Цель: выполнение работы в технике прямого плетения.
Задачи: воспитывать у детей интерес к народному творчеству, культуре и традициям России, учить пользоваться учебным пособием - учебником, упражняться в прямом плетении, знакомить с соответствующей терминологией, развивать умение составлять план предстоящей работы, формировать художественно-творческую личность, развивать наблюдательность, внимание, пространственное воображение, расширять кругозор, учить работать самостоятельно, создавать доброжелательную атмосферу сотрудничества в коллективе, применять полученные знания.
Планируемый результат: создание коллективной работы (проект) в технике прямого плетения.
Оборудование: музык. запись "Звуки ярмарки", интерактивная доска, презентация Power Point (приложение), учебник Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. "Уроки творчества", конверты для индивидуальной работы, клей, ножницы, покрывало, выполненное в технике пэчворк.
Ход урока
I. Мотивационный этап.
Звучат звуки ярмарки, в это время на экране интерактивной доски появляются фрагменты ярмарки (Слайд №2).
II. Подготовка к восприятию.
Во время музыкального сопровождения учитель надевает фартук и произносит, выступая в роли зазывалы ярмарки, следующие слова:
- Здравствуйте, здравствуйте,
Гости дорогие!
Люди свойские, простые:
Милости просим,
Будьте, как дома,
Знакомьтесь совсем,
Что ещё незнакомо.
- Гости дорогие, ученики мастеровые, добро пожаловать в нашу мастерскую. Нужны мне сегодня помощники, народ толковый да шустрый. Только уговор у меня с вами будет такой: для работы нашей славной шум за дверью мы оставим! Согласны? (Да)
- А еще в нашем краю говорят исстари: "Где хотенье, там и уменье!" Согласны ли вы с такими правилами? (Согласны)
- Ребята, сегодня я вас и наших гостей приглашаю на ярмарку. Кстати, а что такое ярмарка? (Базар, рынок, где продают различные товары)
- Давайте, сравним свои догадки с определением, которое я нашла в словаре у С. И. Ожегова (определение на слайде №3):
- Не зря говорят в народе: "Шум, как на ярмарке!"
-Ребята, зачем на уроке труда вдруг возникло это понятие?
Предположения детей:
На ярмарку люди со всех концов везли то, что вырастили. Наверное, будем что-то продавать.
Люди издавна не только сочиняли, но и творили своими руками. Многие народные промыслы дошли и до нашего времени. Мы тоже многому учимся и можем представить свои умения на ярмарке
III. Введение в новый материал. Определение критерий оценки.
- А что вы могли бы показать? (Дети перечисляют возможные варианты)
- А я знаю ещё одно занятие, которым люди занимались с давних-давних времён. Эту технику мы и будем осваивать сегодня в нашей мастерской.
- Предлагаю поиграть.
Игра "Пятый лишний".
Прочитайте ряд слов (Слайд №4), обозначающих предметы. Найдите "лишнее" слово. Если есть затруднения, то обратитесь за помощью к учебнику на странице 58-59.
Лукошко, лапти, сапоги, соломенная шляпа, плетень.
- Назовите общий признак, который объединяет оставшиеся предметы. (Лишнее - сапоги. Все оставшиеся предметы выполнены в технике плетения, с которым мы знакомились на прошлом уроке). На доске дети проверяют (правильно, здесь спрятаны сапоги).
- С каким плетением вы познакомились на прошлом уроке? (С косым плетением)
- Какой материал вы использовали в работе? (Тесьма, шпагат, бельевая верёвка) Что у вас получилось? (Плетёные человечки) Где их можно использовать? (В качестве подарка, игрушки)
IV. Работа с учебником
- Но раз мы уже знакомы с этой техникой, то, что же нового предстоит нам узнать? Откройте учебник на странице 61. Исследуйте представленный материал и попытайтесь сформулировать тему нашего урока. (Дети в паре обсуждают материал учебника)
Возможные варианты ответов детей:
- Мы будем продолжать работать в этой технике, только нам предстоит познакомиться с прямым плетением.
- Мы будем плести из полосок бумаги.
- Какой материал будет использован в нашей работе? (Цветная бумага) Только ли цветную бумагу можно использовать для этой техники? (газетную, журнальную, обёрточную, обойную) Что будем выполнять? (Коврик)
На доске появляется тема урока (Слайд №5): "Работа с бумагой. Прямое плетение из полосок бумаги. Коврик".
- Какую цель вы поставите перед собой на этот урок? (Учиться выполнять прямое плетение. Выполнить плетёный коврик.)
На доске учитель фиксирует (Слайд №5): цель - выполнить плетёный коврик.
V. Практическая работа.
Учитель:
- Рассмотрите, пожалуйста, образцы и попытайтесь, понять, как выполняется прямое плетение (Слайд №6).
Дети:
- Прямое плетение - простое переплетение уложенных крест-накрест лент между собой. Оно может быть исполнено шахматным рисунком или фигурным.
Учитель:
-Как вы думаете, почему плетения получили такие названия? (Шахматным, потому что напоминает шахматную доску, а фигурным - похоже на какую-нибудь фигуру)
Дети:
-Узор можно плести в полосе, прямоугольнике, квадрате.
-Повторяющийся фрагмент узора называется мотив.
Учитель:
-Найдите мотивы на этих образцах (Слайд №7).
На доске представлены образцы узоров с повторяющимися фрагментами и образцы шахматного плетения. Дети подходят к доске и показывают те, где есть мотивы.
Учитель:
- Перед вами в конвертах необходимые ресурсы (полоски цветной бумаги, эскиз, полотно для плетения в форме квадрата), которые вы приготовили на прошлом уроке и эскиз, которым вы можете воспользоваться при работе. Достаньте, посмотрите.
- Работать будем самостоятельно. Каждый будет делать свой коврик. Узор выбираете из учебника, выполняете по эскизу или придумываете свой. Но перед началом необходимо установить порядок выполнения работы.
На партах карточки, где хаотично расположены следующие шаги:
Концы каждой полоски закрепляй на основании клеем.
Выполни плетение по образцу или придуманному рисунку.
Выбери узор для коврика.
Нарезанные полоски бумаги аккуратно подтягивай и не допускай больших просветов и перекосов в плетении.
Дети определяют план своей работы, одновременно с этим учитель отрывает поочерёдно план на доске (Слайд №8).
- План намечен. Можно приступать к работе. По окончании необходимо будет выбрать лучшие коврики от группы (дети объединяются в четвёрки). Значит, необходимо определить критерии оценки (Дети предлагают: аккуратность, правильность, оригинальность)
VI. Самостоятельная работа.
Дети самостоятельно выбирают узор плетения или придумывают свой рисунок. Работу выполняют согласно намеченному плану.
VII. Контроль за выполнением работы
Учитель в ходе самостоятельной работы осуществляет индивидуальный подход (наблюдение, помощь).
VIII. Рефлексия. Практическая значимость
Учитель:
- Ребята, обсудите в группе, у кого получился коврик в соответствии с нашими критериями. Выберите, пожалуйста, поместите их на доске.
Дети по мере выполнения выходят к доске со своими ковриками.
- Чему научились на уроке? Понравилось? Где можно использовать нашу работу? (В качестве салфетки)
- А можно ли использовать одновременно все коврики? Что бы вы сделали? (Собрали все сделанные коврики в один) Попробуем?
Дети составляют на доске из своих ковриков большой ковёр.
- Красота! Наша ярмарка просто преобразилась. Знаете ли вы, как называется народное ремесло, где используются лоскутки ткани, которые очень сейчас напоминают наши коврики? (???)
- Сейчас я вам кое-что покажу (учитель показывает покрывало, выполненное в технике пэчворк, слайд №9). Сравните с нашим ковром, похоже, по внешним признакам?
- Да, это выполнено из лоскутов ткани и называется пэчворк. Этому ремеслу мы научимся тоже, только немного позднее. Нам необходимо для этого ещё многое освоить. Недаром говорят в народе: "Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит".
- Спасибо за работу. Сегодня вы на славу потрудились. У вас всё получилось благодаря вашему терпению, вниманию и умению сотрудничать друг с другом.
- "Мы - хранители своих традиций!" И не только на словах, но и на деле. Какая ярмарка без песен?! Настя приготовила для наших гостей подарок - песню в собственном исполнении (исполнение песни, слайд №10).