Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


До сих пор одним из «больных» мест нашей школы остается недостаточная грамотность учащихся, и, видимо, причина кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в совершенстве методики обучения.

О чем обычно в первую очередь заботится учитель, начиная вводить первоклассников в проблемы орфографии? О том, чтобы как можно раньше познакомить детей с правилами и как можно быстрее приступить к их практическому применению. Правомерна ли такая логика действий учителя? Следует обратиться к мнению ученых.

«Орфографическое действие мы имеем тогда, когда пишущий намеренно обращается к правилу, так как осознает наличие орфограммы в слове», – считает П.С. Жедек. Это заставляет задуматься: а не пропускаем ли мы целый этап в обучении школьников, именно тот, на котором они специально учились бы осознавать наличии орфограмм в слове?

М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

  1. увидеть орфограмму в слове;
  2.  определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится; вспомнить правило;
  3.  определить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы;
  4.  определить «шаги» ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;
  5.  решить задачу, т.е. выполнить последовательность действий по алгоритму;
  6.  написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

Зависимость результатов обучения орфографии от того, на сколько развита способность ставить перед собой орфографические задачи, постоянно подчеркивают и лингвисты, и психологи, и методисты (В.Ф. Иванова, П.С. Жедек, М.Р. Львов, М.М. Разумовская).

Эту зависимость осознают и учителя. Так каждому учителю знакома ситуация, когда после изучения правила, например, о безударной гласной в корне, учащиеся достаточно успешно справляются с заданием на вставку пропущенных букв, но допускают ошибки в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию не трудно: чтобы вставить букву ученикам нужно решить лишь орфографическую задачу, а чтобы правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаружить орфограмму, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим базовым орфографическим умением.

«Отсутствие орфографической зоркости является одной их главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма» (Львов М.Р. Правописание в начальных классах).

Это рассуждение приводит к мысли о том, что работу над орфографической грамотностью следует начинать с развития у учащихся орфографической зоркости. Работу по формированию орфографической грамотности следует проводить уже в период обучения грамоте шестилетних детей. Здесь можно использовать орфографические сказки и словообразовательные упражнения. Для формирования первичных представлений об орфограмме орфографические сказки используются с учетом психологических особенностей детей.

Орфографические сказки:

  1.  формируют первичное представление об орфограмме;
  2.  вызывают интерес к изучаемому материалу;
  3.  помогают видеть орфограммы;
  4.  определять их тип;
  5.  носят воспитательный характер (учат дружить, помогать друг другу в трудную минуту...);
  6.  способствуют развитию речи.

На уроках обучения грамоте и русского языка можно использовать стихотворные упражнения, как средство развития орфографического навыка.

Стихотворные упражнения

1. Служат для выделения и написания орфограммы.

Парные согласные самые опасные:

Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, 3 – С, Ж – Ш.

Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг!
Парный сразу проверяй,
Слово быстро изменяй.

2. Используются для чтения и письма орфографически-насыщенного материала:

Мыши, лыжи, пень, часы,
Воробьи, лиса, весы,
Котик Васька, пес Пушок –
Сколько правил здесь, дружок?

Этот вид рифмовок учит детей видеть трудные случаи правописания в текстах с широким диапазоном изученных орфограмм, вырабатывать орфографическую зоркость учащегося. Работа происходит в виде игры «Кто найдет больше орфограмм».

В дальнейшем на уроках русского языка предлагаются задания:

  •  выписать слова на определенную орфограмму;
  •  записать свои примеры с теми же орфограммами, что встретились в тексте;
  •  расставить ударения в словах;
  •  выделить корень;
  •  разделить слова для переноса или на слоги;
  •  подчеркнуть орфограмму.

3. Упражнения с элементами какографии:

Разве можно без улыбки
Видеть Ленины ошибки:
«Налител я на сугроп
И расшиб сегодня лоп,
Очень больно и обидно,
Глас под мышкою не видно».
Быстро Лене помогайте,
Все ошибки исправляйте.

Условием работы над этим видом упражнений является:

  •  коллективное исправление всех ошибок;
  •  объяснение правил правописания;
  •  после исправления следует прочитать и орфографически проговорить трудные для написания слова.

Знакомство на уроках с орфографическими сказками способствует созданию творческих работ учеников. Дети сами сочиняют сказки, потому что в этом возрасте дети часто живут в мире фантазии, игры и сказки.

Детские работы

Жили в доме мыши,
У них две крыши.
Крыша жи
И крыша ши.
Ну-ка! Правильно пиши!
Ши и жи, жи и ши.
(Литовченко Сергей)

Сказка «ЧК» и «ЧН»

Жили-были братья близнецы «Ч». Однажды они познакомились с «Н» и «К». Один из братьев стал дружить с «Н», а другой с «К». Дружба эта стала такой крепкой, что друзей всегда видели вместе. Их так и звали «ЧК» и «ЧН». Но черной завистью завидовал им мягкий знак. Он все время норовил проскочить между друзьями и их поссорить. Но не тут-то было! Товарищам так хорошо было вдвоем, что «Ь» просто не вписывался в эту дружбу, и они по-прежнему оставались «не разлей вода» – «ЧК» и «ЧН»! Поэтому запомните, ребята! Где «ЧК» и «ЧН» – мягкий знак не пишем, даже если слышим!
(Кайдалова Даша)

В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы подчеркивалось: «Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма». И задача учителя научить ребенка любить свой язык, бережно к нему относиться, стремиться быть грамотным, образованным.

Список литературы

  1.  Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
  2.  Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах // Начальная школа, 1985.
  3.  Одегова В.Ф. Развитие орфографической зоркости // Начальная школа, 1989.