Как правило, участие родителей в жизни класса в начальной школе намного интенсивнее, чем в средней. Как же сделать так, чтобы столь активные пару лет назад родители не стали пассивными наблюдателями и продолжали интересоваться школьной жизнью детей?
Каждый классный руководитель, которому приходилось вести пятый класс, знает, что основными целями адаптационного периода для детей являются определение готовности школьников к обучению в новых условиях и оказание помощи детям с низким уровнем такой готовности. Таким образом, мы вплотную занимаемся учениками, частенько забыв про родителей. Нет-нет, не об “адаптации” родителей хотелось бы поговорить, а о степени их участия в жизни класса и школы.
Явка на общешкольные родительские собрания всегда высока именно за счет “началки”. Почему же родители учащихся средней школы перестают принимать активное участие в жизни класса?
Причин здесь несколько. Это и увеличившаяся самостоятельность их ребенка (часто детям неудобно, что их мама все ходит в школу, как будто они еще маленькие, и они сами зачастую этому препятствуют). Совсем недавно одна мама заявила: “Моей дочери уже двенадцатый год, взрослая совсем. Что же я до сих пор должна ходить и за нее краснеть?”
Сюда же относятся проблемы адаптационного периода, с которым сталкиваются не только дети, но и их родители (способность найти общий язык с каждым учителем-предметником иногда не под силу некоторым родителям).
Еще одна причина – возникновение новых, неожиданных для многих родителей трудностей с учебой и поведением, о которых они сначала внимательно слушают, а затем, махнув рукой в силу своей занятости, пускают все на самотек (например, проблемы подросткового возраста, когда иной раз родители не могут найти общий язык со своим ребенком).
И, конечно, определенную сложность создает новый классный руководитель, который занимается не только их детьми, но и имеет большое количество часов по предмету, что, естественно, ведет к ослаблению контроля, чему некоторые родители очень рады.
Да и сами учителя часто делают ошибки, о которых написано в любой книге по классному руководству – начинают разговор с родителями с жалоб и проблем, “выливают” на них весь негатив и ждут при этом понимания. Но при подобном “нападении на их чад” можно получить в ответ: “Мой ребенок самый лучший, вы у себя в школе порядок наведите”. Естественно, что в такой ситуации контакт с родителями будет потерян и понадобится приложить много усилий, чтобы наладить сотрудничество с этой семьей.
Я в своей работе классного руководителя всегда придерживаюсь такого правила – вызывать родителей в школу только тогда, когда без их вмешательства невозможно решить проблему. А таких ситуаций, поверьте мне, бывает не так много. Конечно, звонить родителям и ставить их в известность о “шалостях” их чада нужно, иногда просто необходимо, но вызов в школу должен быть “высшей мерой наказания”, иначе скоро это станет для них обыденностью и потеряет тот воспитательный эффект, на который мы всегда так надеемся.
Идеальная ситуация – вы заранее узнали, что в следующем году вам достанется пятый класс. Здесь намного проще обеспечить преемственность требований и работу с родителями. Как это можно сделать? Посещение совместных родительско-детских праздников, выступления на родительском собрании и представление вас в качестве будущего классного руководителя учителем начальных классов, знакомство родителей с вашими требованиями и пожеланиями, изучение личных дел учеников.
Но если вам не повезло и о своем назначении классным руководителем в пятом классе вы узнали лишь в конце августа, то свою работу нужно строить иначе.
Шаг первый. Не стоит откладывать знакомство с родителями до первого собрания, которое традиционно проходит лишь в конце первой четверти. Получая новый класс, не только пятый, я начинаю работать по созданной мною программе “Первое знакомство с семьей ученика”. В августе я организую посещения семей учеников своего класса, т.е. я планомерно обхожу всех. Это позволяет ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни его семьи, его традиции и обычаи, духовные ценности, стиль общения между родителями и детьми. Кроме того, такие визиты положительно влияют на характер взаимоотношений педагога и родителей. Важно отметить, что изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
До первичного посещения семей я практиковала раздачу анкет ученикам, но эта форма работы оказалась не так эффективна. Кроме того, это не представляло возможности увидеть условия семейного воспитания своими глазами и познакомиться со всеми родителями. К тому, при личном контакте появляется шанс заинтересовать родителей и быстрее найти с ними общий язык.
Шаг второй. Чтобы увлечь детей, мотивировать их и родителей к совместной деятельности, новый учебный год нужно начинать ярко! Поэтому первый классный час обязательно должен быть необычным и запоминающимся, на его лучше пригласить всех родителей. Замечено, что на линейку первого сентября приходят практически все родители пятиклассников – попросите их подняться в класс. Подобное общее дело поможет вам ближе познакомиться с ребятами и поддержать их перед лицом ответственности выступления при родителях! После такого классного часа рекомендуется провести первое родительское собрание в новом для родителей статусе – “родители пятиклассника”. Какие памятные сувениры вы им вручите, зависит от вашей фантазии!
Кстати, о приглашениях и поздравлениях...
Шаг третий. Никогда не скупитесь на внимательное отношение к родителям! На каждое родительское собрание обязательно должно быть направлено индивидуальное приглашение. Например, на первое собрание первого сентября я делала такое приглашение-поздравление:
Уважаемые родители! Поздравляю Вас с началом учебного года!
Ваш ребенок стал пятиклассником! Какие трудности встретятся на его пути, как с ними справиться? На эти и другие вопросы поможет ответить наша первая встреча. Организованное собрание состоится первого сентября после торжественной линейки. Я надеюсь, что ваше присутствие на собрании станет приятной красивой традицией нашего класса. С надеждой на встречу и сотрудничество.
Ваш классный руководитель.
Желательно иметь подобные приглашения на все последующие мероприятия, некоторые классные руководители даже пишут их в стихах. Также не забываем и о праздниках! Вас не поздравили родители? Зато мы поздравили их! А уж творчество их детей в качестве подарка – самое ценное, что вы можете подарить! На Новый год мы с моими пятиклассниками сделали специально для родителей календари на год.
Шаг четвертый. Памятки и полезная информация – то, что мы чаще всего называем “педагогическим просвещением родителей”, – должны обязательно быть на каждом родительском собрании. Внимание и предупредительность возможных проблем – вот что подкупает родителей.
Например, на первом родительском собрании будут уместны такие памятки:
Уважаемые родители! Поздравляю Вас и Вашего ребенка с началом учебного года!
Желаю всем успехов в учебе!
Полезная информация родителям пятиклассников
Понаблюдайте за своим ребенком. Как пятиклассник он должен:
– уметь общаться с одноклассниками, поддерживать отношения, иметь свое мнение;
– правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в делах и в случае необходимости обращаться за помощью к взрослым;
– стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, заниматься самостоятельно;
– уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
– иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
– уметь общаться с другими взрослыми(продавцом, врачом и т.д.);
– предвидеть последствия своих действий, делать правильный и безопасный выбор.
Как обеспечить гармонию между домашней и школьной жизнью Вашего ребенка:
– попытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение адаптационного периода; спокойствие домашней жизни Вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе;
– воодушевляйте ребенка на рассказ о школьных делах;
– регулярно беседуйте с учителями о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми;
– по возможности посещайте мероприятия, организуемые в классе, ребенок будет рад видеть вашу заинтересованность;
– помогайте ребенку делать домашнее задание, но не выполняйте его сами;
– поощряйте возникающие интересы и увлечения ребенка, появившиеся в связи с преподаванием новых предметов.
Пример памятки для тематического родительского собрания, посвященного режиму для школьника
Физиологические проблемы пятиклассников и режим дня
Памятка для родителей
Важно знать:
– об увеличении физической и умственной нагрузки как следствии изменения режима дня школьника по сравнению с начальной школой;
– о быстром физиологическом взрослении многих детей, гормональном изменении в организме;
– об изменении в питании ребенка, связанном с его большей самостоятельностью.
Рекомендации:
– необходимость смены системы учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий;
– предупреждение близорукости, искривления позвоночника: наблюдение за правильной позой во время выполнения уроков, соблюдение светового режима;
– обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей;
– закаливание ребенка, создание в доме спортивного уголка для обеспечения двигательной активности, занятия спортом, поддержка со стороны семьи;
– воспитание самостоятельности и ответственности у ребенка как главных условий для сохранения его здоровья.
Тема памяток могут быть самыми разными: “Школьник и компьютер”, “Как сберечь здоровье” и т.д. При тщательной подготовке к родительскому собранию вы легко можете сами составить подобный текст.
Шаг пятый. Активно вовлекайте родителей во все внеклассные мероприятия, проходящие не только в классе, но и в школе. Готовите сказку на День учителя? Пусть родители помогут детям подготовить костюмы, сочинить стихи. Поручите организовать видео и фотосъемку их выступления. Пригласите всех родителей на концерт – нет ничего лучше, чем порадоваться за своего ребенка! А уж как приятно будет ребенку! Проводите обычное чаепитие в классе? Сделайте его необычным! Родители могут не только накрыть на стол, но и побывать в роли членов жюри при проведении конкурсов и викторин. Собрались в поездку? Попросите родителей в ее организации, пригласите их поехать с вами, подключите к этому детей – к их “мольбам” они обязательно прислушаются! Идете на природу? А кто же будет помогать разжигать костер и играть с детьми в футбол? Только родители! Нужно поздравить мальчиков или девочек с праздником? Кто же сделает это лучше самых родных и близких? Подготовьте небольшие стихи к каждому подарку и попросите родителей поучаствовать в поздравлении! Справляете чей-то день рождения? Было бы здорово, если бы вместе с именинником пришли и его родители и получили свою долю поздравлений! Поощряйте инициативу родителей! Предложили сводить ребят в лес или на хоккейный матч? Здорово! Вы вместе все замечательно организуете!
Шаг шестой. Больше общайтесь с родителями. Как часто мы это делаем? Когда нужно сообщить о каком-то проступке? Рассказывайте также о достижениях ребенка, о его маленьких победах – родители обязательно ответят вам взаимной заинтересованностью.
Шаг седьмой. Обязательно благодарите родителей! Это могут быть элементарные слова благодарности по итогам четверти или прошедшего мероприятия. На общешкольной линейке можно устно отметить вклад родителей.
Шаг восьмой, самый трудный. Только доброжелательный стиль общения, искренность, заинтересованность, желание помочь их детям и им самим дадут тот результат, о котором мечтает каждый классный руководитель. Полюбить всех без исключения учеников и родителей мы не сможем – да никто и не заставляет это делать. Но уважать их и делать свое дело профессионально – наша обязанность. И тогда вы услышите те слова, ради которых стоит работать: “Наш классный руководитель самый лучший!”
Это лишь несколько советов, которые помогут вам не утратить доброго расположения родителей и связи с ними. Конечно, стопроцентного участия все равно не добиться, однако планомерная систематическая работа принесет свои плоды.