая часть будущих первоклассников проживает вне микрорайона школы, что свидетельствует о ее популярности, но вместе с тем порождает встречную проблему - сохранения данного контингента.

В школе существуют давние традиции сотрудничества в режиме “семья-школа”: была внедрена программа развития толерантности в рамках городской экспериментальной площадки, в настоящее время реализуется проект “Школа с этнокультурным компонентом” “Диалог культур” (республиканская экспериментальная площадка), девиз которого - “От диалога культур - к культуре диалога”. Внедрение комплексной программы “МЫ-вместе!” есть еще одна из форм культурного диалога с будущим школы - ее учениками и их родителями.

Комплексная программа “МЫ - вместе!” состоит из двух подпрограмм, которые

реализуются параллельно в течение одного учебного года: “Умники и умницы” (“Школы будущего первоклассника”) и “Школы первоклассных родителей (ШПР)”.

На этапе поступления детей в школу, когда не только ребенок, но и родители становятся участниками образовательного пространства, необходимость включения их (родителей) в решение задач, связанных с развитием ребенка, становится наиболее своевременной и актуальной. Учитывая заинтересованность родителей в пополнении психолого-педагогических знаний и стремлении школы к сотрудничеству с семьей, как важнейшей составной частью воспитательного пространства, возникла также необходимость и в программе психолого-педагогического курса для родителей, который уже на пороге школьной жизни позволяет создать единое информационное пространство, как основу дальнейшего взаимодействия “семьи и школы”. Подпрограмма “Школа первоклассных родителей (ШПР)” содержит материал, который должен заинтересовать родителей и предоставить им информацию о таком важном периоде в жизни их ребенка, как вхождение в мир знаний.

Программа “МЫ - вместе!” актуальна, научно обоснована, содержит большой практический материал, уже апробированный на практике. Внедрение данной программы дает всем дошкольникам равные стартовые возможности для успешного обучения в начальной школе, а в лице из родителей школа приобретает верных и надежных помощников, обладающих достаточным запасом психолого - педагогических знаний, столь необходимых для оказания грамотной помощи своим детям.

Понимая важность подготовки детей к школе, среди родителей, будущих первоклассников было проведено анкетирование, направленное на выяснение того, как часто родители занимаются со своими детьми, ведут ли они постепенную подготовку к школе. Результаты показали, что хотя среди родителей будущих первоклассников достаточно образованных людей, тем не менее, они не в состоянии вести эффективную подготовку детей к обучению в школе:

  • 50% тех, кто занимается с ребенком 1 - 2 раза в неделю,
  • 33,3 % - ведут занятия ежедневно,
  • 16,7 % - 1 раз в два дня.

Курс “ШПР” проводится с родителями будущих первоклассников. Занятия с родителями организуются в октябре - апреле, накануне поступления ребенка в 1 класс. Встречи проходят по субботам, параллельно с занятиями будущих первоклассников, что дополнительно мотивирует детей к школьному обучению (“мы тоже учимся, как мамы и папы”). Курс рассчитан на 20 занятий, по 1 ч.30 мин. каждое, один раз в неделю.

Актуальность

Готовность к школьному обучению можно сравнить
с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент
– залог надежности и качества будущей постройки.
Н.И. Гуткина

Цель программы: Развитие компетентности родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школе, их социализации в школьной жизни.

Задачи программы:

1. Повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе.

2. Уточнение и коррекция представлений родителей о ребенке (возрастных закономерностях детского развития; показателях готовности к школьному обучению; особенностях ведущей деятельности), школе (особенностях обучения шестилетних детей) и психолого-педагогических особенностях адаптации ребенка к школьному обучению.

3. Выявление и коррекция родительских ожиданий и установок в отношении детей и школьного начального обучения.

4. Формирование позиции сотрудничества со своим ребенком и со школой.

5. Создание классного коллектива родителей, планирование совместных работ и методического обеспечения учебного процесса.

Методы работы:

  • Групповое обсуждение
  • Беседа
  • Ролевые игры
  • Дискуссия
  • Деловая игра
  • Психодиагностика

Структура занятий.

Занятие состоит из нескольких частей: “приветствие”, “разминка”, “основная” часть, “обратная связь”, “ритуал прощания”. Занятие с родителями тематически связано с предыдущим занятием с детьми. Целью “приветствия” и “разминки” является сплочение группы и настрой на дальнейшую работу. В “основной” части ведущий ведет группу к достижению цели, обозначенной темой занятия. В заключительной части участники группы делятся своими впечатлениями, прощаются.

Полученные результаты:

По итогам проведения “Школы первоклассных родителей” можно говорить о следующих результатах (по итогам анкетирования, наблюдений):

1. Удовлетворенность родителей полученными знаниями.

2. Готовность к дальнейшему сотрудничеству в рамках психолого-педагогического просвещения.

3. Расширение сферы психологических знаний о развитии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

4. Отработка новых способов и приемов поведения.

5. Преодоление родителями неадекватных личных установок, особенностей поведения.

6. Отработка новых приемов и способов взаимодействия с ребенком.

7. Увеличения количества обратившихся за консультативной помощью в адаптационный период.

Примерное тематическое планирование.

Тема

Методы, приемы

Время

1.

Тема: “Общий взгляд на задачи начальной школы” (вводное занятие)
  1. Выступление директора школы
  2. Выступление зам. директора по УВР
  3. Выступление учителей начальных классов
  4. Выступление педагога-психолога
Беседа

Презентация “Общий взгляд на задачи начальной школы

(1 занятие)

2.

Тема: “Будущий первоклассник”

1. Особенности роста и развития детей

6-8 лет

2. Понятие “Школьная зрелость”

Беседа

Практикум

Презентация “Особенности роста и развития детей 6-8 лет ”

(2 занятия)

3.

Тема: “Готовность ребенка к школе”.

1. Что такое психологическая готовность к школе?

2. Мотивационная готовность

3. Интеллектуальная готовность

Анкета “Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу?”

Тест “Правильно ли вы воспитываете ребенка?”

Тест “Готов ли ребенок к школе?”

Презентация “Готовность ребенка к школе”

(2 занятия)

4.

Тема: “Здоровый ребенок в здоровой семье” (совместные занятия и развлечения с детьми).
  1. Привлечение внимания родителей к здоровому образу жизни в семье.
  2. Беседа с врачом-педиатром
Встреча с педиатром

Встреча с учителем физкультуры

Практикум

Игры

(2 занятия)

5.

Тема “В преддверии школы”

1. Экипировка будущего первоклассника

2. Легко ли собрать портфель

Групповое обсуждение

Ролевые игры

Презентация “В преддверии школы”

(1 занятие)

6.

Тема “Развитие моторики”

1. Занятие по моторике

2. Определение ведущей руки

3. Роль руки в подготовке руки к письму

Дискуссия

Игры

Практикум

(2 занятия)

7.

Тема: “Безопасность ребенка”
  1. Пожарная безопасность.
  2. Безопасность на улице и дороге.
Встреча с представителями ГИБДД и пожарниками (1 занятие)

8.

Тема: “Поведенческие нарушения детей и их коррекция” Групповое обсуждение

Ролевые игры

Презентация “Поведенческие нарушения детей и их коррекция”

(2 занятия)

9.

Тема: “Наши ожидания по отношению к ребенку – будущему школьнику и к  школе”. Беседа

Практикум

(2 занятия)

10.

Тема: “Мы можем быть командой”

Формирование коллектива родителей класса (с каждым коллективом родителей отдельное занятие)

Групповое обсуждение

Ролевые игры

Практикум

(3 занятия)

11.

Подведение итогов “Школы первоклассных родителей”

Индивидуальные консультации

Анкета

Дискуссия

(2 занятия)
  Совместное занятие родителей и детей “Первый раз в первый класс” или “Праздник портфеля”   (1 занятие)
Итого: 20 занятий

По итогам каждого занятия родителям выдаются буклеты разных цветов, которые отражают основное содержание прошедшей встречи, как своеобразное напоминание о ней и повод обсудить затронувшие вопросы в домашнем кругу, или среди знакомых.

В помощь родителям педагогом- психологом школы разработана методическая копилка, материал которой папы и мамы могут использовать дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности развития собственного ребенка.

Методическая копилка включает:

1. Медиатеку (ЦОРы по вопросам психологии и физиологии дошкольника)

2. Памятки родителям по каждой теме

3.Набор скороговорок для развития произносительных навыков

4. Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики

5. Подборка дидактического материала для развития познавательных процессов (памяти, мышления, внимания)

6. Сайты для самостоятельного ознакомления с психолого-педагогической литературой и рекомендациями.

См. приложение 1.

См. приложение 2.